Теперь вместо ожидаемого жилья бесквартирные офицеры получат деньги. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Министерство обороны России планирует с 1 января следующего года уйти от предоставления военнослужащим готовых квартир, вместо которых уволившиеся из армии офицеры будут получать деньги, необходимые им для покупки жилья в «выбранном месте жительства», то есть там, где они сами захотят жить.Некоторые эксперты – кто-то в силу незнания проблемы, а кто-то просто поддерживая строительное лобби – уже успели подвергнуть критике идею монетизации квартир, настаивая на том, что Минобороны должно строить дальше, больше и лучше, и очередь не обеспеченных жильем офицеров вскоре рассосется. Эта позиция не выдерживает никакой критики как минимум сразу по двум причинам.
Во-первых, сама система обеспечения готовым жильем уволившихся в запас военнослужащих и членов их семей на протяжении последних 20 с лишним лет доказывала исключительно одно – свою нежизнеспособность. Как ни стыдно признать, но даже не все ветераны Великой Отечественной войны получили обещанное государством жилье. Решить квартирный вопрос в рамках ныне существующих правил распределения квадратных метров пытались и Грачев, и Родионов, и Иванов, и Сердюков. Не смог никто. Причина очевидна – в основу госгарантий военнослужащим на получение жилья были положены натуральные обязательства, которые не работают в рыночной экономике. Кстати, нигде, кроме России, системы выделения военным готового жилья от Минобороны и нет. И быть не может, хотя бы потому, что строить – не функция армии в принципе. А стимулировать рынок должны не строительные компании Минобороны, а покупатели жилья, у которых на руках для этого должны быть именно деньги, а не «лист очередника».
Во-вторых, сама очередь ожидающих жилья военных вопреки мнению защитников системы распределения со временем не укорачивается, а, наоборот, растет. За последние три года, когда жилье худо-бедно строилось, крышей над головой были обеспечены 139 200 человек, но на 1 января 2013 года в очереди оставались еще примерно 59 тыс., то есть треть нуждающихся так и остались необеспеченными. Но это вовсе не значит, что очередников в армии было всего 200 тыс., их количество постоянно растет – кто-то увольняется, кто-то уходит под сокращение. Кстати, в армии сегодня в целом служит 170 тыс. офицеров. А те, кто получал жилье в прошлом году, стояли в очереди за ним долгие годы. Спросите их – они хотят стоять еще 5 или 10 лет?
Но очередь не становится короче и еще по одной причине. Сегодня законом закреплено право военнослужащего отказаться от предоставляемой ему площади. Например, обосновав отказ тем, что, увольняясь из армии где-нибудь в Калининграде, он не хочет ехать в предоставляемую ему Минобороны квартиру в Томске. Или она ему просто не нравится, потому что уровень и качество предлагаемого жилья могут не устроить семью офицера. В итоге очередь растет еще и за счет отказников – в целом же она увеличивается на 13 тыс. человек в год. И Министерству обороны этих отказников надо содержать, а обходится это военному бюджету более чем в 30 млрд. руб. в год. Кроме того, Минобороны продолжает тратить на содержание отказного фонда жилья около 25 млн. руб. в месяц. Неужели не лучше живые деньги выдать на руки людям, которые нуждаются в них скорее, чем в квартирах из отказного фонда?
Главная идея Минобороны заключается в том, что военные гарантированно здесь и сейчас, а не простаивая в очереди по 10 лет, получат государственную гарантию – деньги. На которые сами и купят себе жилье – какое им нравится и там, где хочется. Есть и другие варианты – не покупать квартиру по тем ценам, которые формируются рынком «выбранного места жительства», а купить дачу в пригороде, самому построить дом, оплатить необходимые финансовые проекты, в общем – полная свобода, никакой очереди и зависимости от строительных возможностей министерства.
Впрочем, для тех, кто хочет все-таки получить не деньги на руки, а уже готовую к заселению квартиру, эта возможность будет сохранена. Если в жилом фонде соответствующего запросу военнослужащего региона есть свободные квартиры, они будут предоставлены по решению руководителя федерального органа власти конкретного региона. Правда, там может быть очередь…
Вывод прост – уволившимся военнослужащим даются в руки единственно действенные в данной ситуации рыночные инструменты – деньги. И право самостоятельно решать, что и где на эти деньги купить. С началом монетизации мы станем на шаг ближе к тем армиям мира, где офицеры не стоят в очереди за квадратным метром. Кстати, о метре.
Сейчас идет процесс формирования суммы единовременной денежной выплаты. В ее основе – цена за квадратный метр, которую определяет Минрегион. Эта цена будет умножаться на специальный коэффициент Минобороны, который будет учитывать выслугу лет офицера, состав его семьи и другие критерии, позволяющие объективно оценить и «осметить» конкретный жилищный запрос. Итоговые размеры единовременных денежных выплат, которые будут гарантированно индексироваться с учетом инфляции, будут определены постановлением правительства РФ уже до конца этого года.