0
3011
Газета Реалии Интернет-версия

01.02.2013 00:00:00

Пришейте "потентату" левую руку

Владимир Лебедько

Об авторе: Владимир Георгиевич Лебедько - кандидат военных наук, профессор, контр-адмирал в отставке.

Тэги: история, флот, вмф


история, флот, вмф Возрождение флота начнется с подъема Андреевского флага на легендарном крейсере «Аврора».
Фото Reuters

Незаметно оказалось, что у нас исчез такой вид Вооруженных сил, как Военно-морской флот. Вроде бы он и есть и в то же время его нет. Вспомним слова отца русского регулярного флота Петра Великого: «Всякий потентат, который едино войско сухопутное имеет – одну руку имеет, а который и флот имеет – обе руки имеет».

Глубокий смысл этих слов заключается в том, что обе руки развиваются самостоятельно, так же как у человека. Самостоятельность развития левой руки означает оценку обстановки в морях и океанах, построение оргструктур флота, строительство кораблей, подводных лодок и авиации, развитие военно-морского искусства, подготовку кадров и управление силами флота. Объединение обеих рук увеличивает силу государства.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ

А теперь посмотрим, как на примере флота развивалась сила «левой руки» в истории России. 12 декабря 1718 года указом Петра I учреждена Адмиралтейств-коллегия – высший орган управления военно-морским ведомством. Она ведала вооружением, комплектованием флота, строительством кораблей, сооружением портов и каналов, подготовкой морских офицеров, разработкой морских уставов.

В 1720 году Адмиралтейств-коллегией было создано собрание морских законов – книги «Устав морской о всем, что касается управления флотом на море». Основную работу при этом выполнил Петр Великий. Президент Адмиралтейств-коллегии как член Сената непосредственно подчинялся царю. В 1802 году с образованием Морского министерства Адмиралтейств-коллегия вошла в его состав. Морское министерство взяло на себя управленческие функции в развитии флота, сфера деятельности Адмиралтейств-коллегии часто менялась. В 1827 году она была преобразована в Адмиралтейств-совет при Морском министерстве. Первым его председателем был начальник Главного штаба, с 1860 года – Главный начальник флота и Морского ведомства, а с 1906 года – морской министр. В этом же году был образован Морской генеральный штаб. Он функционировал наряду с Главным морским штабом и ведал разработкой планов войны на море, судостроительными программами, планами боевой подготовки флота, изучением иностранных флотов, направлял и координировал деятельность военно-морского отдела Морской академии, Лиги обновления флота и других общественных флотских организаций. В августе 1921 года Морской генеральный штаб был упразднен.

Декретом советской власти от 6 декабря 1917 года Адмиралтейств-совет был упразднен. В этом же году была упразднена должность морского министра. Это было вызвано не столько революционными преобразованиями, сколько значительным ослаблением флота. Итак, самостоятельность «левой руки» просуществовала 199 лет. За этот период флот содействовал армии во всех войнах России. И, если исключить Русско-японскую войну, то флот и армия совместно успешно решали все боевые задачи.

8 ноября 1917 года был образован комитет по военным и морским делам. В начале 1918 года Народный комиссариат по военным и морским делам был разделен на два самостоятельных Народных комиссариата – по военным делам и по морским делам, что нашло отражение в первой советской Конституции. 4 марта 1918 года был создан Высший военный совет, руководивший Народными комиссариатами по военным и морским делам. 2 сентября 1918 года Высший военный совет был упразднен. Вместо него учрежден Революционный военный совет Республики, а 30 ноября 1918 года создан Совет рабоче-крестьянской обороны. Несмотря на все эти революционные преобразования, советское правительство не выпускало из вида флот. Народный комиссариат по морским делам при отсутствии должной самостоятельности сделал немало за пять лет для восстановления флота.

В 1923 году был образован единый Народный комиссариат по военным и морским делам. В него входило управление морских сил РККА. Следует обратить внимание на то, что ВМФ был частью Рабоче-крестьянской Красной армии. В 1934 году был создан Наркомат обороны с тем же управлением по ВМФ. Флот быстро строился, получило дальнейшее развитие оперативное искусство ВМФ.

В Великой Отечественной войне флот достойно выполнил свой долг перед Родиной. При рассмотрении итогов войны приоритет отдавался Сухопутным войскам.

МОРСКОЕ МИНИСТЕРСТВО

В 1946 году было создано Министерство обороны, в состав которого входили Главное командование и Главный штаб ВМФ. Флот вновь был лишен самостоятельности в своем развитии. Но обстановка на морях и океанах стремительно менялась. Это послужило обстоятельством для создания в 1950 году Министерства ВМФ со своим Морским генеральным штабом. После смерти Сталина это министерство было упразднено.

Итак, с учетом Наркомата ВМФ самостоятельность флоту была дана в течение 11 лет. Тем не менее за эти годы флот значительно вырос. Основой его стали подводные лодки, начато проектирование атомных подводных лодок и заложены основы теории военно-морской стратегии. В последнем особая роль принадлежит адмиралу Виталию Фокину. Он считал, что военно-морская стратегия должна иметь самостоятельное развитие, а в условиях угрожающих или военных действий она должна входить в единую военную стратегию государства.

Почти 30-летний период, когда на посту главнокомандующего ВМФ был Адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков, можно назвать великим в жизни нашего флота. Опираясь на личное знакомство с высшим генералитетом, с Маршалом Советского Союза Андреем Гречко, с Генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневым, он практически был морским министром, сумевшим создать океанский флот нашей Родины. Основу этого флота составляли дизельные и атомные подводные лодки, ракетоносцы с межконтинентальным баллистическим ракетным оружием. Ему принадлежит заслуга в создании первых авианосцев. Наш флот бороздил большинство морей и все океаны, создавая там особую оперативно-стратегическую обстановку. Противник боялся и уважал нас.

Горшкову принадлежит разработка стратегии арктического подледного применения подводного флота, создание теоретических основ стратегической океанской операции, формулирование морской мощи государства. В 2005 году была издана книга «Военно-морская стратегия», в которой авторы с пафосом провозгласили: «Горшков – это Мэхэн сегодня». Но это – непостижимое морское невежество! В XIX веке американский контр-адмирал Альфред Мэхэн создал теорию морской захватнической стратегии. Россия никогда не собиралась захватывать острова и материки, а Сергей Георгиевич Горшков не был захватчиком и его адмиралы не исповедовали захватнические идеи. К великому сожалению, продолжателей дела Горшкова не нашлось. В какой-то степени это связано с падением советской власти. Океанский флот развалился при главнокомандующих адмиралах флота Владимире Чернавине и Феликсе Громове. Боевые корабли, подводные лодки, вспомогательные суда, во многом не выслужившие срок своей службы, ставились под нож, выбрасывались на берег, продавались иностранным государствам. Можно только догадываться, какие деньги крутились в этом водовороте.

ВМЕСТО ВОССТАНОВЛЕНИЯ – ПЕРЕСЕЛЕНИЕ

В 2001 году в связи с трагедией «Курска», выступая перед жителями Видяева (Мурманская область), Владимир Путин сказал: «Обещаю, я восстановлю боеспособность флота». Но инерция разрушения была слишком сильной. Пришедший на пост министра обороны Анатолий Сердюков своими реформами ударил сразу под корень: была разрушена Военно-морская академия; до предела сокращен состав научно-исследовательских институтов ВМФ; сокращен научный инженерно-технический потенциал, обеспечивающий качество кораблестроения; разрушены некоторые военно-морские заведения, основные учебные отряды младших специалистов и старшинских кадров, военные городки на побережье морей. В самом нижнем минусе оказалось развитие военно-морского искусства. Но и это еще не все. Главнокомандующий ВМФ со своим поредевшим штабом, без органов управления силами и организациями флота переселен из Москвы в Санкт-Петербург. Мало того, «левая рука» была отрезана, но теперь еще и отброшена в сторону, чтобы не мешалась под ногами.

Правительство не забывает о флоте. Проводятся большие флотские праздники, съезды ветеранов, морские собрания, крутятся по телевидению фильмы о подводниках и морских походах, передаются по «Эху Москвы» военные советы, говорящие о грозной силе нашего флота, оснащенного «Мистралями». И все верят, что флот у нас есть.

Флот очень дорогостоящий вид Вооруженных сил. Особенно дороги его кадры, без которых не полетит никакая ракета, не уйдет в глубину подводная лодка, не взлетит самолет. Если мы берем пример с Запада, то мы видим, что ни одна страна не позволяла себе так обращаться со своим флотом. Теперь, чтобы уважали нас на морях, потребуется добрый десяток лет. Может быть, за это время мы найдем нашу «левую руку» и пришьем ее к потентату. Тогда мы будем сильны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1535
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1736
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1842
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4191

Другие новости