Новая структура Вооруженных сил резко понизила командные полномочия адмиралов с оперативно-стратегического уровня до тактического. Фото Олега Владыкина
Создание нового облика Вооруженных сил, как нам говорят, явилось результатом пересмотра форм и способов вооруженной борьбы. Эти возможные формы и способы действительно могут иметь место в воздушно-космическом пространстве и на земле. На море формы и способы вооруженной борьбы изменились только качественно.Практически как они совершенствовались в течение веков, такими они и остались. Это особенно нужно иметь в виду при глобальных размахах всей мощи противника. Война на море в этом случае будет иметь не только тактическое и оперативное, но и главным образом стратегическое значение. Но все зависит от состава сил флота. До 1990 года рассматривалась возможность проведения стратегической операции на океанском ТВД. Предполагалось, что эта операция будет проводиться совместно с другими видами и родами вооруженных сил при главной роли сил флота. И это не простые мечтания. Скажем, к примеру, в 1984 году Северный флот на учении «Атлантика-84» развернул в океан 64 подводные лодки, не считая надводных кораблей и вспомогательных судов. Но тогда Северный и Тихоокеанский флоты по своему составу были океанскими флотами. Например, оперативная зона действий Северного флота простиралась от 140-го градуса восточной долготы до побережья Америки и Канады на западе и от Северного полюса до Антарктиды.
Начиная с 1990 года наши флоты начали быстро сокращаться по составу своих сил и вместе с этим сокращались их оперативные зоны действий. И сейчас мы видим, что все флоты оперативно подчинены военным округам. Это означает, что существующие силы флотов могут содействовать войскам округов в какой-то небольшой зоне действия этих войск. В этих условиях вполне закономерно оперативное подчинение Балтийского, Черноморского флотов и Каспийской флотилии военным округам. Что же касается Северного и Тихоокеанского флотов, то при развертывании глобальной мощи в войне у них может оказаться необходимость решения самостоятельных задач в океанах. Мы надеемся, что это не пустой звук при выделении триллионов рублей из бюджета страны на строительство кораблей и подводных лодок.
Всякое управление начинается с оценки обстановки. Оценка обстановки в Мировом океане всегда необходима для всех флотов, какими бы они ни были. Какое отношение имеет командующий Западным военным округом к положению дел в Северном Ледовитом и Атлантическом океанах? Раньше этим занималось разведывательное, оперативное управления Северного флота, ГШ ВМФ и ГРУ Генштаба. А сейчас кто оценивает обстановку в Мировом океане? А это дело не такое уж простое. В конце 80-х годов в Атлантическом океане ежедневно находилось около 2,5 тыс. кораблей и судов различного предназначения и разных государств, а сейчас их, вероятно, стало гораздо больше. Тогда только командный пункт Северного флота разбирался в этой обстановке.
«Новый облик» предусматривает разделение управления силами на две составляющих: оперативную и административную. Сейчас главком ВМФ призван осуществлять административное управление, которое предусматривает руководство боевой подготовкой сил флотов для зон оперативного подчинения, подготовку кадров для флота, строительство флота и другие вопросы. Управление боевой подготовкой не такая уж простая задача. Это не только сдача курсовых задач, но и ввод кораблей и подводных лодок в состав сил постоянной готовности, способных вступить в бой в установленный срок с реальным противником не только в зоне оперативного подчинения, но и там – в Мировом океане, кроме того, этот вопрос связан с мобилизационным планированием.
Что же касается подготовки кадров, то здесь «новый облик» это просто не предусмотрел не только с точки зрения организационной, но и с точки зрения подготовки специалистов флота, для условий противодействия новым средствам борьбы. Например, как вести противоинформационную борьбу, как противодействовать дистанционно-неконтактным средствам поражения. При этом нужно учитывать, что враждебно-информационное воздействие ведется и сейчас, в мирное время. Для восприятия этого воздействия создаются благоприятные условия. Например, на СКР «Ярослав Мудрый» в Балтийске работают семь телевизоров. Не слишком ли много для такого корабля? Но это нужно специалистам-контрактникам, и без них СКР в море не пойдет. «Бескозырки»-одногодки здесь не помогут. В этом мы имеем почти неразрешимую государственную проблему.
Теперь коснемся строительства флота. Оно должно осуществляться в соответствии с оперативными задачами, поставленными флотом. Раньше строительство одной атомной подводной лодки обеспечивалось работой не менее трех сотен заводов. А сейчас где они? Перестройка оставила часть из них за пределами России. Поэтому подводная лодка «Юрий Долгорукий» строилась 21 год, а время строительства двух последующих подводных лодок значительно сократили. Однако не нужно использовать для них закупаемые за рубежом комплектующие и другие материалы и приборы, иначе аварий и падений ракет нам не избежать.
Поскольку формы и способы вооруженной борьбы в будущем не меняются для флота, то нельзя систему управления им сравнивать с другими видами Вооруженных сил. Оперативное подчинение означает постановку задач флоту. Контроль боевой готовности сил, предназначенных для решения этих задач, планирования и управления силами в совместных операциях. При этом флот может решать самостоятельно и другие задачи. Например, проводить противолодочные операции, осуществлять оборону военно-морских баз, коммуникаций и др. Северный и Тихоокеанский флоты должны быть непосредственно подчинены главкому ВМФ. В этом случае не может быть разделения на административное и оперативное управления. Они тесно связаны друг с другом. При этом главком ВМФ руководит оперативным планированием на случай начала войны, осуществляет перевод флотов в высшие степени готовности, контролирует развертывание сил и ведение ими боевых действий по поставленным задачам. Для этого ему нужен не пункт управления, а командный пункт ВМФ, способный держать в своих руках всю обстановку в морях и на океанах и при необходимости вступить в управление силами любого флота. Если мы ведем речь о строительстве океанского флота, то нам нужно воссоздать Главный штаб и управления ВМФ в прежней структуре, возможно, в несколько сокращенном составе.
Если мы не сделаем этого, то нам не восстановить боеспособности флотов, способных ударить в основание морской глобальной мощи наступающего противника.