Судя по опыту ветеранов военной службы, доступ к благам санаториев Минобороны обеспечен далеко не всем нуждающимся. Фото с сайта www.saki-pirogova.ru
Важнейшим элементом, составляющим основу национальной безопасности страны и боеготовности ее Вооруженных сил, является здоровье действующего кадрового состава, офицерского состава находящегося в мобилизационном людском резерве и в запасе. В Советской Армии существовала стройная система заботы о здоровье защитников Отечества, одним из элементов которой были военные санатории.
«НВО» в прошлом году поднимало эту тему в статье «Кто успел, тот и съел» (номер от 13.11.15). В частности, тогда шла речь о недосягаемости путевок в военные здравницы для человека в погонах. При возросшей в разы интенсивности боевой подготовки число кадрового состава от общего числа отдыхающих не превышает 6%, а военных пенсионеров – 50%. При этом, сколько из этого количества офицеров запаса и лиц, пребывающих в мобилизационном людском резерве, никто не знает. Поднимался вопрос об отсутствии в Главном военно-медицинском управлении (ГВМУ) МО РФ надлежащего контроля, электронной базы распределения путевок.
ЗА МИНИСТРА ОБОРОНЫ – ПОЛКОВНИК
Публикацию в газете поддержали члены регионального отделения общероссийской организации ветеранов Вооруженных сил по Калининградской области, направив письмо в адрес министра обороны РФ с просьбой изменить существующую систему санаторно-курортного обеспечения, чтобы она работала прежде всего для обслуживания государственных интересов. По мнению калининградских ветеранов, существующая ныне система заказа путевок непосредственно в санатории и дома отдыха каждым лицом, нуждающимся в лечении, внедренная в 2011 году еще департаментом санаторно-курортного обеспечения, в основе которой лежит принцип «бронирования мест в отеле», ничего общего с государственным подходом не имеет. Она исключает возможность гарантированного отдыха даже для тех лиц, кому за заслуги перед государством предоставлено первоочередное и преимущественное право на получение путевки, не говоря уже о действующих военнослужащих и офицерах мобилизационного ресурса, здоровье которых государство обязано поддерживать в надлежащей форме.
Данная система также не обеспечивает рентабельность лечебно-оздоровительных учреждений на протяжении всего года, особенно домов и баз отдыха, по причине их частичной загруженности в осенне-зимний период.
Ветераны просили министра обороны внести дополнение в ст. 4 приказа министра обороны РФ от 15 марта 2011 года № 333 «О порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» относительно того, что преимущественным правом на получение путевок пользуются действующие военнослужащие, офицеры и прапорщики (мичманы), пребывающие в мобилизационном людском резерве, и офицеры запаса. А также потребовать от медицинских учреждений Министерства обороны РФ неукоснительного выполнения требований главы «Особенности углубленного медицинского обследования офицеров запаса и в отставке», изложенной в приказе министра обороны РФ от 18 июня 2011 года № 800 «Об утверждении Руководства по диспансеризации военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации».
В целях более эффективного использования лечебного потенциала санаториев, особенно для поддержания здоровья кадрового состава и офицеров, пребывающих в мобилизационном людском резерве, а также офицеров запаса, возрастной ценз которых увеличен до 65 лет, предлагалось изменить временные интервалы и порядок диспансеризации для лиц данной категории. Например, лицам до 40 лет проводить диспансеризацию амбулаторно, после 40 лет – один раз в два года в стационаре, для возрастной группы от 50 до 65 лет – ежегодно. По результатам диспансеризации нуждающихся в восстановлении здоровья лиц в обязательном порядке направлять на санаторно-курортное лечение.
Исходя из реалий международной обстановки и специфического назначения военных санаториев, целесообразно во всех санаториях сформировать отделения реабилитации для больных, перенесших операции, связанные с сердечно-сосудистой системой и опорно-двигательным аппаратом.
В обращении к министру обороны РФ содержалось предложение территориальные приемные по приему заявлений на санаторно-курортное лечение, которые имеются в каждом санаторно-курортном комплексе, преобразовать на штатной основе в представительства «Управления санаторно-курортного лечения и организации активного отдыха ГВМУ МО РФ». И в первую очередь вменить им в обязанность формирование предварительной заявки на необходимое количество путевок в санаториях с учетом профиля заболеваний; вернуться к оправдавшей себя практике выделения мест в санаторно-курортных учреждениях для округов (регионов) путем квотирования, с учетом численности кадрового состава и военных пенсионеров. Отраслевое соглашение между профсоюзами гражданского персонала Вооруженных сил и Министерством обороны РФ предлагалось дополнить правовой нормой о том, что за основу предоставления путевок для гражданского персонала Министерства обороны РФ брать продолжительность их работы в части или учреждении как минимум за пять лет, а не членство в профсоюзной организации, как это имеет место в настоящее время.
Региональное отделение Общероссийской организации ветеранов ВС РФ по Калининградской области попросило также председателя комитета по обороне Государственной думы инициировать вопрос возвращения льготного порядка оплаты стоимости санаторно-курортных путевок для действующих военнослужащих и членов их семей, как это было прописано в п. 4. ст. 16 закона РФ «О статусе военнослужащих» в редакции 1988 года.
В прошлом году судьба свела моего знакомого в одном из санаториев с подполковником. У того были серьезные проблемы с позвоночником, даже гранату бросить не мог. Лечился подполковник один, путевка на двоих с женой и дорога туда-обратно оказалась накладной для семейного бюджета. «Почему нынешние защитники Отечества за деньги должны получать свое здоровье?» – задал мне вопрос знакомый. Я же его переадресую министру обороны.
Правда, без всякой надежды получить на него ответ. Ведь не дошли до генерала армии Сергея Шойгу предложения калининградских ветеранов Вооруженных сил. Вместо министра обороны РФ подписантам (в их числе четыре адмирала) ответил заместитель начальника 2-го управления ГВМУ полковник медицинской службы А. Малых. Он сообщил, что действующая система распределения путевок в санаторно-курортные организации, выстроенная на основании норм приказа министра обороны РФ от 15 марта 2011 года № 333 «О порядке санаторно-курортного лечения в Вооруженных Силах Российской Федерации», которая «позволила добиться увеличения охвата контингентов Минобороны России, в том числе действующих военнослужащих, санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом». И при этом в письме медицинского полковника ни слова о том, что планируется конкретно сделать по предложению ветеранов Вооруженных сил. Правда, полковник медицинской службы А. Малых упомянул, что «ГВМУ МО РФ постоянно проводится работа по повышению эффективности действующей системы распределения путевок и увеличению доступности санаторно-курортных организаций Минобороны России. В частности, в 2015 году приняты меры по исключению случаев «двойников», реализована возможность направления заявлений на получение путевок в военные здравницы через официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации».
А ВАСЬКА СЛУШАЕТ ДА ЕСТ?
Подполковник медицинской службы в отставке Валерий Хлюпин срочную служил 4 года матросом на Новой Земле, затем после окончания института – доктором на атомной подводной лодке, в различных военных госпиталях. В начале декабря прошлого года он направил все необходимые документы на санаторно-курортное лечение в филиал «Санатория «Лазурный берег» ФГК «ССК «Сочинский» МО РФ, а 14 января нынешнего года за подписью начальника санатория «Лазурный берег» Д. Мязина получил письмо: путевки на запрашиваемый вами период реализованы полностью, и вам предлагается обратиться в другие санатории. Причем документ сплошь и рядом изготовлен с многочисленными ошибками, порой трудно уяснить, о чем идет речь.
Валерий Григорьевич направил заявление на приобретение путевки в санаторий «Золотой берег», и 3 февраля вновь получил отказ. В третий раз офицер в отставке попытал счастья в военном санатории «Крым». И 15 марта получил вновь отказ. Начальник военного санатория «Крым» В. Клемешев сообщил причину: подполковнику медицинской службы в отставке Хлюпину выдано уведомление о предоставлении путевки в санаторий «Лазурный берег» и у санатория «Крым» отсутствуют правовые основания для предоставления второй путевки в санаторий Минобороны. Посчитав такое отношение к себе издевательством, Валерий Григорьевич Хлюпин написал жалобу на имя бывшего своего ученика, а ныне начальника ГВМУ генерала А. Фисуна. На что получил письмо от полковника медицинской службы А. Малых с извинениями за причиненные неудобства и копию уведомления о предоставлении путевки в военный санаторий «Лазурный берег» от 29 декабря 2015 года. Обратите внимание: отказ за подписью начальника санатория Валерию Григорьевичу пришел через две недели после того, как ему путевка была выделена.
По мнению сведущего в этих делах человека все здесь банально просто. Путевку выделили, но уведомление высылать не стали, а направили отказ. В надежде на то, что 75-летний ветеран Вооруженных сил с ним согласится. А его путевку на середину августа (самая горячая пора) на курорт Черного моря отдадут «нужному человеку». Так ли это, утверждать не берусь. Но факты склоняют к тому, чтобы поверить этой версии. Как и другой. Реализовывать путевки в военные здравницы на 2016 год начали не с 1 января, как это было многие годы, а с 10 ноября 2015 года. Но об этом мало кто знал. В первую очередь военные пенсионеры, большинство из которых не имеют доступа в сеть Интернет. Что характерно, уже через месяц путевки в Ессентукский военный санаторий были реализованы на весь год. Один из организаторов санаторно-курортного отдыха, который знает эту проблему, как говорят, изнутри, высказался по этому поводу так. Те, кто постоянно отдыхает в санатории, заранее договариваются за небольшую мзду с врачами, медсестрами, обслуживающим персоналом. И те после 10 ноября сразу же забронировали путевки своим протеже. Устраивает такое положение и начальника санатория – путевки реализованы, головная боль снята на весь год. А защитникам Отечества, которые в полевых условиях питаются тушенкой и имеют проблемы с желудком, путь в Ессентуки даже в декабре заказан.
Выше я писал, что полковник Малых в письме ветеранам, как огромную заслугу ГВМУ в действующей системе распределения путевок, назвал возможность подать заявку через сайт Министерства обороны.
Но факты говорят об обратном. Если ранее желающий получить путевку из санатория получал ответ в течение нескольких дней, то теперь на это уходит месяц, а то и более. Капитан 1 ранга в отставке Юрий Божков свыше 30 лет прослужил в ВМФ, уволился в запас с должности начальника технического управления Балтийского флота. Несколько лет назад перенес сложную операцию на позвоночнике, стал инвалидом. Врачи порекомендовали ему санаторно-курортное лечение грязями. 17 декабря прошлого года Юрий Федорович через сайт Министерства обороны РФ направил необходимые документы для санаторно-курортного лечения в Сакский военный клинический санаторий. 25 февраля 2016 года (через два с лишним месяца!) получил письмо за подписью полковника медицинской службы А. Малых, что его заявление зарегистрировано 27 января 2016 года, и мест в санатории на запрашиваемый период уже не было. Это притом, что Юрию Федоровичу 27 декабря 2015 года по телефону из санатория сообщили: его документы получены и зарегистрированы. На сайте Минобороны информация о том, что на август места в санатории отсутствуют, появилась только 30 декабря 2015 года. Капитан 1 ранга в отставке Юрий Божков попытался получить путевку в санаторий «Крым» и тоже по истечении более чем месячного срока получил отказ. Только после двух обращений к министру обороны РФ инвалиду и ветерану военной службы позвонили из санатория: «Мы изыскали возможность выделить вам путевку на запрашиваемый срок».
Свой материал «Кто успел, тот и съел» полгода назад я закончил так: «Можно назвать еще массу проблем, касающихся санаторно-курортного отдыха военнослужащих и военных пенсионеров. Вот только кто и когда их будет решать?»
Вопрос актуален и сегодня.
Калининград