0
2748
Газета Реалии Интернет-версия

11.11.2011 00:00:00

Военно-гражданское сотрудничество в Центральной Азии укрепляется

Тэги: одкб, безопасность


одкб, безопасность Встреча Николая Бордюжи с Ивом Даккором в штаб-квартире ОДКБ.
Фото с официального сайта МККК

Несмотря на шквал критики, традиционно обрушиваемой на ОДКБ в аспекте дееспособности и перспективности этой организации, ее генеральному секретарю Николаю Бордюже удалось добиться признания организации со стороны ООН, ОБСЕ, ШОС и МККК.

В этом году состоялся продуктивный и успешный визит генерального секретаря ООН Пан Ги Муна в штаб-квартиру ОДКБ (см. НВО № 25 от 8 июля 2011 года, «Глобальная контртеррористическая коалиция»). Далее в штаб-квартире ООН на 66-й сессии Генеральной Ассамблеи министры иностранных дел стран ОДКБ провели отдельное заседание и обсудили консолидированную позицию по вопросам международной безопасности и разоружения в рамках повестки дня ООН.

Этим летом в Астане был подписан протокол о сотрудничестве между ОДКБ и Региональной антитеррористической структурой ШОС по всему спектру контртеррористической деятельности. Теперь две организации могут координировать усилия в борьбе с терроризмом в Центрально-Азиатском регионе. ОДКБ располагает тремя видами боеспособных сил: Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР), Коллективные силы быстрого развертывания в Центрально-Азиатском регионе (КСБР ЦАР) и Миротворческие силы ОДКБ.

А в октябре генеральный секретарь ОДКБ принимал в Москве Ламберто Заньера, генерального секретаря ОБСЕ, который впервые, так же как и генсек ООН, выступил на расширенном заседании Постоянного совета при ОДКБ.

В конце октября штаб-квартиру ОДКБ в Москве посетил с первым визитом генеральный директор Международного Комитета Красного Креста Ив Даккор.

В ходе этой встречи был подведен этапный итог реализации Плана мероприятий сотрудничества ОДКБ и МККК в текущем году и было принято решение о формировании плана на следующий, 2012 год с большим акцентом на гуманитарную деятельность и гуманитарные проблемы в вооруженных конфликтах. Представители обеих организаций делились практиками и подходами сотрудничества с международными региональными организациями.

ГЕНСЕК ОДКБ О ПЕРСПЕКТИВАХ РАБОТЫ С КРАСНЫМ КРЕСТОМ

Николай Бордюжа очень высоко оценил развитие сотрудничества с МККК, которое длится уже более четырех лет. «Мы ожидаем от этого взаимодействия решений проблем безопасности в зоне нашей ответственности в конструктивном ключе, – отметил генсек ОДКБ на встрече с главой МККК. – За последние годы наше сотрудничество стремительно развивается. Главное, что эта встреча даст новый импульс к его углублению и интенсификации».

Взаимодействие с МККК относится к сфере военно-гражданского сотрудничества, к гуманитарной сфере оказания помощи населению в зонах конфликтов, кризисов и бедствий. Легитимность такой работы на современном этапе определяется прежде всего Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 46/182 по усилению координации при оказании чрезвычайной гуманитарной помощи (UN General Assembly Resolution 46/182; Strengthening of the Coordination of Humanitarian Emergency Assistance of the United Nations; 1991), в которой говорится о базовых гуманитарных принципах.

Что это конкретно включает? С точки зрения вооруженного конфликта – соблюдение гуманного обращения с ранеными и пленными; недопущение демонстрации в СМИ сцен насилия, то есть допросов; предотвращение убийств без суда и следствия; выполнение обязательств по розыску, эвакуации и достойному погребению тел погибших без дискриминации; запрет демонстрации останков общественности; разминирование и снижение риска воздействия неразорвавшихся боеприпасов на население.

С точки зрения гуманитарного кризиса – обеспечение защиты гражданского населения, особенно гражданского персонала, оказывающего гуманитарную помощь; предоставление медицинской помощи и налаживание достаточной сети локальной национальной медицинской помощи населению; обеспечение населения продовольствием, питьевой водой, кровом; контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой и санитарно-гигиеническими условиями.

Само по себе Международное гуманитарное право (или как его еще называют «право войны», «право вооруженных конфликтов») обязывает стороны конфликта проводить различие между воюющими военными и гражданским населением и персоналом, не нападать на гражданских; заботиться о раненых и больных, предоставляя защиту гражданскому персоналу; обеспечивать уважение человеческого достоинства военнопленных. Конечно, это очень тяжелая задача, так как в споре «есть ли пределы у войны» позитивного ответа нет. Однако современные подходы к обеспечению режима безопасности в зоне конфликта позволяют стремиться достигнуть этих «пределов», что далеко не всегда удается.

Николай Бордюжа продолжает: «Мы интенсивно работаем с Красным Крестом и его региональными отделениями. ОДКБ также ориентирована на урегулирование кризисных ситуаций, но немного в других формах и средствах, чем Красный Крест. Нашей совместной работе очень серьезно помогает Протокол о намерениях, который мы подписали в 2009 году с региональным центром Красного Креста. Сегодня нам нужно координировать усилия двух международных организаций, создать алгоритм взаимодействия при возникновении кризисной ситуации в Центральной Азии или на Кавказе».

Удалось выйти на решение конкретных задач: по прогнозу развития обстановки в зоне потенциального конфликта, планированию совместных мер, размещению сил и средств в период кризисных ситуаций на пространстве государств ОДКБ, по механизмам взаимодействия и обмена информацией. В мире еще не выработано единой концепции этого военно-гражданского взаимодействия и все приходится осваивать на собственном опыте.

Военным силам ОДКБ и гражданскому персоналу МККК нужно выстраивать целую систему в ходе взаимодействия – организация процесса координации усилий в конкретном регионе, планирование на местности, обмен информацией, определение субординации при командовании силами и средствами, обеспечение коммуникаций между собой и другими вовлеченными акторами (включая ВОЗ, НПО и т.д.). Для этого нужны совместные практические учения и дополнительное обучение людей.

«Совместная деятельность с МККК по кризисному урегулированию важна для государств ОДКБ, – говорит Николай Бордюжа. – Мы достигли договоренности, как строить работу в будущем, о дальнейших шагах с точки зрения повседневной деятельности наших организаций. Мы помогаем обмениваться нашим странам информацией в сфере обеспечения Международного гуманитарного права и помогаем военнослужащим получать знания о праве применения силы. Мы обсуждаем национальные и коллективные подходы и опыт формирования цивилизованного облика вооруженных сил, их обучения знаниям и неукоснительному следованию нормам и принципам Международного гуманитарного права при выполнении своих обязанностей. Впереди у нас много интересных проектов и совместных мероприятий. Работа наша перешла на системную постоянную основу».

УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЕМА РАБОТ ОЗНАЧАЕТ РОСТ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

Глава Международного Комитета Красного Креста Ив Даккор чрезвычайно доволен сотрудничеством с ОДКБ. «Мы должны строить сильные взаимоотношения с ОДКБ, и для Красного Креста очень важно усилить сотрудничество с организацией на предстоящие годы вперед. Необходимо особо отметить, что наше сотрудничество посвящено решению конкретных проблем. Я расцениваю наши взаимоотношения как очень прочные. Подписанный ранее Протокол о намерениях является конкретным документом, лежащим в основе нашего сотрудничества. Мы рады видеть большую готовность к сотрудничеству со стороны ОДКБ», – заявил в штаб-квартире ОДКБ в Москве Ив Даккор.

Была отмечена важность работы МККК с ОДКБ именно на современном этапе. «Сейчас мы переживаем времена, когда существует очень высокий уровень непредсказуемости в сфере безопасности. Нам приходится действовать в очень трудных ситуациях, которые мы не планировали, и мы должны быть заранее готовы к этому. Более того, конфликты и кризисы зачастую включают целый ряд различных аспектов, в рамках одного кризиса могут быть насилие, проблемы с миграцией, ущерб природной среде, и всю картину происходящего необходимо понимать во всей ее сложности», – сказал глава МККК.

Красный Крест давно и активно работает в регионе ответственности ОДКБ, особенно в Центральной Азии, в Таджикистане и Киргизии, а также южнее, в Афганистане и Пакистане. МККК помогает там пострадавшим в вооруженных конфликтах, перемещенным лицам, жертвам минных взрывов, возвращающимся вынужденным переселенцам, в том числе в аспекте информирования о заминированных территориях и местах скопления неразорвавшихся боеприпасов и т.п.

Координировать действия в Центральной Азии очень сложно. Например, в Афганистане сегодня существует три раздельные государственные системы здравоохранения, одна из них сугубо гражданская (обычное здравоохранение), вторая – сугубо военная, для Афганской национальной армии (Afghan National Army, ANA), и третья – также военная, но полицейская, для Афганской национальной полиции (Afghan National Police, ANP). Все три системы получают финансирование из разных источников и управляются из разных организаций. И это еще не такой запутанный вариант государственной инфраструктуры, с какими приходится сталкиваться в государствах, страдающих от затяжных кризисов и конфликтов.

Вот почему для МККК так важно опираться на ОДКБ, которая способна помочь разобраться в необходимой инфраструктуре государств зоны своей ответственности. «Мы можем действовать совместно, но каждый в рамках своего мандата. Наше сотрудничество с ОДКБ очень важно, но оно не будет подменять нашу собственную работу. Красный Крест имеет особый мандат на действия в зонах конфликтов, иногда в их самой острой фазе, но что не менее важно, наша организация помогает преодолевать долгосрочные конфликты. В период обострения кризиса от нас ожидают эффективных и быстрых действий, что требует хорошего знания страны и постоянного там представительства», – отметил Ив Даккор. Глава МККК также добавил, что за последние 20 лет приобретен опыт постоянного присутствия в зонах конфликтов, но к сожалению, «конфликты никогда не заканчиваются в одночасье, они имеют тенденцию затухать и вновь возобновляться, что нужно учитывать в планировании работы».

Ив Даккор отдельно остановился на новой зоне нестабильности, простирающейся от Северной Африки до Ближнего Востока. «Этот год для всех организаций в сфере безопасности был особенно нелегким. Нам пришлось работать не только в Афганистане и Пакистане, в привычных уже местах, но и в новых кризисных зонах – Йемен, Палестина, Ливия, Сирия, Кот-д’Ивуар, где мы также осуществляем гуманитарную деятельность», – подчеркнул глава МККК. В таких странах, как Ливия, Сирия и Йемен, Красный Крест особенно выступает за соблюдение Международного гуманитарного права и гуманное обращение с ранеными и пленными. Хотя эти страны не входят в зону ответственности ОДКБ, обстановка в Ливии и Сирии и перспективы ее дальнейшего развития обсуждались на переговорах с Николаем Бордюжей.

Находить точки соприкосновения, общие подходы, подбирать законные государственные и международные механизмы урегулирования ситуации нужно не только в указанных горячих регионах Центральной Азии, Ближнего Востока и Северной Африки. Кавказ, особенно зона недавнего вооруженного конфликта 2008 года, остается важнейшим приоритетом для МККК.

Так, недавно под эгидой Красного Креста в Двани (Грузия) состоялась уже пятая встреча участников координационного механизма по выяснению участи лиц, пропавших без вести со времен боевых действий в августе 2008 года. Эта работа включает поиск и предоставление всей необходимой информации семьям пропавших без вести грузин, осетин и россиян. Есть успешные результаты, достигнутые за уже почти два года поисков – механизм был создан в феврале 2010 года. В процесс идентификации пропавших вовлечены специалисты Национального судебно-медицинского бюро Грузии и региональное отделение МККК. Но пока что список пропавших без вести в связи с грузино-российским конфликтом 2008 года насчитывает 45 имен.

По итогам встречи Ив Даккор и Николай Бордюжа договорились о практической отработке взаимодействия МККК и ОДКБ в 2012 году в Армении (учения КСОР) и Казахстане (Миротворческие силы). Ив Даккор выразил готовность делиться знаниями и накопленным практическим опытом между специалистами двух организаций, обсуждать перспективы региональной безопасности «от Афганистана до Кавказа», решать вопросы грамотного взаимодействия между вооруженными силами, гражданским населением и гражданскими гуманитарными организациями в зоне любого конфликта.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Ольга Соловьева

Чиновники не хотят привлекать частный бизнес для проведения переписей населения

0
586
Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Иван Родин

Иностранных консулов будут пускать к согражданам только два раза в месяц

0
502
Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Дарья Гармоненко

Борьба за возвращение городу на Волге предыдущего имени происходит волнами

0
432
Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Екатерина Трифонова

К извещению участников уголовного дела подходить формально нельзя, к замене адвоката – можно

0
569

Другие новости