Отработали хорошо – теперь домой. Кадр из видео на официальном сайте Министерства обороны РФ
На этой неделе снова главным ньюсмейкером на планете стал Верховный главнокомандующий Вооруженными силами РФ Владимир Путин. Сразу же – как вечером 14 марта он объявил о начале вывода российских войск из Сирии… Стремительное распространение этой новости по мировым информационным каналам тут же стало дополняться массой положительных откликов и позитивных комментариев. Ключевой же оценкой решения Москвы стала, наверное, констатация очередного провального прогноза президента США Барака Обамы, который полгода назад предрекал, что Россия зря ввязывается в гражданскую войну в Сирии, неизбежно увязнет в ней на неопределенное время, а Путину, мол, еще придется очень даже пожалеть об этом. Но все повернулось совсем по-другому.
В ходе рабочей встречи с министром обороны Сергеем Шойгу и министром иностранных дел Сергеем Лавровым в понедельник глава нашего государства сказал: «Россия за короткий срок создала в Сирии небольшую по численности, но весьма эффективную военную группировку, причем разнородных сил и средств. Это и космическая разведка, беспилотные летательные аппараты, боевые ударные комплексы как истребительной авиации, так и штурмовой авиации. Это силы Военно-морского флота, которые применяли самое современное оружие из акватории двух морей – и Средиземного, и Каспийского, причем работали как с надводных кораблей, так и с подводных лодок. Создали мощную систему противовоздушной обороны, включая самые современные комплексы «С-400».
Президент подчеркнул, что действительно эффективная работа наших военных создала условия для начала мирного процесса в Сирии, где несколько лет шла война. «Считаю, что задачи, поставленные перед Министерством обороны и российскими Вооруженными силами в Сирийской Арабской Республике, в целом выполнены», – заявил Путин.
А чего, собственно, добились-то? Генерал армии Сергей Шойгу в общих чертах доложил об этом президенту. За время проведения россиянами спецоперации в Сирии удалось серьезно осложнить, а в отдельных местах и полностью прекратить ресурсное обеспечение террористов за счет пресечения трафика торговли углеводородами, перекрыты основные пути доставки углеводородов в Турцию и налаженные пути доставки оружия боевикам. Установлен контроль правительства САР над тремя большими нефтегазовыми полями вблизи Пальмиры, которые уже приступили к функционированию в повседневном режиме. Всего при поддержке нашей авиации сирийские войска освободили 400 населенных пунктов и более 10 000 кв. км территории. Уничтожено более 2 тыс. бандитов, выходцев из России, в том числе 17 полевых командиров. В общем, хорошо поработала российская авиация.
Во вторник ближе к полудню Управление пресс-службы и информации Минобороны РФ распространило сообщение о том, что первая группа российских самолетов с авиабазы Хмеймим вылетела в пункты постоянной дислокации на территории Российской Федерации. В составе группы самолет военно-транспортной авиации Ту-154 и многофункциональные бомбардировщики Су-34. Через несколько часов пришло сообщение о прибытии этой группы на аэродром города Воронежа. Все дальнейшие перелеты российских самолетов с авиабазы Хмеймим в Россию также выполнялись небольшими группами. Каждую обязательно вел самолет-лидер (Ту-154 или Ил-76), в котором перевозились инженерно-технический персонал, авиационное и материально-техническое имущество.
За ним следовали боевые самолеты различных типов. Группы в таком построении следовали по назначенным маршрутам до границы Российской Федерации, после пересечения которой все самолеты уже самостоятельно разлетаются на свои аэродромы постоянного базирования.
Между тем Владимир Путин, заявляя о частичном выводе наших войск из Сирии, сразу отметил: «При этом наши пункты базирования – морской в Тартусе и авиационный на аэродроме Хмеймим – будут функционировать в прежнем режиме. Они должны быть надежно защищены с суши, с моря и с воздуха. Эта часть нашей воинской группировки находилась в Сирии традиционно в течение многих предыдущих лет, а сегодня должна будет исполнить очень важную функцию контроля за прекращением огня и созданием условий для мирного процесса».
В связи с таким решением возникает вопрос о том, какие именно боевые средства и воинский персонал останутся в Сирии и какие задачи перед ними будут в дальнейшем поставлены. Замминистра обороны РФ Николай Панков во вторник на авиабазе Хмеймим сказал по этому поводу так: «Появился реальный шанс положить конец многолетнему противостоянию и насилию. Однако о победе над терроризмом говорить пока рано. Российская авиагруппа имеет задачу продолжить нанесение ударов по объектам террористов». Он напомнил, что соглашение о прекращении боевых действий никоим образом не распространяется на боевиков запрещенных в РФ организаций «Исламское государство», «Джебхат ан-Нусра» и других группировок, признанных Совбезом ООН террористическими.
По оценкам главы комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктора Озерова, Россия может оставить на некоторое время в Сирии зенитно-ракетные комплексы С-400 для прикрытия двух наших баз от нападения с воздуха. Потом сделал еще такие выкладки: «Базы как минимум нужно охранять. Это как минимум два батальона, человек 800. Мы оставляем за собой право ведения воздушной разведки, то есть часть самолетов с экипажами тоже останутся», – сказал Озеров. То есть после вывода основной части войск из Сирии, на базах РФ будет находиться около 1 тыс. человек. Останутся и военные специалисты, которые обучают сирийскую армию. Ну и не надо забывать о российской военно-морской группировке, находящейся в Средиземном море недалеко от сирийских берегов.