Постоянный представитель России в ООН Виталий Чуркин старался убедить иностранных коллег в необходимости отложить создание трибунала. Фото Reuters
Россия внесла в Совет Безопасности ООН свой проект резолюции, посвященный расследованию катастрофы малайзийского Boeing 777. Как заявил в понедельник по итогам закрытой встречи в Совбезе постоянный представитель нашей страны в ООН Виталий Чуркин, проект должен соединить подходы Малайзии и России по трагедии рейса МН17, разбившегося в прошлом году на Украине.
Москва предлагает усилить роль генерального секретаря ООН в расследовании катастрофы, которая предусмотрена резолюцией 2166, сказал Виталий Чуркин. «Есть целый ряд положений по более глубокому вовлечению всех заинтересованных сторон в ведущееся расследование. Мы не скрываем, что у нас есть ряд вопросов по тому, как велось это расследование», – подчеркнул российский постпред.
Напомним, расследование катастрофы малайзийского Boeing в небе над Донбассом идет уже целый год. Но специалисты и политики до сих пор спорят, какой ракетой он был сбит – «земля–воздух» или «воздух–воздух». Кем была выпущена эта ракета и зачем? Это, пожалуй, на сегодняшний день главные вопросы катастрофы, которая унесла жизни 298 человек – граждан Нидерландов, Малайзии, Германии, Бельгии и Австралии. Но четкого и однозначного ответа на них до сих пор нет. Следственная группа, собранная из специалистов Нидерландов, Малайзии, Великобритании, США и Украины, никак не может прийти к согласию об обстоятельствах, причинах и виновниках этой трагедии. Россию же к расследованию сейчас вообще не допускают.
ПОДОЗРИТЕЛЬНАЯ ТОРОПЛИВОСТЬ
Между тем еще до окончания этого расследования некоторые страны, в их числе Малайзия, выдвигают идею создания под эгидой Совета Безопасности ООН международного трибунала, чтобы гарантировать, как они утверждают, справедливое правосудие для виновных в крушении лайнера Malaysia Airlines. Авторы этой идеи подводят крушение Boeing под определение «угроза международному миру и безопасности», делая ссылку на главу VII Устава ООН. Инициативу Куала-Лумпура подхватили Австралия, Бельгия и Украина. Они призывают Совбез ООН поддержать это предложение с тем, чтобы «обеспечить привлечение к ответственности виновных и противостоять тем, кто несет угрозу гражданской авиации».
Против этого предложения уже выступил российский МИД. Заместитель министра Геннадий Гатилов заявил, что расследование еще продолжается и до его окончания создавать какие-либо трибуналы преждевременно, тем более что во всех аналогичных ситуациях никаких трибуналов не создавалось. Не поддерживает идею трибунала и постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин.
«Малайзийский проект резолюции СБ ООН неверно классифицирует крушение Boeing, – утверждает он. – Одиночный акт, как говорят юристы, не может квалифицироваться со ссылкой на VII главу Устава ООН как «угроза международному миру и безопасности». К тому же делать это задним числом некорректно, указал посол. Он тоже считает, что надо дождаться результатов расследования и «потом уже подумать, как эффективнее организовать судебное разбирательство».
У представителей российского МИДа есть сторонники среди иностранных экспертов. К примеру, директор некоммерческой организации Nuclear Age Peace Foundation в Нью-Йорке Элис Слейтер говорит, что шаг, на который пошла Малайзия, распространив проект резолюции в СБ ООН, является «беспрецедентным» и неизбежно влечет за собой немало вопросов.
«Прошел ровно год с тех пор, как в июле 2014 года Совбез ООН принял резолюцию
№ 2166 по катастрофе малайзийского авиалайнера, – напоминает она. – Там содержится требование обеспечить полный доступ к месту крушения, а также приостановить военные действия. С той поры нам стало известно, что так называемые черные ящики, которые записывают информацию из кабины пилотов и которые всегда тщательно исследуют для установления причины авиакатастроф, были обнаружены Нидерландами и переданы в научную лабораторию в Великобритании. И с тех пор о них ничего не было слышно. Почему?!» – удивляется Слейтер.
Другой американский политический активист Дэвид Свонсон, ведущий блог War Is A Crime («Война – это преступление»), напомнил, что вскоре после падения MH17 некоторые страны «без каких-либо на то доказательств» обвинили в случившемся Россию. Он также убежден, что США располагают информацией относительно того, что произошло в тот день, однако «не спешат ее обнародовать» (например, спутниковые снимки ситуации на линии разграничения украинских войск и ополченцев, где должна быть зафиксирована позиция украинской батареи «Бук-М1». – «НВО»). «В свою очередь, Россия представила имеющиеся у нее данные», – констатировал Свонсон.
Правда, у малайзийской инициативы есть и горячие сторонники. Глава Группы объединенных европейских левых в ПАСЕ голландский депутат Тайни Кокс, к примеру, утверждает, что «этот трибунал станет лучшей гарантией для независимого расследования (трагедии)». При этом он выразил надежду на то, что Совбез ООН тщательно рассмотрит инициативу Малайзии. Одновременно голландский парламентарий призвал Россию «в кратчайшие сроки определиться со своей позицией, чтобы продемонстрировать стремление перед жертвами и их родственниками добиться правосудия».
Не поддерживает идею международного трибунала президент России Владимир Путин. По мнению Путина, создание международного трибунала по расследованию авиакатастрофы Boeing 777 «преждевременно и контрпродуктивно». По сообщению пресс-службы Кремля, глава государства «подробно разъяснил» эту позицию премьеру Нидерландов Марку Рютте. В беседе с ним глава государства подчеркнул, что прежде чем принимать решение о каких-либо судебных механизмах, нужно завершить международное расследование.
В свою очередь, глава Министерства иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что идея создания международного трибунала по расследованию крушения малайзийского Boeing 777 в Донбассе продиктована волей США. Его комментарий был связан с недавними высказываниями посла США в России Джона Теффта в интервью газете «Московский комсомолец». Отвечая на вопрос о том, почему США обвиняют русских в гибели пассажиров лайнера до публикации результатов международного расследования, Теффт сказал: «Мы знаем. Мы просто об этом знаем. Я не могу говорить о деталях. Но мы точно знаем, кто сбил этот самолет». И не привел ни одного весомого аргумента в доказательство своих голословных заявлений.
Следователи из Нидерландов почему-то собрали на месте катастрофы и вывезли не все фрагменты разбившегося лайнера.
Фото Reuters |
ПОИСКИ ПРЕЦЕДЕНТА
Между тем в позиции российского МИДа, которую выразил Геннадий Гатилов, есть серьезные основания. Действительно, ни по одной серьезной авиационной катастрофе, к которой привело чье-то злонамеренное или случайное воздействие, не создавалось никаких трибуналов. Вспомним ракетный удар американского крейсера Vincennes 3 июля 1988 года по иранскому аэробусу А300. Тогда погибло 290 человек, включая 16 членов экипажа и 66 детей. Во время пуска ракеты крейсер находился в том числе и в территориальных водах Исламской Республики Иран. Чем это закончилось? Невнятным извинением Пентагона, который сообщил, что экипаж корабля принял иранский лайнер за истребитель F-14, который якобы пытался атаковать моряков ВМС США. Объяснение для дилетантов: отражающая поверхность (размер засветки на экране локатора) огромного пассажирского лайнера на порядок больше, чем отражающая поверхность истребителя. И мировая общественность молча проглотила эти слова.
Вспомним и историю сбитого в октябре 2001 года над Черным морем украинскими зенитчиками российского самолета Ту-154М, следовавшего рейсом SBI 1812 из Тель-Авива в Новосибирск. В той катастрофе погибли 66 пассажиров и 12 членов экипажа. Киев, кстати, до сих пор не признал свою вину, хотя ее подтвердили и суды самых различных инстанций. А тогдашний президент Украины Леонид Кучма не нашел ничего лучшего, чем призвать международную общественность «не делать из этого трагедию».
Да и после недавней катастрофы с немецким аэробусом А-320, который летел из Барселоны в Дюссельдорф и по воле потерявшего рассудок пилота Андреаса Любицы был направлен на альпийские скалы, в результате чего погибли 149 человек, никто и не помышлял о трибунале. Хотя фирма Germanwings, которой принадлежал лайнер и где не могли не замечать депрессии у его второго пилота, несколько раз обращавшегося по ее поводу к врачам, видимо, тоже все-таки виновата в том, что произошло.
ПРАВДУ СУДАМИ НЕ ЗАПУДРИТЬ
К чему все эти примеры? Изначально очень большое сомнение вызывала малайзийская инициатива о создании трибунала по расследованию катастрофы рейса МН17. Не потому, что нас не интересуют истинные виновники трагедии. Наоборот. В течение минувшего года «НВО» не раз публиковало материалы, где излагались разные версии происшедшего в небе над Донбассом. В чем-то они совпадали с официальной позицией Минобороны России, корпорации ПВО «Алмаз–Антей» и Следственного комитета России, в чем-то нет. Но мы искренне убеждены, что сбили малайзийский Boeing 777 украинские военные. Так же как это сделали они в октябре 2001 года. И все же примем как должное, если кто-то с фактами и документальными свидетельствами в руках, опираясь на расшифровку черных ящиков, на переговоры диспетчеров киевского и днепропетровского авиаузлов с экипажем рейса МН17, на снимки американских спутников, на допросы летчика Су-25 капитана Волошина, других причастных к этой катастрофе должностных лиц, докажет, что наши предположения были ошибочны.
Важно не только, кто и почему виноват, но главное – правда о трагедии. Только ее, подозреваем, и не хотят открыть те, кто инициирует создание международного трибунала. Им, не сумевшим за год найти реальные, а не высосанные из пальца доказательства российской вины в сбитом над Украиной Boeing, крайне нужен пропагандистский эффект от судебного разбирательства вокруг чудовищной трагедии с гибелью 298 человек. Это же представить невозможно, сколько найдется западных телекомпаний, радиостанций, газет и журналов, которые с энтузиазмом, достойным лучшего применения, выборочно пересказывая выступления самых известных юристов, будут топтаться на одной-единственной теме – демонизации России?! Кстати, этой работой уже занялась CNN, рассказывая об утечках информации из нидерландской следственной группы, которая прямо указывает на вину ополченцев и, кто бы считал по-другому, стоящей за ними Москвы.
Пока все разговоры о создании международного трибунала похожи на элементы информационно-пропагандистской войны, которую с энергией, требующей более лучшего применения, не устают проводить против России и ее руководства западные СМИ и политики. Этих господ не интересует реальная картина событий 17 июля 2014 года. Все, что можно прочитать и услышать из западной прессы, несмотря на отсутствие конкретных доказательств и незавершенность работы следственной группы в Амстердаме, это только о коварстве Москвы, которая помогла «сепаратистам» сбить малайзийский рейс МН17. Версии российской стороны они если и упоминают, то без выдвинутых отечественными специалистами аргументов, и сразу же опровергают их, голословно утверждая, что это неправда.
В условиях тотальной предвзятости и информационной войны соглашаться на создание международного трибунала по расследованию трагедии малайзийского Boeing 777 и впрямь неразумно. Сначала окончательные выводы следственной группы, потом оценка их достоверности и только затем можно привлекать виновных к суду.
Объективная истина в любом случае станет известна. Не сейчас, так через несколько лет. Как стала известна и та чудовищная ложь в ООН, которая стала для США прикрытием для агрессии и разорения Ирака.