Встреча Николая Бордюжи с Ивом Даккором в штаб-квартире ОДКБ.
Фото с официального сайта МККК
Несмотря на шквал критики, традиционно обрушиваемой на ОДКБ в аспекте дееспособности и перспективности этой организации, ее генеральному секретарю Николаю Бордюже удалось добиться признания организации со стороны ООН, ОБСЕ, ШОС и МККК.
В этом году состоялся продуктивный и успешный визит генерального секретаря ООН Пан Ги Муна в штаб-квартиру ОДКБ (см. НВО № 25 от 8 июля 2011 года, «Глобальная контртеррористическая коалиция»). Далее в штаб-квартире ООН на 66-й сессии Генеральной Ассамблеи министры иностранных дел стран ОДКБ провели отдельное заседание и обсудили консолидированную позицию по вопросам международной безопасности и разоружения в рамках повестки дня ООН.
Этим летом в Астане был подписан протокол о сотрудничестве между ОДКБ и Региональной антитеррористической структурой ШОС по всему спектру контртеррористической деятельности. Теперь две организации могут координировать усилия в борьбе с терроризмом в Центрально-Азиатском регионе. ОДКБ располагает тремя видами боеспособных сил: Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР), Коллективные силы быстрого развертывания в Центрально-Азиатском регионе (КСБР ЦАР) и Миротворческие силы ОДКБ.
А в октябре генеральный секретарь ОДКБ принимал в Москве Ламберто Заньера, генерального секретаря ОБСЕ, который впервые, так же как и генсек ООН, выступил на расширенном заседании Постоянного совета при ОДКБ.
В конце октября штаб-квартиру ОДКБ в Москве посетил с первым визитом генеральный директор Международного Комитета Красного Креста Ив Даккор.
В ходе этой встречи был подведен этапный итог реализации Плана мероприятий сотрудничества ОДКБ и МККК в текущем году и было принято решение о формировании плана на следующий, 2012 год с большим акцентом на гуманитарную деятельность и гуманитарные проблемы в вооруженных конфликтах. Представители обеих организаций делились практиками и подходами сотрудничества с международными региональными организациями.
ГЕНСЕК ОДКБ О ПЕРСПЕКТИВАХ РАБОТЫ С КРАСНЫМ КРЕСТОМ
Николай Бордюжа очень высоко оценил развитие сотрудничества с МККК, которое длится уже более четырех лет. «Мы ожидаем от этого взаимодействия решений проблем безопасности в зоне нашей ответственности в конструктивном ключе, – отметил генсек ОДКБ на встрече с главой МККК. – За последние годы наше сотрудничество стремительно развивается. Главное, что эта встреча даст новый импульс к его углублению и интенсификации».
Взаимодействие с МККК относится к сфере военно-гражданского сотрудничества, к гуманитарной сфере оказания помощи населению в зонах конфликтов, кризисов и бедствий. Легитимность такой работы на современном этапе определяется прежде всего Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 46/182 по усилению координации при оказании чрезвычайной гуманитарной помощи (UN General Assembly Resolution 46/182; Strengthening of the Coordination of Humanitarian Emergency Assistance of the United Nations; 1991), в которой говорится о базовых гуманитарных принципах.
Что это конкретно включает? С точки зрения вооруженного конфликта – соблюдение гуманного обращения с ранеными и пленными; недопущение демонстрации в СМИ сцен насилия, то есть допросов; предотвращение убийств без суда и следствия; выполнение обязательств по розыску, эвакуации и достойному погребению тел погибших без дискриминации; запрет демонстрации останков общественности; разминирование и снижение риска воздействия неразорвавшихся боеприпасов на население.
С точки зрения гуманитарного кризиса – обеспечение защиты гражданского населения, особенно гражданского персонала, оказывающего гуманитарную помощь; предоставление медицинской помощи и налаживание достаточной сети локальной национальной медицинской помощи населению; обеспечение населения продовольствием, питьевой водой, кровом; контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой и санитарно-гигиеническими условиями.
Само по себе Международное гуманитарное право (или как его еще называют «право войны», «право вооруженных конфликтов») обязывает стороны конфликта проводить различие между воюющими военными и гражданским населением и персоналом, не нападать на гражданских; заботиться о раненых и больных, предоставляя защиту гражданскому персоналу; обеспечивать уважение человеческого достоинства военнопленных. Конечно, это очень тяжелая задача, так как в споре «есть ли пределы у войны» позитивного ответа нет. Однако современные подходы к обеспечению режима безопасности в зоне конфликта позволяют стремиться достигнуть этих «пределов», что далеко не всегда удается.
Николай Бордюжа продолжает: «Мы интенсивно работаем с Красным Крестом и его региональными отделениями. ОДКБ также ориентирована на урегулирование кризисных ситуаций, но немного в других формах и средствах, чем Красный Крест. Нашей совместной работе очень серьезно помогает Протокол о намерениях, который мы подписали в 2009 году с региональным центром Красного Креста. Сегодня нам нужно координировать усилия двух международных организаций, создать алгоритм взаимодействия при возникновении кризисной ситуации в Центральной Азии или на Кавказе».
Удалось выйти на решение конкретных задач: по прогнозу развития обстановки в зоне потенциального конфликта, планированию совместных мер, размещению сил и средств в период кризисных ситуаций на пространстве государств ОДКБ, по механизмам взаимодействия и обмена информацией. В мире еще не выработано единой концепции этого военно-гражданского взаимодействия и все приходится осваивать на собственном опыте.
Военным силам ОДКБ и гражданскому персоналу МККК нужно выстраивать целую систему в ходе взаимодействия – организация процесса координации усилий в конкретном регионе, планирование на местности, обмен информацией, определение субординации при командовании силами и средствами, обеспечение коммуникаций между собой и другими вовлеченными акторами (включая ВОЗ, НПО и т.д.). Для этого нужны совместные практические учения и дополнительное обучение людей.
«Совместная деятельность с МККК по кризисному урегулированию важна для государств ОДКБ, – говорит Николай Бордюжа. – Мы достигли договоренности, как строить работу в будущем, о дальнейших шагах с точки зрения повседневной деятельности наших организаций. Мы помогаем обмениваться нашим странам информацией в сфере обеспечения Международного гуманитарного права и помогаем военнослужащим получать знания о праве применения силы. Мы обсуждаем национальные и коллективные подходы и опыт формирования цивилизованного облика вооруженных сил, их обучения знаниям и неукоснительному следованию нормам и принципам Международного гуманитарного права при выполнении своих обязанностей. Впереди у нас много интересных проектов и совместных мероприятий. Работа наша перешла на системную постоянную основу».
УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЕМА РАБОТ ОЗНАЧАЕТ РОСТ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
Глава Международного Комитета Красного Креста Ив Даккор чрезвычайно доволен сотрудничеством с ОДКБ. «Мы должны строить сильные взаимоотношения с ОДКБ, и для Красного Креста очень важно усилить сотрудничество с организацией на предстоящие годы вперед. Необходимо особо отметить, что наше сотрудничество посвящено решению конкретных проблем. Я расцениваю наши взаимоотношения как очень прочные. Подписанный ранее Протокол о намерениях является конкретным документом, лежащим в основе нашего сотрудничества. Мы рады видеть большую готовность к сотрудничеству со стороны ОДКБ», – заявил в штаб-квартире ОДКБ в Москве Ив Даккор.
Была отмечена важность работы МККК с ОДКБ именно на современном этапе. «Сейчас мы переживаем времена, когда существует очень высокий уровень непредсказуемости в сфере безопасности. Нам приходится действовать в очень трудных ситуациях, которые мы не планировали, и мы должны быть заранее готовы к этому. Более того, конфликты и кризисы зачастую включают целый ряд различных аспектов, в рамках одного кризиса могут быть насилие, проблемы с миграцией, ущерб природной среде, и всю картину происходящего необходимо понимать во всей ее сложности», – сказал глава МККК.
Красный Крест давно и активно работает в регионе ответственности ОДКБ, особенно в Центральной Азии, в Таджикистане и Киргизии, а также южнее, в Афганистане и Пакистане. МККК помогает там пострадавшим в вооруженных конфликтах, перемещенным лицам, жертвам минных взрывов, возвращающимся вынужденным переселенцам, в том числе в аспекте информирования о заминированных территориях и местах скопления неразорвавшихся боеприпасов и т.п.
Координировать действия в Центральной Азии очень сложно. Например, в Афганистане сегодня существует три раздельные государственные системы здравоохранения, одна из них сугубо гражданская (обычное здравоохранение), вторая – сугубо военная, для Афганской национальной армии (Afghan National Army, ANA), и третья – также военная, но полицейская, для Афганской национальной полиции (Afghan National Police, ANP). Все три системы получают финансирование из разных источников и управляются из разных организаций. И это еще не такой запутанный вариант государственной инфраструктуры, с какими приходится сталкиваться в государствах, страдающих от затяжных кризисов и конфликтов.
Вот почему для МККК так важно опираться на ОДКБ, которая способна помочь разобраться в необходимой инфраструктуре государств зоны своей ответственности. «Мы можем действовать совместно, но каждый в рамках своего мандата. Наше сотрудничество с ОДКБ очень важно, но оно не будет подменять нашу собственную работу. Красный Крест имеет особый мандат на действия в зонах конфликтов, иногда в их самой острой фазе, но что не менее важно, наша организация помогает преодолевать долгосрочные конфликты. В период обострения кризиса от нас ожидают эффективных и быстрых действий, что требует хорошего знания страны и постоянного там представительства», – отметил Ив Даккор. Глава МККК также добавил, что за последние 20 лет приобретен опыт постоянного присутствия в зонах конфликтов, но к сожалению, «конфликты никогда не заканчиваются в одночасье, они имеют тенденцию затухать и вновь возобновляться, что нужно учитывать в планировании работы».
Ив Даккор отдельно остановился на новой зоне нестабильности, простирающейся от Северной Африки до Ближнего Востока. «Этот год для всех организаций в сфере безопасности был особенно нелегким. Нам пришлось работать не только в Афганистане и Пакистане, в привычных уже местах, но и в новых кризисных зонах – Йемен, Палестина, Ливия, Сирия, Кот-д’Ивуар, где мы также осуществляем гуманитарную деятельность», – подчеркнул глава МККК. В таких странах, как Ливия, Сирия и Йемен, Красный Крест особенно выступает за соблюдение Международного гуманитарного права и гуманное обращение с ранеными и пленными. Хотя эти страны не входят в зону ответственности ОДКБ, обстановка в Ливии и Сирии и перспективы ее дальнейшего развития обсуждались на переговорах с Николаем Бордюжей.
Находить точки соприкосновения, общие подходы, подбирать законные государственные и международные механизмы урегулирования ситуации нужно не только в указанных горячих регионах Центральной Азии, Ближнего Востока и Северной Африки. Кавказ, особенно зона недавнего вооруженного конфликта 2008 года, остается важнейшим приоритетом для МККК.
Так, недавно под эгидой Красного Креста в Двани (Грузия) состоялась уже пятая встреча участников координационного механизма по выяснению участи лиц, пропавших без вести со времен боевых действий в августе 2008 года. Эта работа включает поиск и предоставление всей необходимой информации семьям пропавших без вести грузин, осетин и россиян. Есть успешные результаты, достигнутые за уже почти два года поисков – механизм был создан в феврале 2010 года. В процесс идентификации пропавших вовлечены специалисты Национального судебно-медицинского бюро Грузии и региональное отделение МККК. Но пока что список пропавших без вести в связи с грузино-российским конфликтом 2008 года насчитывает 45 имен.
По итогам встречи Ив Даккор и Николай Бордюжа договорились о практической отработке взаимодействия МККК и ОДКБ в 2012 году в Армении (учения КСОР) и Казахстане (Миротворческие силы). Ив Даккор выразил готовность делиться знаниями и накопленным практическим опытом между специалистами двух организаций, обсуждать перспективы региональной безопасности «от Афганистана до Кавказа», решать вопросы грамотного взаимодействия между вооруженными силами, гражданским населением и гражданскими гуманитарными организациями в зоне любого конфликта.