0
21388
Газета Реалии Интернет-версия

25.07.2014 00:05:00

Кадровый штопор авиации

Александр Бабакин

Об авторе: Александр Григорьевич Бабакин – член Союза писателей России, ветеран боевых действий, полковник запаса.

Тэги: образование, авиация, вуз, армия


образование, авиация, вуз, армия После резкого сокращения приема в летные военные училища каждый выпускник теперь на вес золота. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ

Военные летчики – это, вне всякого сомнения, штучные специалисты, на обучение которых государство тратит гораздо больше средств, чем на офицеров других видов и родов войск. Например, обучение одного летчика ВВС США обходится федеральному бюджету более чем в 20 млн долл. У нас, конечно, расходы несколько меньше, но также составляют весьма значительную сумму. Поэтому система обучения летчиков в нашей стране и Вооруженных силах создавалась тщательно и качественно, в буквальном смысле выверялась годами.

Система подготовки военных летчиков в Советском Союзе и затем в России была пятиуровневой: школы начальной подготовки летчиков, летные центры ДОСААФ, военные училища по родам авиации, две военные академии – инженерная и летная и, наконец, высшее звено обучения – Академия Генерального штаба, где готовился высший командный состав для отечественных ВВС. Однако в 2010 году отработанную годами систему обучения летных кадров сломали под предлогом изменения задач ВВС и сокращения самой военной авиации. Училища по родам авиации – Балашовское, Борисоглебское, Барнаульское, Ставропольское, Армавирское ПВО (противовоздушной обороны), Челябинское штурманское, Воронежское, Иркутское, Краснодарское для подготовки летчиков-иностранцев и ряд других летных и инженерно-технических училищ объединили в один Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия» в городе Воронеже. В него же вошли выведенные из Москвы и Монино Военно-инженерная академия им. Жуковского и Военно-воздушная академия им. Гагарина.

Военный учебно-научный центр (ВУНЦ) в Воронеже состоит из трех филиалов. Самый крупный расположен в Краснодаре, где осуществляется подготовка летчиков для всех родов авиации – оперативно-тактической, военно-транспортной, Дальней. В состав ВУНЦ также входят 11 авиационных баз практического обучения и одна учебная авиационная группа.

До третьего курса все курсанты обучаются по теоретической подготовке непосредственно в Краснодаре. В свою очередь, в Балашове на базе бывшего училища летчиков располагается 6-й авиационный факультет Краснодарского филиала ВУНЦ, где обучаются курсанты четвертого и пятого курсов для Дальней авиации (ДА) и военно-транспортной авиации (ВТА).

Вот такая в России на сегодня выстроена, вместо прежней, новая система подготовки военных летных кадров. Система – весьма не бесспорная, уже вызвавшая многочисленные упреки и нарекания со стороны специалистов.

СБОЙ В СИСТЕМЕ

В ходе реформирования системы летного образования некоторые руководители почему-то посчитали, что в летных военных высших учебных заведениях имеется якобы перебор с курсантами, а в войсках – с летчиками, и в итоге на несколько лет прекратили набор на обучение. В результате в 2012 году в ВТА направлены только 75 выпускников-летчиков, а в 2013 году в войска ушли и вовсе 45 молодых лейтенантов. Но потребность-то в военных летчиках сегодня в разы больше.

В Краснодарском филиале ВУНЦ после третьего года обучения курсанты распределяются по морально-психологическим, деловым характеристикам по родам авиации. Первичная подготовка летчиков ВТА и ДА проходит на самолете Л-410 на авиабазе в Ртищево. Четвертый курс курсанты обучаются в летном полку в Балашове на Ан-26, тогда как на пятом курсе курсанты ВТА стажируются в центре летного обучения в Иванове, а курсанты ДА учатся летать в Тамбове.

Заместитель начальника Краснодарского филиала Военного учебно-научного центра по работе с личным составом подполковник Сергей Иванов рассказал, что 6-й факультет в Балашове еще два года назад готовил летчиков для ВТА, ДА, противолодочной и морской ракетоносной авиации. В настоящее время на пятом курсе учится всего 14 курсантов для ВТА, пять курсантов для ДА, одного курсанта списали как непригодного для летной работы и еще один обучающийся – это военный из Никарагуа. На четвертом курсе сегодня тоже только 14 курсантов. Причем всего один для ВТА, а остальные – для авиации МВД, ФСБ и иностранных заказчиков. В 2015 году в Балашове выпустят всего одного летчика для ВТА, четыре – для ДА, а остальные уйдут в другие силовые структуры.

В 2010, 2011 и 2012 годах мало набрали курсантов потому, что, по словам, подполковника Сергея Иванова, как выяснилось, трудно найти для обучения молодых парней. В прошлом году предполагалось набрать, согласно директиве военного ведомства, 666 курсантов, а реально оказалось всего 392. В 2014 году требуется 585 человек. В филиале активно занимаются поиском будущих курсантов. Только уже сейчас ясно, что конкурса для поступления не получится.

По регионам ездят группы офицеров, которые агитируют школьников поступать в Краснодарский филиал ВУНЦ. Однако во многих школах в городах и весях, в выпускных классах, по словам подполковника Сергея Иванова, очень мало парней. Да и те выбирают, как правило, учебу в различных гражданских вузах, в том числе воздушного флота, где ныне конкурс три-четыре человека на место. Профессия военного летчика в стране явно стала непопулярной. Причину в этом заместитель начальника филиала по работе с личным составом видит в развале за последние 20 лет системы военной, допризывной работы с молодежью, отсутствии действенной пропаганды воинской службы и самой профессии военного летчика. «За пару лет здесь положение дел не выправить», – считает подполковник Сергей Иванов. А может, все дело в дезориентации молодежи из-за прошедшей, мало понятной многим, реформы военного образования в государстве?

Согласно приказу министра обороны, например, в этом году даже срок приема документов в военные летные вузы несколько раз продлевался. Он завершился только 15 июля. Потом в интересах набора курсантов его еще продлили. В середине июля в Хабаровск, где 143 парня хотят поступить в летное училище, выехала приемная комиссия Краснодарского филиала ВУНЦ. Только несмотря на все усилия по набору молодежи на учебу на военных летчиков, как было отмечено на совещании ветеранов-летчиков, проводившемся в Балашове в связи с празднованием юбилея этого училища, в будущем году курсантов ожидается очень мало на всех трех факультетах. К великому сожалению, в прошлом году иностранцев больше училось на летчиков, чем россиян. В настоящее время здесь более 300 курсантов из 19 стран.

В кабине-тренажере Ил-76МД командующий ВТА РФ генерал-майор авиации Владимир Бенедиктов (в центре) и генерал-майор авиации в отставке Юрий Липунцов (слева). 	Фото автора
В кабине-тренажере Ил-76МД командующий ВТА РФ генерал-майор авиации Владимир Бенедиктов (в центре) и генерал-майор авиации в отставке Юрий Липунцов (слева). Фото автора

ПАРТА ДЛЯ ЛЕТЧИКОВ

Балашовской школе военных пилотов, одному из старейших военных учебных заведений России, в 2014 году исполнилось 70 лет. Еще с 30-х годов ХХ века здесь началась подготовка пилотов и техников Дальней авиации. Школа неоднократно меняла свое наименование, переформировывалась. В 1945 году она переименовывается во Второе Балашовское военно-авиационное училище летчиков ВВС Красной армии, в 1948 году становится училищем для подготовки летчиков-бомбардировщиков Дальней авиации Вооруженных сил. В 1977 году это уже Балашовское высшее авиационное училище летчиков имени дважды Героя Советского Союза, главного маршала авиации Новикова. В 2010 году в ходе реформы военного образования в стране прославленное летное училище преобразуется в учебную авиационную базу центра летной подготовки 6-го авиационного факультета Дальней и Военно-транспортной авиации Краснодарского филиала Военного учебно-научного центра ВВС «Военно-воздушная академия». Вот такое длинное наименование получила заслуженная летная школа. К сожалению, с того же года изменился и ее статус. Возможно, это и привело к существенному сокращению набора курсантов.

С образования в декабре 1944 года до закрытия в 2002 году училище выпустило около 20 тыс. летчиков, Героями Советского Союза стали 132 балашовца, девять – Героями Российской Федерации. «Училище готовило летный состав для стратегической Дальней авиации, входящей в отечественную ядерную триаду, – отметил на торжественном мероприятии главнокомандующий ВВС России, Герой Российской Федерации, генерал-лейтенант авиации Виктор Бондарев. – К сожалению, ныне этого училища не существует. Но люди, которые в нем служили, с честью выполнили свой воинский долг».

СЛЕТЕЛИСЬ ВЕТЕРАНЫ В БАЛАШОВ

На юбилей заслуженного училища прилетели и приехали более сотни ветеранов летчиков-балашовцев. «Мы в училище прилетели группой выпускников1957 года, – сказал главнокомандующий ВВС РФ с 1991 по 1998 год, Герой Российской Федерации, генерал армии Петр Дейнекин. – Думали, что в бывшем нашем училище уже мало что сохранилось от высоконравственного духа, который воспитали в нас в нашей школе пилотов. Только традиции сохраняются. Надеюсь, что ВВС в очень сжатые сроки достигнут былого могущества.

Замечу, что при подготовке кадров для авиации мы переживали постоянные потрясения, которые в дальнейшем исправлялись десятилетиями. Погромы в деле подготовки авиационных кадров в нашей стране имеют определенную периодичность. И в последнее десятилетие случились очень сильные провалы в подготовке летчиков, особенно при предыдущем руководстве Минобороны РФ. Их очень тяжело выправлять. Невзирая на то как ныне называется наше заслуженное летное училище, главное, что в Балашове не только  учат летать, но и воспитывают будущих командиров многоместных воздушных судов».

ВОЗРОДИТЬ ГОРДЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ

В 2014 году подано 1070 дел (заявлений) в Краснодарский филиал ВУНЦ учиться на летчиков. При прохождении профессионально-психологического отбора, медицинской комиссии, сдаче физической подготовки не смогли  набрать даже 585 абитуриентов. Очень многих не зачисляют из-за низких баллов ЕГЭ. Так, согласно постановлению правительства РФ по физике, русскому языку и литературе проходной балл в ВУНЦ составил 36, а по математике – 24. Ниже просто некуда. Только в филиале ждали от Минобразования еще большего уменьшения баллов. В гражданских вузах многие абитуриенты по физике, математике получали по 30, 20 баллов, но в военные летчики с такими баллами не пропустили.

При поступлении в военные вузы, согласно федеральному закону об образовании, пользуются льготами только дети-сироты. В общем порядке поступают даже суворовцы, выпускники одиннадцати интернатов первоначальной летной подготовки. В государстве нет механизма принятия вне конкурса таких парней, которые с 14 лет уже готовят себя к воинской службе. В этом году из 36 выпускников Ахтубинской школы-интерната в Краснодарском филиале получили больше 36 баллов по физике только девять. Здесь заинтересованы взять на обучение всех выпускников школ-интернатов, желающих осваивать летную профессию. Эти физически здоровые ребята уже налетали на 15–18 часов. Однако дорогу в небо преграждают установленные чиновниками стандарты уровня знаний. Кроме того, почему бы, например, законодательно не продлить на несколько недель, а то и месяц сдачу экзаменов в Краснодарском филиале, в других вузах Минобороны, в гражданских институтах и университетах. Не сдавших экзамены, но получивших довольно высокий балл можно было бы зачислять в военный вуз. Наверняка найдутся желающие стать летчиками ВТА и ДА.

Да, провал с набором курсантов произошел на исходе нулевых годов из-за просчетов в реформе военного образования России, когда несколько лет вообще не принимали курсантов на учебу. Только в филиалах Воронежского научно-учебного центра, Военно-воздушной академии учат летчиков. И все же не все так плохо. Курсанты за последние два года налетали от 150 до 220 час., что довольно много. Так что учеба постепенно нормализуется. В этом году задача набрать 600 человек. Командование того же Балашовского 6-го факультета предполагает, что через три года ежегодный выпуск летчиков для Военно-транспортной авиации достигнет 200 офицеров. Здесь надеются довести конкурс до 1000 абитуриентов, как в прошлые «золотые» времена Балашовского высшего военного училища летчиков.

А может, корень проблемы с набором курсантов кроется еще и в названиях военных летных вузов. Не пора ли вместо безликих ВУНЦ, Краснодарского филиала, Балашовского 6-го факультета возродить знакомые стране и всему миру наименования  Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, Балашовское высшее военное училище летчиков имени дважды Героя Советского Союза, главного маршала авиации Новикова. Традиции нельзя сбрасывать со счетов в таком непростом деле, как набор курсантов и обучение на сложную и опасную профессию военного летчика. Положение дел с набором курсантов, как рассказал начальник ВУНЦ «Военно-воздушная академия», доктор педагогических наук, профессор, генерал-лейтенант авиации Геннадий Зибров постепенно меняется. В 2013 году по Дальней и Военно-транспортной авиации набрано более 150 курсантов. В 2014 году – свыше 250 курсантов. Так что в старом-новом вузе по-прежнему готовятся авиационные кадры для ВВС России, всех силовых структур, а также заруьежных стран.

Решаются здесь и социальные вопросы. В гарнизоне более 250 военнослужащих нуждаются в служебных квартирах, но, говорит генерал Зибров, и эта проблема до 2020 года решится. Даже местные гражданские власти всячески поддерживают заслуженное училище. Глава муниципального Балашовского района Елена Щербакова отметила, что училище является основным предприятием города и его надо сохранять и развивать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
1035
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
1078
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
478
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
684

Другие новости