Руководство региональных центров МЧС в кадровом вопросе делает ставку на местных жителей и бывших армейцев.
Одновременно с активизацией структур Вооруженных сил, Министерства внутренних дел и Федеральной службы безопасности России за Полярным кругом («НВО» №14 за 2014 год), здесь разворачиваются и подразделения МЧС России. В то время как десантники и морские пехотинцы учатся воевать в ледяном безмолвии, «оранжевые береты» наращивают группировку для более эффективного реагирования на риски, неизбежно возникающие в процессе освоения Арктики. Тем более что возможные чрезвычайные происшествия будут происходить в сложных климатических и природных условиях (вечная мерзлота, снежные лавины и ледяные заторы, наводнения, ландшафтные пожары, штормы и прочее). С целью более детальной оценки источников такой нестабильности российские спасатели предприняли недавно детальный облет восточной кромки тундры. На борт самолета МЧС РФ был взят и автор этих строк. В ряде мест, где делал посадки наш Ан-74, шло изучение возможностей развертывания комплексных аварийно-спасательных центров (КАСЦ), которые должны дополнить уже существующую в регионе группировку сил и средств МЧС России, а также специализированных спасательных подразделений других ведомств общей численностью порядка 10 тыс. человек.
С ЛЕНОЙ НЕ ДО ЗАПОЛЯРЬЯ
Как полагают в центральном аппарате МЧС, на фоне предстоящих разработок крупных месторождений нефти и газа, строительства железной дороги Надым–Салехард–Лабытнанги–Бованенково и значительного увеличения грузопотока по Северному морскому пути упомянутых выше сил «в тундре» уже будет явно недостаточно.
ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО НА СТР. 1
Поэтому КАСЦ надо создавать, не откладывая дело в долгий ящик. «И при этом – качественно! – подчеркнул руководитель «арктической» группы сотрудников центрального аппарата министерства Николай Дяблов, обрисовывая круг задач, которые предстояло решить на востоке Арктики. – Ведь, учитывая объективные риски, центрам предстоит проводить аварийно-спасательные, поисковые и другие неотложные работы на территории северных районов в особо сложных условиях».
Три центра в Архангельске, Дудинке и Нарьян-Маре уже функционируют. К 2016 году КАСЦ должны быть построены и войти в строй в Анадыре, Воркуте, Мурманске, Надыме, Певеке, Провидении и Тикси. Особенности в каждом из этих пунктов разнятся, и порой весьма значительно. Допустим, если в Анадыре, Архангельске или Мурманске имеются всем обеспеченные социально квалифицированные кадры и техника здесь в наличии, то в Певеке, Провидении, Тикси таких «почти 100-процентных» возможностей нет. Вот и надо было выяснить, насколько реалистично были выбраны для строительства центров именно эти населенные пункты.
От Москвы до Якутска – города на сваях, на вечной мерзлоте и на реке Лене – почти шесть часов лету. Пообщавшись с местными жителями и начальством, узнаешь: мерзлота не такая уж вечная – кое-где подтаивает и «расшатывает» сваи, а Лена уже давно доставляет республике немало хлопот. В последние пару десятков лет на могучей водной артерии в среднем раз в три-четыре года случаются заторы, приводящие к затоплениям и наводнениям. А еще горит тайга, ежегодно число пожаров исчисляется сотнями, и сотни тысяч гектаров леса выгорают.
У прикрывающей территорию площадью свыше 3 млн квадратных километров местной Службы спасения до арктической зоны порой руки не доходят – не хватает их. А должны доходить. Всегда! В этом совершенно убежден заместитель председателя правительства республики Саха (Якутия) Анатолий Скрыбыкин, который курирует вопросы гражданской обороны. Еще пару-тройку лет назад он выступал на международной научно-практической конференции по проблемам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктике, включая последствия радиоактивного загрязнения, и в докладе изложил основные положения концепции по созданию Арктического центра спасательных операций на территории республики.
Инфраструктура МЧС здесь, на первый взгляд, солидная: круглогодично работают водолазный и аэромобильный отряды, отдел ликвидации разливов нефти, была создана и заработала «Испытательная пожарная лаборатория», ведется прогнозирование обстановки. Однако анализ существующих рисков, связанных с перспективными проектами освоения участка Заполярья, включая добычу нефти, газа и развития транспорта, проведенный МЧС России, свидетельствует о недостаточности имеющихся здесь сил и средств. И они будут наращиваться.
ТИКСИ ВОЗРОЖДАЮТ И ДЕТИ
Следующий пункт посадки нашего борта – Тикси – небезызвестный поселок с населением около 5 тыс. жителей, расположенный за Полярным кругом вблизи устья той самой Лены на берегу одноименной бухты моря Лаптевых. Зима тут с сентября по конец мая, да и летом в безрукавке по улице не походишь. «Небезызвестности» же городку добавил не так давно проштрафившийся чуть не до уголовного дела экс-министр обороны Анатолий Сердюков, который порешил закрыть здесь аэродром. Авиагавань была двойного назначения. Средства навигации и системы захода на посадку авиаторы в погонах передали местным властям, только вот обслуживать эту систему стало некому. В результате почти 8,5 тыс. жителей района (улуса) остались без воздушного сообщения и, как следствие, без продуктов питания, медикаментов и прочего необходимого. Вот такое «реформаторское» головотяпство на фоне приоритетных задач, которые ставит руководство страны по Арктике.
Само местечко произвело двойственное впечатление. С одной стороны, много заброшенных домов. Позже глянул справку: в 1989 году в поселке проживало 11 649 человек. Жизнь кипела! В порт, который был важным звеном Северного морского пути, заходили многочисленные суда – недаром Тикси называли морскими воротами Якутии. Через них снабжалась почти вся Арктика.
С другой стороны, поселок возрождается. Пока ехали на аэродром (который с приходом нового руководства Министерства обороны РФ вновь заработал), я попросил главу администрации муниципального образования «Булунский улус (район)» Константина Шахурдина, геолога по профессии, исколесившего всю Якутию, а в 2006 году избранного во власть, рассказать о здешних условиях жизни. Константин Николаевич отвечал так:
– Живется нелегко – климат суровый. Но, во-первых, к трудностям нам не привыкать, а во-вторых, сейчас у нас много неотложных дел. Вот, к примеру, в прошлом году мы, – тут он начал загибать пальцы, – открыли научную станцию «Остров Самойловский», возобновили авиарейсы Тикси–Якутск, построили новую котельную и фельдшерско-акушерский пункт в селе Сиктях, ну и так, по мелочам. Так что, знаете, жизнь налаживается. А если еще будет построен аварийно-спасательный центр, то тогда вообще мы решим многие наши проблемы: и безработицу сократим, и связь с Большой землей станет лучше, продуктивнее. – И добавил с подкупающей убежденностью: – Прилетайте к нам через пару лет, приглашаю – сами убедитесь!
Штатная численность КАСЦ в Тикси определили в 65 человек. Представитель организационно-мобилизационного департамента МЧС России Владимир Чайка поинтересовался, где же в Тикси набрать такое количество квалифицированных спасателей и других специалистов и решить их социальные нужды? Шахурдин заверил, что это не «проблема проблем»:
– Имеются две реальные возможности: подобрать около половины штатного состава из числа местного населения, тем более что тут есть и бывшие военные, – раз, всех их и остальных штатников центра обеспечить служебным жильем – два.
Главу Булунского улуса дополнил начальник главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия) генерал-майор Александр Горкун:
– Оставшаяся часть сотрудников будет комплектоваться из числа действующих спасателей аварийно-спасательных формирований других районов республики с переездом на постоянное место жительство в Тикси. В социальном плане у нас есть, чем их привлечь. – И пошутил: – Да ведь и энтузиазма пока никто не отменял!
Технически оснастить тиксинский КАСЦ – тоже не вопрос. Уже известно, что в нем будет 17 единиц различного рода техники, включая два спецкатера. Помимо этого планируется увеличить численность авиационного звена в Якутске с одного до двух вертолетов Ми-8.
А то, что в Тикси жизнь налаживается, я убедился лично. В здании администрации на втором этаже была развернута выставка детских рисунков. На них морские котики, чайки, олени, скупые красоты тундры (впрочем, скупые – это кому как). И что чуть ли не до слез порадовало – не было ни одного «пасмурного» сюжета! Обилие сочных красок на этих работах (хотя со стороны, казалось бы, откуда им взяться в Арктике?) поражало – я в иных галереях так на полотна не засматривался. Пока дети видят мир именно так, а не иначе, Тикси будет жить и возрождаться!
ПЕВЕК ДАСТ ЗОЛОТО И МЕДЬ
Развертываемым в Арктике комплексным аварийно-спасательным центрам предстоит проводить аварийно-спасательные и поисковые работы в особо сложных условиях. Фото автора |
Вылетели в Певек (до него от Тикси по «спидометру» самолета 1514 км). Сверху, сколько может обозреть глаз, – белое ледяное безмолвие, холод. Невольно думаешь: «И как только тут люди живут?!» А вот живут же! И работают, и детей рожают и растят, и Родину большую и родину маленькую их учат любить!..
Вот о Певеке в России мало кто слышал. Разве что в школе, потому что Певек на Чукотке – самый северный город России, находящийся на берегу Восточно-Сибирского моря. Он примерно такой же, как Тикси, с морпортом и аэропристанью. В его окрестностях добывают олово, ртуть, золото и, как и Тикси, когда-то город знавал лучшие времена, чем сейчас. И на их возвращение в Чаунском районе, столицей которого является Певек, надеются все. А важнейшим фактором развития порта и региона станет разработка золотомедных месторождений Штокверки и Песчанка-2. Кроме того, в городе говорят о том, что в 2016 году именно сюда будет доставлена первая плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов».
Поэтому как же не быть в Певеке аварийно-спасательному центру МЧС! Прикинули, что человек 25 для него вполне хватит. Разумеется, до зубов оснащенных спецтехникой. Да и вертолетная площадка не помешает. Без вертолетов на северах – никуда.
Жаль только, приобщиться к местной экзотике не довелось: прилетели поздно вечером – улетели рано утром. Порцию впечатлений получили разве что на площадке перед зданием аэропорта, где стояли два красавца-вездехода, поставленных компанией из подмосковных Люберец. Поскольку на московских улицах таких «чудищ» на здоровущих шинах сверхнизкого давления никто из нас не видел, то мы подошли поближе. Рядом стояли водители, курили, но на наши вопросы (равно как и на форму сотрудников МЧС) отреагировали без энтузиазма: «Да» и «Нет» – все, что мы от них услышали. «Это золотодобытчики», – пояснил сопровождавший нас офицер. Сказал таким тоном, что лично я не понял – это приговор или диагноз.
БЕРЕНГИЙСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОВИДЕНИЯ
С тем мы и улетели курсом на Провидение – есть в Арктике, на том же Чукотском полуострове, и поселок с таким названием в одноименной бухте, только омывается он уже Беринговым морем. Когда складывается ледовая обстановка, в эту губу заходит много судов переждать непогоду, дозаправиться и пополнить другие запасы, провести ремонт.
По словам главы администрации Провиденского муниципального района Сергея Шестопалова, сейчас на подвластной ему территории проживает около 3,8 тыс. человек, причем половина из них – представители коренных народов, чукчи и эскимосы. В 2013 году на территории муниципалитета родилось «аж целых» 22 младенца, что районный голова считает хорошим показателем. Действует детско-юношеская спортивная школа с горнолыжной базой. Сам Шестопалов живет в этих местах аж с 1973 года – приехал вместе с родителями, которых распределили после окончания ими политехнического института в Хабаровске: «Куда ж я теперь без Провидения?!»
Здешний порт тоже называют «воротами в Арктику», причем по праву. Порт столь боеспособный, что принимает не только океанские суда, но и подводные лодки. Хотя, как обмолвился Шестопалов, «сейчас, конечно, масштабы не те». Что касается промышленной деятельности, то основным видом являются производство и распределение электро- и тепловой энергии. Имеются также обрабатывающее производство, пищевой комбинат.
С учетом активности судоходства в этом районе и все той же сложности климатических условий (куда ж от них?!) решение о создании в Провидении КАСЦ вполне логично. Другое дело, пришлось долго рядить-гадать, какие же силы и средства тут необходимы. Ни первый заместитель губернатора–председателя правительства Чукотского автономного округа Илья Давиденко, ни начальник главного управления МЧС России по ЧАО полковник Любомир Муха не готовы были ответить московской комиссии на этот вопрос. В итоге пришли к цифре – 25 человек. Под них необходимо будет реконструировать объекты существующей материально-технической базы и построить вертолетную площадку, а также помещение для размещения дежурных сил авиационного звена.
В поселке, где проживает почти половина жителей района, даже музей работает Берингийского наследия – самый северный музей России. Название мне показалось странным, и я спросил у главы администрации, не лучше ли было называться заведению музеем наследия Беринга? Шестопалов объяснил, что местный Эрмитаж посвящен отнюдь не знаменитому первопроходцу – офицеру русского флота Витусу Берингу, музей краеведческий. Он был образован в мае 1985 года к 40-летию Победы. Тогда московские художники передали в далекий поселок 130 картин, которые первоначально и составили основную экспозицию музея. Затем фонды стали пополняться этнографическими и археологическими предметами. В настоящее время музей располагает историческим материалом по открытию и освоению Чукотского полуострова, фондом материальной и духовной культуры чукчей и эскимосов. Возможно, со временем найдется в нем и уголок для экспозиции, посвященной российскому МЧС. Только б это не было связано с ЧП!
НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ ОСЕНЯЕТ АНАДЫРЬ
Далее наш путь лежал в Анадырь – самый крупный город Чукотки (более 13,7 тыс. жителей). Центр автономного округа примечателен многим, в том числе рекой Казачка (так в 1889 году ее назвали, видимо, истосковавшиеся по женской ласке казаки – основатели Ново-Мариинского поста, с которого и начался Анадырь) и улицей «вечного кумира молодежи» Виктора Цоя. Памятника олигарху-губернатору Роману Абрамовичу, некогда «поднимавшему» здешние края и реально много сделавшему для столицы края, я в городе не заметил (наверное, это дело будущего).
На военно-гражданском аэродроме «Угольный» могут крылом к крылу соседствовать рейсовые пассажирские лайнеры Боинг-777 и, если прилетят сюда из Энгельса для дозаправки, стратегические бомбардировщики Ту-95. Авиаплощадка и город находятся по разные берега Анадырского лимана, добираться туда-оттуда – сущая морока: теплоходом или паромом да на такси, а в межсезонье (май, октябрь) – исключительно вертолетом. Винтокрылы курсируют круглый год, выполняют несколько рейсов в день, но пользоваться этими «воздушными экспрессами» весьма накладно – по 100 долл. с носа. В холле аэровокзала приезжающих в полный рост встречает вызывающий оторопь своей огромностью бурый медведь, который как бы сразу дает понять, что «здесь вам не тут». Благо, что это чучело, а не косолапый вживе.
А в самом Анадыре безусловной достопримечательностью является воздвигнутый в 2004 году монумент Святителя Николая Чудотворца – самый большой в мире памятник этого покровителя моряков, купцов и детей. Его величие здесь подчеркивает и то обстоятельство, что возвышается он среди панельных пятиэтажек (хрущоб). 10 лет назад мне довелось быть в составе делегации, прилетавшей из Москвы на торжество открытия. 10-метровая бронзовая фигура установлена на постаменте, облицованном черным лабрадоритом (удивительно, но эта горная порода в России почти не водится, камень, возможно, доставили на место с разработанных месторождений Украины или Финляндии). Чтобы укрепить все это в условиях вечной мерзлоты и шквальных ветров, потребовалось нахождение ряда нестандартных инженерных решений. И надо знать, что большая часть железобетонного монолитного постамента, 15 метров, уходит в промерзший грунт. Кроме того, памятник сконструирован со смещенным центром тяжести. Бронзовый святитель виден на расстоянии нескольких километров с моря. А рядом с ним возвышается кафедральный собор Анадырской епархии во имя Святой Живоначальной Троицы – также крупнейший в мире православный деревянный храм, вмещающий до тысячи верующих.
Морской порт – самый крупный в регионе. Его мощности позволяют перерабатывать до миллиона тонн различных грузов. Правда, навигационный период небольшой, продолжается всего четыре месяца – с 1 июля по 1 ноября. При Анадыре действуют рыбозавод, ТЭЦ и газомоторная станция, а в его окрестностях ведется добыча золота и угля. Также поблизости, на мысе Обсервации, расположена одна из крупнейших в нашей стране ветряных электростанций – Анадырская ВЭС. Традиционно культивируются оленеводство и охота.
Поэтому с точки зрения реагирования на возможные техногенные и природные угрозы в Анадыре, как и во всем ЧАО, силам МЧС тоже надо быть начеку. В этом огромном регионе находится более трех десятков потенциально опасных объектов, в том числе Билибинская АЭС. В подавляющем большинстве населенных пунктов расположены склады и базы хранения нефтепродуктов, обеспечивающие работу систем жилищно-коммунального хозяйства и электроэнергетики. И все это на фоне скудной заселенности земель, не достаточно развитых дорожной сети и электроснабжения мест обитания.
Благо, местные власти понимают это, поэтому вопросы организации аварийно-спасательного центра в Анадыре были решены оперативно. Под его строительство был выделен земельный участок на Косе святого Александра. В 1889 году русскими моряками и казаками именно на ней был построен первый дом (в честь чего прибывшие сюда корабли даже дали залп). Штатная численность анадырского центра определена в 65 человек. Центр должен быть укомплектован 19-ю единицами техники, разработанной специально для работы в условиях Крайнего Севера. Рассматривается также вопрос о формировании и размещении в Анадыре авиационного звена, которое будет входить в Авиационно-спасательный центр Дальневосточного регионального центра МЧС России.
Руководитель «арктической» группы центрального аппарата МЧС России Николай Дяблов остался доволен поездкой:
– Все площадки для создаваемых в Якутии и на Чукотке КАСЦ обеспечены необходимыми коммуникациями, что позволит без раскачки их построить, оснастить техникой и ввести в строй. Очень хорошо, что все эти базы будут находиться недалеко от побережья – это позволит более оперативно реагировать на возможные происшествия не только на суше, но и на акватории. С трудовыми ресурсами при содействии местных властей критических проблем тоже не должно возникнуть.
По данным, полученным в ходе проведенных специалистами российского МЧС работ и исследований, на обустройство и оснащение центров необходимо дополнительно выделить в 2014–2015 годах более 18 млрд руб., включая средства на закупку авиационной техники и специальных плавсредств, а также 2,9 млрд руб. ежегодно на их содержание. Наверное, это недешево. Но очевидно и то, что такие расходы вполне оправданы. Ибо, как известно, скупой платит дважды.
Возвращаясь тем же Ан-74 в Москву, ловил себя на афористичной мысли: велика Россия, но даже в самом маленьком населенном пункте несет свою службу сотрудник российского МЧС!
Москва–Якутск–Тикси–Певек–Провидения–Анадырь–Москва