0
14537
Газета Реалии Интернет-версия

12.12.2014 00:01:00

Унижение "Мистралем"

Александр Мозговой

Об авторе: Александр Федорович Мозговой – независимый журналист.

Тэги: франция, олланд, двкд, канберра, вмф, северная верфь, балтийский завод, высоцкий, пугачев, сердюков, москва


франция, олланд, двкд, канберра, вмф, северная верфь, балтийский завод, высоцкий, пугачев, сердюков, москва Российским морякам то разрешают подниматься на борт ДВКД «Владивосток», то запрещают. Фото Reuters

В старину в таких случаях говорили: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» 25 ноября Елисейский дворец от имени президента Франсуа Олланда обнародовал заявление: «Президент республики считает, что нынешняя ситуация на востоке Украины по-прежнему не позволяет передачи России первого «Мистраля». В этой связи он посчитал необходимым отсрочить до нового распоряжения изучение запроса на разрешение поставки первого «Мистраля» России».

Французский президент вряд ли намеренно, но де-факто приурочил свое решение к осеннему Юрьеву дню. Этот праздник, день Святого великомученика Георгия Победоносца, за неделю до которого и неделей позже которого до 1592 года в России разрешался переход крестьян от одного землевладельца к другому, как раз приходится на 26 ноября. Правда, по старому стилю.

ЧТО ВЫЗЫВАЛО ВОЗРАЖЕНИЯ

Всегда относился к числу противников сделки по «Мистралям». В период ее подготовки, да и после подписания контракта выступал в том числе и на страницах «НВО» с критикой этого проекта. И сейчас, когда он поставлен на грань срыва, казалось бы, надо злорадно хлопать в ладоши. Мол, говорили вам, предупреждали! Но нет, берут верх совсем иные чувства. Прежде всего испытываю унижение. Меня, как и всех граждан России, унизили. Унизили «Мистралем».

Кратко напомню аргументы противников корабельной сделки с Францией.

Во-первых, совершенно непонятно, почему обновление российского надводного флота потребовалось начинать с покупки за рубежом десантно-вертолетного корабля-дока (ДВКД), в то время как ВМФ РФ в первую очередь требуются фрегаты, корветы и ракетные катера. Да и тральщики в своей массе устарели и не могут бороться с современными морскими минами. Им давно требуется замена.

Во-вторых, по своим возможностям и тактико-техническим характеристикам «Мистрали» уступают другим зарубежным аналогам, например, южнокорейскому ДВКД «Токдо». Это не говоря уже об американских универсальных десантных кораблях (УДК) типа «Тарава», «Уосп» и «Америка», а также об испанском УДК «Хуан Карлос I» и его австралийских аналогах типа «Канберра», которые не только могут высаживать десант, но и способны выступать в качестве полноценных легких авианосцев. Да и вообще, называть «Мистрали» боевыми кораблями – большая натяжка. По словам Константина Шилова, генерального директора одного из российских концернов, занимающегося созданием и производством средств корабельной автоматики, эти ДВКД оснащены «невоенной техникой и их надлежит использовать либо в мирное время, либо в предвоенный период».

В-третьих, никакими особо уникальными судостроительными технологиями верфь STX-France в Сен-Назере не обладает. Она успешно специализировалась на строительстве круизных лайнеров. А когда с гражданскими заказами стало туго, предприятие взялось за сборку «Мистралей». Да, на STX-France строят быстро и качественно. Но это уже вопрос правильной организации и культуры производства и своевременного финансирования, а вовсе не продвинутых военных технологий. На Балтийском заводе, как известно, кормовые половинки ДВКД тоже строили добротно и в срок.

В-четвертых, вызывала возражение чрезвычайно высокая цена сделки – 1,12 млрд евро. Стоимость явно завышена. Недаром французский интернет-ресурс Breizh-info.com сегодня сетует, что, мол, «дорогие для НАТО, эти ДВКД могут быть проданы только в Россию». Завышенная цена заставляет предполагать наличие коррупционной составляющей, позволяющей легко пилить и откатывать.

В-пятых, веским аргументом против контракта по «Мистралям» была прямая  зависимость от политической конъюнктуры. Сейчас мы как раз и напоролись на этот риф.

КАК ЭТО БЫЛО

Неужели организаторы сделки не понимали эти обстоятельства? Не будем приуменьшать их умственные способности. Конечно, понимали. Но ими, несомненно, двигали очень сильные мотивы.

Говорят, инициатором будущей сделки был российский олигарх и сенатор Сергей Пугачев, ныне объявленный Интерполом в международный розыск. Кроме всего прочего, ему принадлежали Балтийский завод и Северная верфь – одни из крупнейших судостроительных предприятий России. Утверждают, что помимо комиссионных за посредничество он рассчитывал заработать на субподрядных работах по первым двум корпусам «Мистралей», а затем и на строительстве еще двух кораблей на своих заводах. Возможно, так оно и было. Но кризис 2008–2010 годов нарушил эти планы. Против Пугачева возбудили несколько уголовных дел, в том числе по поводу преднамеренного банкротства принадлежавшего ему Межпромбанка. Но если «пугачевский след» и имеется в этом деле, то он давно остыл. А вот весьма зримыми остаются другие обстоятельства.

Все началось на парижском военно-морском салоне Euronaval в конце октября 2008 года. Сенсацией стало появление на нем главкома ВМФ РФ адмирала Владимира Высоцкого. Надо заметить, что до той поры первые лица российского флота не баловали своим присутствием не только зарубежные профильные выставки, но и по каким-то совершенно неведомым причинам и петербургский военно-морской салон.

Разумеется, Владимир Высоцкий не мог пройти мимо огромного и очень грамотно организованного стенда DCNS – ведущей французской компании по созданию военно-морской техники, хотя бы потому, что экспозиция этой фирмы традиционно располагается у самого входа на выставку и ее невозможно миновать. Там российского главкома встретили очень тепло. Адмирал особенно заинтересовался проектом перспективного французского авианосца RXX. Владимир Высоцкий даже не исключил возможности совместной разработки многоцелевого атомного авианосца.

Поскольку я был свидетелем тех событий, могу констатировать, что главком, осматривая экспозицию DCNS, не особенно впечатлился «Мистралем». А вот на стенде известного концерна Thales российского адмирала явно нарочно остановили у модели ДВКД. Тут надо обратить внимание на то, что концерн Thales, занимающийся созданием разнообразных средств корабельной электроники, а также комплексов контроля надводной и подводной обстановки и навигационных систем, является совладельцем DCNS, ему принадлежит чуть менее половины капитала кораблестроительной компании (большей половиной владеет государство). Высокопоставленные менеджеры Thales чуть ли не силой затаскивали Высоцкого в переговорные апартаменты. Тот отнекивался, ссылаясь на скорую протокольную встречу с министром обороны Франции Эрве Мореном. Но и этот аргумент был сломлен: «Не беспокойтесь, господин адмирал, министр подождет». Похоже, именно в переговорных Thales на Euronaval 2008 и произошло «зачатие» будущего контракта.

И вот уже на Международном военно-морском салоне МВМС-2009 в Санкт-Петербурге Владимир Высоцкий впервые заявил, что «не исключает закупку кораблей за рубежом». И там же на стенд DCNS высадился целый «десант» российских адмиралов. А чуть позже во время пребывания в Улан-Баторе начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров счел нужным разоткровенничаться перед журналистами: «Мы ведем переговоры с тем, чтобы до конца года выйти на договорные обязательства, которые позволят произвести и закупить корабль типа «Мистраль». Тайное стало явным. Ярыми сторонниками и локомотивами будущей сделки стали министр обороны Анатолий Сердюков и другие деятели российского оборонного ведомства, а также посол России во Франции Александр Орлов.

Но до конца 2009 года на договоренности по «Мистралю» выйти не удалось. С одной стороны, французы, ухватив Жар-птицу удачи, выторговывали себе все более выгодные условия и вздували цены, с другой – весьма активная позиция противников сделки, казалось, вот-вот не допустит подписания контракта. Переговоры затянулись. Был организован даже международный псевдотендер, в котором, естественно, верх одержали французские «Мистрали».

Однако аргументы тех, кто выступал против, звучали убедительно и путали все карты. И тут в игру вступил главный лоббист «Мистралей» – тогдашний президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, ныне занимающий пост премьер-министра. Он недвусмысленно дал понять, что приобретение «Мистралей» – это политическое решение, своего рода «мерси» Москвы за активное участие французского президента Николя Саркози в микшировании международных последствий осетино-грузинского конфликта. Но и без «Мистралей» «Сарко», как именуют этого политического деятеля недруги, заработал себе немало очков.

Российский президент заботился о судьбе контракта, как отец о любимом дитяти. Он даже лично прибыл на подписание коммерческой сделки 17 июня 2011 года, словно опасаясь, что представители «Рособоронэкспорта», которым было поручено поставить подписи под документом, в последний момент разбегутся.

Кстати, проблемная мистральная сделка, которая сегодня оборачивается позором, одна из последних громких инициатив Дмитрия Медведева, близкая к краху. Ранее почили в бозе борьба со светом, то есть с лампочками накаливания, летнее время, внедренное в зимний период, и другие подобные «начинания».

КАСКАД ПОЩЕЧИН

Что означает решение главы Пятой республики от 25 ноября? Прежде всего то, что передача России десантно-вертолетного корабля-дока «Владивосток», построенного на верфи STX France в Сен-Назере, в очередной раз откладывается. Ведь первоначально планировалось, что этот корабль перейдет под Андреевский флаг до конца октября этого года. Потом дата приема-передачи была сдвинута на 14 ноября. Компания DCNS, отвечающая за реализацию проекта, разослала приглашения на соответствующую церемонию, в том числе и российским должностным лицам, на эту дату. Но за два дня до события в DCNS и других французских предприятиях и организациях, так или иначе связанных с российскими «Мистралями», в прямом смысле слова перестали выходить на связь: не снимали телефонные трубки, не отвечали на электронные письма и факсы. Вскоре стало известно, что руководство DCNS уволило Ива Дестефани – сотрудника, отвечавшего за программу поставок «Мистралей» в Россию и разославшего приглашения.

Дальше – пуще. Российских моряков, находящихся в Сен-Назере для обучения управлением и обслуживанием «Мистралей», перестали пускать на борт «Владивостока». Однако вмешалось Министерство обороны Франции, снова давшее добро на продолжение учебы российских моряков.

Потом появилось обнадеживающее известие о том, что «Владивосток» отправится в Санкт-Петербург 28 ноября. Был даже назначен главный по переходу ДВКД в Россию – заместитель главнокомандующего ВМФ РФ вице-адмирал Александр Федотенков.

Одновременно в Париже звучали противоречивые заявления. Так, например, министр финансов Франции Мишель Сапен утверждал, что «условий для передачи вертолетоносца «Мистраль» России в настоящее время еще нет». А вот министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан говорил, выступая в Национальном собрании: «Передача вертолетоносца «Мистраль» России будет осуществлена в ближайшее время, однако точная дата не определена».

И вот 25 ноября стало известно о вердикте Франсуа Олланда. Пока это не окончательный отказ. Люди, знакомые с текстом контракта, свидетельствуют, что у французской стороны для его исполнения есть еще почти три месяца, которые отсчитываются с 14 ноября. То есть до середины февраля будущего года нам надлежит терпеть французские оплеухи и подставлять то правую, то левую щеку для пощечин.

КТО ЗА ЭТО ОТВЕТИТ?

Нас утешают, что, дескать, если Франция откажется от поставок ДВКД, то мы даже будем в выигрыше, поскольку Парижу придется вернуть не только аванс, но и заплатить солидный штраф. Эксперты в этой сфере называют самые разные суммы компенсаций: от 200–250 млн евро до 3–10 млрд. Последние цифры представляются сильно завышенными. Но чтобы возместить потери, придется сильно постараться. Уже сформированы группы квалифицированных юристов, которым предстоит отстаивать интересы России в международных судах. Однако не стоит забывать, что и Франция располагает сильными адвокатами и опыта у них в такого рода делах побольше. Другими словами, пока что компенсация – это журавль в небе.

Не убеждают и аргументы о том, что Франция, отказавшись от поставок «Мистралей» в Россию, подорвет свой авторитет, как надежного экспортера вооружений. Кое-кто даже ссылался на Дели, который в свете неприглядной позиции Парижа по ДВКД чуть ли не готов отказаться от закупки 126 боевых самолетов «Рафаль». В этой связи высокопоставленный представитель индийского Министерства обороны даже выступил с заявлением, что «сделка с Францией по самолетам «Рафаль» является действительной и с ней нет никаких проблем». А Египет в самый разгар страстей вокруг «Мистралей» запросил у Парижа срочное добро на приобретение фрегата «Норманди» типа FREMM.

Не надо тешить себя иллюзиями. Зарубежные государства проявляют к коллизии с «Мистралями» лишь вежливое внимание, но выстраивают свою политику в сфере военно-технического сотрудничества исключительно исходя из собственных интересов.

Не исключено, что «Владивосток» нам все-таки отдадут. Например, в «рождественское окно». Но проблем со вторым кораблем, «Севастополем», не станет меньше. Еще целый год Москве будут морочить им голову, а Париж тем временем постарается найти на него покупателя. И вероятно, продаст, пусть и за меньшую сумму, но в любом случае, потери будут значительно сокращены.

Конечно, Соединенные Штаты сыграли большую роль в торпедировании российских «Мистралей». Недаром Барак Обама вел продолжительные беседы с Франсуа Олландом, а государственный секретарь Джон Керри еще 20 ноября, то есть за пять дней до оглашения меморандума Елисейского дворца, назвал позицию Франции по вопросу передачи России вертолетоносцев смелой.

Однако главными виновниками унижения России являются не злонамеренные американцы, а российские должностные лица, которые корысти ради или по недомыслию продвигали эту сделку. Они хорошо известны и пребывают в добром здравии. С них бы и спросить. Но такое вряд ли у нас возможно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2275
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
2956
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2217
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
3928

Другие новости