Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» недостатка в заказах не испытывает. Фото предоставлено ОАО «ПСЗ «Янтарь»
Свою историю Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) ведет с 8 июля 1945 года, когда Государственный Комитет Обороны СССР своим постановлением узаконил образование советского судостроительного предприятия в Кенигсберге (в настоящее время – Калининград) на базе бывшего завода «Шихау».
За годы Второй мировой войны и во время штурма Кенигсберга цеха завода практически не пострадали, что позволило в сжатые сроки наладить производство.
2 августа предприятие передали Народному комиссариату судостроительной промышленности СССР и присвоили ему номер 820.
На завод стали прибывать первые специалисты по направлению Наркомата судостроительной промышленности для изучения состояния и профиля завода, определения сроков ввода в эксплуатацию.
Для укрепления завода кадрами сюда с ряда судостроительных заводов страны было переведено большое количество специалистов, которые стали основным ядром молодого коллектива. 31 января 1966 года предприятие было переименовано в Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь». В том же году его награждают орденом Трудового Красного Знамени.
Основной специализацией калининградской верфи стало строительство военных кораблей. Один из важнейших этапов развития связан с вводом в эксплуатацию в 1972 году стапеля с крытым эллингом, позволившего производить судна спусковым весом до 12 тыс. т.
Всего за 70 лет для отечественного ВМФ и для военных флотов различных зарубежных стран было построено 160 кораблей. Среди них: сторожевые корабли проектов 29, 35, 42, 50, 159, 1135, 11356 и 11540; большие противолодочные корабли проектов 1155 и 11551; большие десантные корабли проектов 1171 и 1174, а также большие разведывательные корабли проекта 1826.
Кроме военных кораблей, со стапелей завода сошло более 100 крупных и около 400 малых гражданских судов различного назначения. Среди них стоит отметить строительство ледокольных паромов типа «Сахалин», сухогрузов, самоходных речных грузовых судов и спасательных буксиров ледового класса.
Ощутимый рост финансирования государством оборонного заказа начался с 2004 года. В 2008 году завод вошел в состав Объединенной судостроительной корпорации. Особенным для предприятия стал 2009 год, когда «Янтарь» завершил строительство двух заказов – патрульного судна проекта 6457С типа «Спрут», переданного Пограничной службе ФСБ России, и сторожевого корабля «Ярослав Мудрый» проекта 11540, принятого в состав Балтийского флота ВМФ России.
25 декабря 2012 года Черноморскому флоту было передано опытовое судно «Селигер» проекта 11982 (разработка ЦМКБ «Алмаз»).
В 2013 году завершено выполнение контракта на строительство трех фрегатов проекта 11356 (разработка Северного ПКБ) для ВМС Республики Индия. Последний из кораблей этой серии был передан заказчику 29 июня 2013 года. По оценке Минпромторга РФ, завод стал лучшим экспортером судостроительной отрасли 2014 года.
В мае 2015 года Министерству обороны РФ было передано океанографическое исследовательское судно (ОИС) «Янтарь» проекта 22010. Это уникальное по своим возможностям судно было заложено в день 65-летия завода 8 июля 2010 года и получило название в его честь. Заказчик связывает строительство ОИС «Янтарь» с возрождением научно-исследовательского флота России и планирует продолжение этого проекта.
Сегодня ОАО «ПСЗ «Янтарь» – многопрофильное, интенсивно развивающееся судостроительное и судоремонтное предприятие, обеспеченное заказами как минимум до 2018 года. Мощности завода задействованы более чем на 80%. Это одно из ведущих предприятий ОСК по строительству боевых кораблей 2 и 3 ранга.
В постройке находятся корабли двух проектов для ВМФ России:
– большие десантные корабли «Иван Грен» и «Петр Моргунов» проекта 11711. Передача головного БДК запланирована на конец этого года, закладка второго корабля состоялась 11 июня 2015 года;
– шесть сторожевых кораблей проекта 11356. Заложено пять корпусов; головной СКР «Адмирал Григорович» проходит испытания в Балтийском море, передача его заказчику запланирована на август этого года; в конце этого же года флоту должен быть передан и второй корабль серии, «Адмирал Эссен».
В 2012 году начато осуществление проекта технического перевооружения предприятия в рамках федеральной программы развития оборонно-промышленного комплекса России. В ближайшей перспективе – масштабная реконструкция судостроительного комплекса, в результате которой к 2018 году здесь будет образована современная высокопроизводительная компакт-верфь.