0
8963
Газета Реалии Интернет-версия

28.03.2014 00:01:00

Крым заставил вспомнить о военной печати

Тэги: сша, сми, минобороны, армия, пропаганда


сша, сми, минобороны, армия, пропаганда Сегодня доминирует мнение, что электронные гаджеты могут стать в армии основным средством распространения информации. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

События вокруг Крыма вновь сделали очевидной всю остроту информационного противоборства в регионах, где ведется какая-либо военная деятельность и сталкиваются оборонные интересы разных государств. Как стало известно «НВО», в Министерстве обороны РФ возникла реальная необходимость срочно нарастить информационно-разъяснительную работу с личным составом российских войск, задействованных на полуострове, и с местным населением. Здесь-то и выяснилось, что задействовать, собственно говоря, нечего. За несколько лет преобразований под водительством «лучшего министра обороны» Анатолия Сердюкова система военной печати, которую традиционно использовали в таких случаях, фактически перестала существовать.

Редакции бригадных газет существуют в лучшем случае на бумаге, квалифицированными кадрами и мобильной полиграфической базой они не располагают. Подготовка военных журналистов в Военном университете несколько лет назад прекращена «за ненадобностью». Редакции окружных и флотских газет «распогонены» и также испытывают кадровый голод. Причем в военном ведомстве, похоже, по-прежнему доминирует точка зрения, что время военной печати уже прошло, и теперь все решают Интернет и айфон, которые в ходе обострения ситуации вдруг… оказываются отключенными.

Акционирование полиграфических мощностей Минобороны привело к тому, что в особый период, а таковым, по сути, стали события в Крыму, Главное управление по работе с личным составом (тоже, кстати, влачащее жалкое существование на площадях Военного университета) не способно привлечь внимание не только пророссийски настроенное население Крыма, но и свои же подразделения Черноморского флота. Даже сегодня, когда Крым вошел в состав России, минобороновскую «Красную звезду», например, невозможно найти ни в Симферополе, ни в Керчи, хотя спрос на нее вырос многократно. ОАО «Красная звезда», в чьем распоряжении находятся полиграфические мощности Вооруженных сил, в том числе и бывшая типография ведомственной газеты, повышать моральный дух армии и флота вроде бы готово, но, разумеется, за отдельную дополнительную плату…

А как обстоят дела на Западе, в тех же США, брать пример с которых в области военного строительства еще недавно так активно призывали предыдущие руководители Минобороны и Генштаба? Американцы как формировали, так и целенаправленно формируют соответствующие морально-боевые качеств военнослужащих. При этом тратятся огромные средства не только на новые информационные технологии и электронные СМИ, но и на сохраняющее эффективность в полевых условиях (как показали Ирак и Афганистан) печатное слово.

На эту тему наш разговор с известным военным экспертом генерал-майором запаса Сергеем ПЕЧУРОВЫМ.

У АМЕРИКАНЦЕВ ЛУЧШЕ

– Сергей Леонидович, глобальный мир вошел в эру новых конфликтов, которые требуют кардинального пересмотра принципов ведения войн. При этом неизменным остается требование к морально-боевым качествам военнослужащих – в каждом конкретном случае они должны отвечать стоящим перед войсками задачам. Так что в этом плане делается в американской армии?

– Следует прежде всего отметить, что в Вооруженных силах США в словосочетании «морально-боевые» обе его составляющие равнозначны. И оснащая военнослужащих самым современным оружием, обучая их правильному его использованию и умению эффективно действовать в боевых условиях, командование американской армии не в меньшей степени заботится о моральной подготовке своих подчиненных. На это там направлена вся информационно-разъяснительная работа, термин «воспитание» я сознательно не употребляю, потому что он не особенно в чести в Вооруженных силах США.

Ее основу составляет формирование и развитие личности военнослужащего как гражданина – патриота своей страны, чувства ответственности за США, как великой державы мира, и гордости за принадлежность к американским Вооруженным силам – «оплоту демократии во всем мире». Значительное место в этой работе отводится постоянному тренингу уверенности военнослужащего в собственных силах и справедливости поставленных перед ним задач, необходимости их беспрекословного выполнения. Особое внимание уделяется и развитию у личного состава невосприимчивости к психологическому воздействию на него противника.

Вы думаете, что исламистские организации не пытались вести информационную войну против американских войск в Ираке и Афганистане? Еще как пытались, но эффективность ее была почти что нулевая. И это результат той активной информационно-разъяснительной работы, которая осуществляется в Вооруженных силах США.

– Для этого у них есть, естественно, необходимые силы и средства?

– Несомненно. Несмотря на то что за формирование морально-боевых качеств военнослужащих ответственны командиры всех степеней, каждый на своем уровне соответственно, созданы и развиваются специальные информационные службы, которые пронизывают всю структуру Вооруженных сил США снизу доверху и которые насыщены высококвалифицированными специалистами в этой области. Все они широко используют в этих целях средства массовой информации, подчиненные Пентагону. Финансовый и административный контроль за военными СМИ осуществляет «Дифенс медиа активити» (Defense Media Activity) – департамент Министерства обороны США, созданный в октябре 2008 года. На эти цели департаменту из бюджета выделяется ежегодно около 250 млн долл.

Следует отметить, что армия США обладает крупнейшими в мире по мощи и охвату аудитории радио- и телевизионной системами. Служба радио и телевидения Вооруженных сил США – AFRTS контролирует почти 300 наземных радио- и телестанций, расположенных в США и в странах дислокации американских войск. Радиовещание ведется в основном в СВ, КВ и УКВ диапазонах. Использование возможностей трех спутников связи позволяет вести круглосуточные передачи, ориентированные на военную аудиторию в США и за границей. Ответственность за информирование военнослужащих и членов их семей возлагается на главнокомандующих объединенными командованиями Вооруженных сил США в зонах.

Крупнейшим из филиалов является система радио- и телеинформирования американских войск в Европе (AFN) со штаб-квартирой во Франкфурте-на-Майне и штатом в 200 человек, которая располагает 24 мощными радиопередатчиками, 10 телецентрами и значительным количеством ретрансляторов. Менее крупные филиалы AFRTS располагаются в группировках американских войск в Японии, Южной Корее, на Ближнем Востоке, в Карибском бассейне, на Аляске и в Гренландии.

В последние годы Пентагон в целях информационно-разъяснительной работы с личным составом широко использует и Интернет. Для этого созданы внутренние социальные сети, закрытые от постороннего доступа, в которых можно не только пообщаться друг с другом, но и посмотреть специально подготовленные видеофильмы. Или зайти на блог, скажем, генерал-полковника Реймонда Одиерно, бывшего командующего силами США и коалиции в Ираке, в котором он размышляет о сущности военной службы, отвечает на вопросы, волнующие солдат и офицеров.

– Но ведь очевидно, что американское командование при проведении информационно-разъяснительной работы все больший акцент делает на электронные СМИ, учитывая их растущие возможности и широчайшее распространение?

– В какой-то мере это так. Однако в Пентагоне прекрасно понимают, что специфика военной службы даже в мирное время не всегда позволяет использовать электронные СМИ, а посему в обозримом будущем по-прежнему важное место в информировании военнослужащих, а также гражданского населения отводят военной печати. Тем более что она является фактором постоянного и длительного воздействия на сознание личного состава, а это, в свою очередь, повышает ее эффективность. Например, при вторжении американской армии в Ирак Пентагон дополнительно посылал в войска 200 тыс. экземпляров своей ведомственной газеты Stars and Stripеs («Звезды и полосы») в расчете одна газета на военнослужащего. А в настоящее время около 40 тыс. экземпляров этой газеты ежедневно направляется в Афганистан. Предоставляется она там и солдатам, и офицерам бесплатно.

– Насколько велика сеть военной печати в США?

– В настоящее время армия США располагает арсеналом более чем в 1400 периодических военных изданий. Разовый тираж почти 400 журналов и более 1000 газет составляет 12 млн экземпляров. Из 22 журналов, издаваемых Минобороны США, наиболее известным является издание управления по связям с общественностью МО США Commander’s Digest. Профилированные журналы издаются министерствами всех видов Вооруженных сил. В сухопутных войсках издается 13 журналов, ведущим из которых является журнал Soldiers. 27 журналов издают ВМС. Особой популярностью среди моряков пользуется журнал All hands. В военно-воздушных силах выпускается 38 журналов. Признанным лидером среди них считается журнал Airman. Тираж каждого из названных выше журналов превышает 100 тыс. экземпляров.

В самом Пентагоне для его сотрудников издается ежедневная газета «Эрли Берд» («Ранняя пташка»), являющаяся фактически дайджестом прессы США, в которой помещаются статьи на собственно военную, военно-политическую тематику, а также по военно-техническим, военно-экономическим и военно-финансовым вопросам.

На фронтах Великой Отечественной войны поступления свежих газет ждали не меньше, чем подвоза боеприпасов. 	Фото © РИА Новости
На фронтах Великой Отечественной войны поступления свежих газет ждали не меньше, чем подвоза боеприпасов. Фото © РИА Новости

Объединенные штабы ВС США в зонах ответственности, соединения и отдельные части, вплоть до бригады, обладают правом издания собственных печатных органов. Право на выпуск одного печатного издания предоставлено авианосцам и всем военным базам в США и за рубежом. «Полевая печать» (печатные органы объединений, соединений, частей и кораблей) появляется несколько раз в неделю, обеспечивая военнослужащих необходимой информацией. Ее главная задача – целенаправленное удовлетворение информационных потребностей личного состава, мотивирование его добросовестной службы, формирование морально-боевых качеств. Естественно, никто и не ставит в Пентагоне вопроса о получении прибыли от издания военных СМИ.

Следует также отметить, что в Пентагоне выражают сомнение в целесообразности размещения материалов по военной тематике в гражданских органах печати из-за непомерных затрат на их оплату. Расходы на такие публикации в гражданских СМИ вполне сопоставимы с затратами на содержание собственных печатных изданий.

СПРОС НА ПЕЧАТНОЕ СЛОВО

– Вы назвали американскую газету «Звезды и полосы». Она как-то напоминает советскую практику военных печатных изданий…

– Не совсем так. По американским законам распространение военных СМИ ограничено гарнизонами и военными базами. Они не имеют права хождения по всей территории США. В этой связи газета «Звезды и полосы», являющаяся, по сути, центральным печатным органом Пентагона, издается только для американских военнослужащих и их семей, находящихся за рубежом. И в этом плане представители американского военного ведомства не раз говорили мне, что они завидуют нашему Министерству обороны, которое уже 90 лет имеет такую газету, как «Красная звезда», и может с ее помощью говорить как с Вооруженными силами, так и со всем российским народом.

Что касается газеты «Звезды и полосы», то ее тираж составляет порядка 100 тыс. экземпляров. При необходимости, как это было во время войны в Ираке, он может быть значительно увеличен. Есть также веб-сайт, отдельная электронная версия каждого выпускаемого номера и еженедельник. Помимо центрального офиса в Вашингтоне действуют региональные бюро в Великобритании, Германии, Италии, Японии и Южной Корее. Каждый офис имеет свой редакционный штат. На «Звезды и полосы» работают около 100 репортеров и редакторов по всему миру.

Центральная редакция в Вашингтоне преимущественно отслеживает события по информационным агентствам. Она также формирует номер, его содержание из различных вариантов региональных изданий. Затем по спутнику готовая газета передается в пункты печати в Европе, на Ближнем Востоке и в Японии. Способ распространения «Звезд и полос» зависит от конкретной страны. В Великобритании, Германии, Италии, Японии, Окинаве, Гуаме и Южной Корее газету получают по подписке непосредственно на дом. Она также продается в киосках и на прилавках магазинов, расположенных на военных базах. В зонах боевых действий, которые включают все места дислокации американских войск на Ближнем Востоке и в Афганистане, газета распространяется абсолютно бесплатно на военных базах.

Как отметил однажды в беседе со мной корреспондент «Звезд и полос», газете предоставлена определенная степень независимости. Она заключается в том, что, получая от Министерства обороны указания на освещение тех или иных тем, необходимых для проведения информационно-разъяснительной работы с личным составом, редакция не согласует свои материалы ни с отдельными лицами, ни с военным ведомством в целом материалы, которые публикует. Более того, Министерство обороны не может необоснованно вмешиваться в редакционный процесс, подвергать коллектив обструкции за критические статьи, если опубликованный материал правдив, сбалансирован и точен. Ну, это как если бы Минобороны РФ сотрудничало по договору с «НВО», признавая полную независимость его редакционной политики и не вмешиваясь во внутриредакционную деятельность…

Финансирование газеты «Звезды и полосы» происходит из различных источников. Так, в бюджете Министерства обороны на 2013 год предусмотрено выделение на нужды «Звезд и полос» более 48 млн долл. Большая часть этой суммы уходит на покрытие расходов, связанных с печатанием газеты и ее доставкой, остальная – на оплату труда журналистов. Финансируют газету и некоторые военные командования за рубежом. Кроме того, частично финансирование осуществляется собственными усилиями редакции, в частности за счет продажи рекламного места в газете, на сайте, в еженедельных изданиях и специальных дополнительных приложениях. Оно также включает в себя доходы от продажи газеты в тех местах, где она не распространяется бесплатно.

Все это дает коллективу возможность делать газету интересной для читателей, что, в свою очередь, позволяет американскому командованию активно использовать ее как действенный инструмент в информационно-разъяснительной работе с личным составом.

ЧТО ПОДХОДИТ И ДЛЯ НАС

– На ваш взгляд, насколько применимы американские подходы к организации информационно-разъяснительной работы в российских условиях?

– Жизнь показывает, что слепое копирование всегда малопродуктивно, важно уметь адаптировать показавшие свою эффективность формы работы к нашим реалиям, отечественному опыту формирования морально-боевых качеств военнослужащих. Не рискну предлагать каких-либо всеобъемлющих решений, выскажу только несколько соображений.

Во-первых, нам надо повернуться лицом к информационно-разъяснительной работе с целью формирования и поддержания на высоком уровне морально-психологического состояния российских военнослужащих. Нельзя считать, как это делалось до последнего времени, что морально-боевые качества у воинов передаются с молоком матери и что их развитие можно стимулировать, лишь повышая денежное вознаграждение. Роль информационно-разъяснительной работы сегодня гораздо важнее, чем при Советском Союзе, когда существовала одна идеология и всем все было понятно. А как разобраться в нынешней ситуации, когда каждая партия проталкивает свою идеологию, порой ничего не имеющую общего с государственностью, когда некоторые СМИ, не чувствуя за собой ответственности, переворачивают все вверх дном, иногда ни во что не ставя даже Верховного главнокомандующего. Без должного кругозора в такой обстановке сделать правильный вывод не под силу не то что простым солдатам, образованность большинства которых хромает, но и офицеру.

А распространение передового опыта лучших подразделений и воинских частей, доведение до офицеров практических рекомендаций по решению тех или иных проблем, возникающих во время службы… Наиболее эффективным средством здесь может быть только военная печать.

В этой связи, во-вторых, я бы расширил, что подсказывает и наш собственный, и американский опыт, сеть военных СМИ. В последнее время зашла речь об интеграции информационных инструментов военного ведомства. Думаю, что это назревший вопрос. Соединение в одних руках всех ресурсов воздействия на умы военнослужащих позволит более целенаправленно использовать их в проведении информационно-разъяснительной работы с личным составом при формировании морально-боевых качеств военнослужащих. Правда, многое будет зависеть от того, на каких принципах произойдет интеграция.

Вне всякого сомнения, важно создание радио- и телеслужбы Министерства обороны. Причем я бы начал создавать ее на уровне баз, крупных гарнизонов, отдельных воинских частей. В центре на радио- и телестудиях готовил бы специальные радиопередачи и видеоролики, например, как справиться с неуставными взаимоотношениями или с другими армейскими проблемами, и рассылал бы их по воинским частям.

В связи с курсом на укрупнение военных гарнизонов можно было бы подумать об усилении редакций бригадных газет, превращении их в полноценные периодические издания, рассчитанные на конкретную читательскую аудиторию того или иного гарнизона: на военнослужащих, членов их семей, местную общественность.

Важно, как мне думается, сохранить, а по сути, восстановить трехуровневую систему печатных СМИ Вооруженных сил: издания войсковых соединений – газеты командований военных округов (флотов) – «Красная звезда». У каждого из «этажей» этой газетной пирамиды – своя уникальная целевая аудитория, своя ниша в информационной сфере.

НУЖНО И ВОЗРОЖДЕНИЕ, И НОВАЦИИ

– Неужто все придется выстраивать фактически заново? Нежели в России преданы забвению некогда весьма известные и популярные военные издания?

– Ну, какие-то в прошлом известные военные издания, к счастью, еще сохранились. Хотя в основном еле держатся… Но как аналитик с большим стажем скажу, что все они до сих пор пользуются авторитетом и у нас в стране, и за рубежом. И не воспользоваться такими «брендами» с максимальной пользой для дела, мягко говоря, неразумно.

Замечу также, что не помешает активнее подключать к этой информационно-разъяснительной работе в Вооруженных силах успешные независимые военные издания и сетевые ресурсы, появившиеся в новые российские времена и демонстрирующие свою высокую компетентность в тематике. Такие издания должны быть не только в каждом подразделении в нескольких экземплярах, важно, чтобы их подписывали как можно больше офицеров, причем не в приказном порядке, а испытывая необходимость в этом, поскольку в них можно будет найти ответы на вопросы, волнующие армию. Желательно также, чтобы эти издания при поддержке Минобороны распространялись в школах и других гражданских учебных заведениях, чтобы их можно было легко купить в киосках по всей стране.

Наконец, на мой взгляд, существует острая потребность в иллюстрированном молодежном издании, рассказывающем на доступном современным ребятам языке о Российской армии. Разумеется, у этого журнала должна быть и своя интернет-версия с учетом увлечения молодежи новейшими информационными технологиями. В конце советского периода, как мне помнится, выпускались иллюстрированный журнал «Советский воин», приложение к нему «Боевой товарищ», еженедельник «Сын Отечества»... Конечно, с учетом размеров нынешней армии и финансовых возможностей сегодня трех изданий будет многовато, но одно иллюстрированное издание на современном полиграфическом уровне, возможно как молодежное приложение к «Красной звезде», самое время создать, тем более что руководство государства уделяет первостепенное внимание гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения, подготовке его к служению Отечеству.

* * * 

Таково мнение генерала Печурова, знающего не понаслышке, как обстоят дела с формированием морально-боевых качеств военнослужащих за рубежом. Что касается состояния дел в российской военной печати, то наш собеседник безусловно прав в том, что, стремясь к повышению информационного воздействия на личный состав, нельзя действовать методом Герострата. В стремлении к новациям в виде Twitter и Facebook (хотя и они, безусловно, важны – но как дополнение к уже существующей системе), нельзя забывать, что армия существует для войны, и система военной печати должна соответствовать функциональному предназначению Вооруженных сил, суровым реалиям военного дела. Такие вот мысли о наболевшем навеяли генералу события в Крыму.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1012
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1373
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1046
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
872

Другие новости