Памятный знак «25 лет ВВМУИО».
Иллюстрация предоставлена автором
Энергию развития высшей школы, в том числе военной, несут инновационные вузы, возникающие на базе старейших университетов. В их числе основанный в 1951 году для мобилизации оборонной науки Московский физико-технический институт (МФТИ). Одновременно с ним с учетом новых тенденций войны на море было создано Высшее военно-морское училище инженеров оружия.
История этих вузов повторяет закономерность возврата на новой основе к вековым традициям содержания отечественного образования, пробивающую себе дорогу через воинствующее невежество органов управления подготовкой кадров.
ИНТЕГРАЦИЯ НЕСОВМЕСТИМОСТЕЙ
В послевоенный период были еще свежи трагические уроки форсирования минных заграждений, подрывов кораблей на неконтактных минах, беззащитность от самонаводящихся акустических торпед, слабость противоминной и противолодочной обороны боевых кораблей и транспортных судов.
С учетом остроты проблем испытаний и приемки, хранения и утилизации миллионов тонн боеприпасов ощущалась острая потребность в инженерах оружия – высококвалифицированных эксплуатационниках, испытателях, технологах-военпредах на заводах, в НИИ и КБ, специалистах для складов и арсеналов. Одновременно считалось, что инженер оружия должен быть корабельным офицером и выполнять функции командира БЧ корабля IV ранга.
Базой для создания Высшего военно-морского училища инженеров оружия (ВВМУИО) явился открытый 1 октября 1948 года в командном ВВМОЛУ им. Фрунзе инженерный минно-торпедный факультет со сроком обучения пять лет и шесть месяцев. Его возглавил Герой Советского Союза капитан I ранга Абрам Григорьевич Свердлов.
Основание ВВМУИО связано с именем народного комиссара ВМФ СССР, Адмирала флота Советского Союза Николая Кузнецова. В 1946 году на совещании конструкторов он отмечал необходимость использовать «последние достижения в области науки и техники: кибернетики, электроники и атомной энергии. Эти идеи Кузнецову удалось воплотить на посту начальника военно-морских учебных заведений при решении вопросов организации подготовки инженеров оружия.
С восстановлением Кузнецова в должности Главкома ВМФ СССР в 1951 году ВВМУ инженеров оружия (как и МФТИ) приобрело самостоятельный статус и перешло к полномасштабной подготовке специалистов по всем видам оружия флота. Начальником училища стал крупный специалист в области корабельной артиллерии контр-адмирал Владимир Егоров. Училище перевели в самое большое здание Ленинграда – Дворец Советов. Кроме минно-торпедного, здесь разместились артиллерийский, реактивный (ракетного оружия) и химический факультеты. Позднее к ним добавился гидрографический факультет.
Алгоритм подготовки инженера оружия совмещал требования к строевому офицеру флота с научно-техническими к специалисту широкого профиля. Решение задачи интеграции образования, науки и производства осуществлялось тесной связью кафедр с НИИ, управлениями ВМФ и промышленностью, оперативным обеспечением документацией, новыми образцами военной техники, экспертизой зарубежного оружия и технологий.
Главным результатом эксперимента под названием ВВМУИО явилось формирование инженера-универсала, способного овладеть новыми знаниями, видами деятельности, образцами оружия и военной техники.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОРЫВА
Навигаторами, «вводившими в меридиан» будущих руководителей и ученых, кроме курсовых ротных офицеров, были младшие командиры со старших курсов, учившие подчиняться, умерять гордыню, чувствовать силу власти над людьми. И, по заветам адмирала Степана Макарова, удостоиться высокого звания – морской офицер, «…быть аристократом, но знать труд простого матроса».
В большинстве воспоминаний выпускников ВВМУИО фиксируется способность к мобилизации в критической обстановке полезных знаний – созданием интеллектуальной обратной связи с реальностью, что можно отнести к заслуге преподавателей – истинных патриотов своих дисциплин, считавших целью подготовить специалиста реагировать на новые угрозы. Реальность такой угрозы проявилась в гибели 29 октября 1955 года ЛК «Новороссийск». Реакцией стало изучение ключевых причин потери остойчивости корабля и математических основ колебательных процессов.
Среди ученых исполином высится фигура начальника кафедры минного оружия, лауреата Сталинской премии Абрама Гейро, открывшего широкое поле развития минного оружия, способного изменить геополитическую ситуацию и заставить капитулировать страны с мощным военным флотом.
Тренд научно-технического прогресса превратил мину в торпеду, а затем в высокоточное оружие – крылатую ракету типа «Томагавк» – замену межконтинентальным баллистическим ракетам («Трайдент-2»). Жертвой «крылатых торпед» стали Югославия и Ливия. Однако сегодня иранские минные заграждения в Ормузском проливе способны нейтрализовать весь потенциал ВМС США.
Принципы целостной подготовки инженера оружия состояли в запредельной нагрузке, воспитании ответственностью и поиске нового. Плотность программы младших курсов «выжигала» ленивых и слабых духом, повышая надежность человека на выходе.
Особая роль отводилась выбору тем дипломных проектов, где будущий специалист искал системное решение порой экзотической задачи. В дальнейшем, обрастая знаниями и опытом, это решение превращалось порой в базовую модель образца оружия. Что и произошло через 10 лет с темой автора «Аппаратура наведения мины, предназначенной против подводных лодок, идущих подо льдом».
Дипломная работа как образовательный итог обеспечивалась системой практик, в том числе штурманской, где будущие инженеры оттачивали знания по навигации при реальной прокладке на ЗМ «Урал», производственно-проектной и корабельной. Осмысление истории военно-морского искусства и тактики ВМФ помогало избавиться от шапкозакидательства в областях, далеких от специальности.
ТРИУМФ ЭКСПЕРИМЕНТА
Звездным часом ВВМУИО и всей системы военно-морского образования явилась историческая миссия по созданию Ракетных войск стратегического назначения. Где в результате жесткой конкуренции образовательных технологий ключевые высоты заняли инженеры оружия. В их числе Главком РВСН и министр обороны РФ Маршал России Игорь Сергеев, начальники полигона и головного 4 ЦНИИ, вузов, командиры частей и соединений РВСН. Должность командующего Военно-космическими силами РФ занял выпускник Каспийского ВВМУ Владимир Иванов. Образование позволило инженерам оружия занимать ответственные должности, связанные с широкой тематикой ядерных зарядных устройств.
Заметный след инженеры оружия оставили в ВМФ, заложив основы морских стратегических ядерных сил. Они дали импульс развитию ракетно-артиллерийского, минно-трального, торпедного и противолодочного оружия. Они стали командирами надводных кораблей и АПЛ, руководителями центральных управлений, НИИ и кафедр вузов, КБ и военных представительств в промышленности.
Из курсантов училища вышли два командующих флотом, губернатор, директор института РАН, академики, доктора и кандидаты наук, профессора, доценты, лауреаты Ленинских и Государственных премий. При малочисленности выпускников (не более 1000 человек) данный факт служит показателем продуктивности в деле качественной подготовки специалистов интеграции классического военно-морского и инженерного образования.
РАЗГРОМНАЯ ПОЛИТИКА
На Пленуме ЦК КПСС 29 октября 1957 года Никита Хрущев потребовал вместо «старых катеров и эсминцев, вооруженных классической артиллерией», строить подводный флот, вооруженный ракетами. Разгром же уникального учебного заведения начался после назначения в 1956 году Главкомом ВМФ Сергея Горшкова. К 1960 году все факультеты ВВМУИО были растворены в четырех командных училищах.
Последствия закрытия ВВМУИО страна пожинает по сей день. Причиной гибели АПЛ «Курск» стала утрата инженерных традиций торпедистами и слабая техническая подготовка командования ВМФ, не получившего инженерного образования. Итог отсутствия специалистов по утилизации боеприпасов – катастрофа на арсенале в Ульяновске. Без прогноза развития систем оружия были допущены грубейшие просчеты в ракетостроении и развертывании кораблей ВМФ.