0
7866
Газета Реалии Интернет-версия

29.07.2016 00:01:00

Сердце боевого корабля

Тэги: опк, вмф, балтийск, ярослав мудрый, мальта, украина, самара, адмирал чебаненко


опк, вмф, балтийск, ярослав мудрый, мальта, украина, самара, адмирал чебаненко БПК «Адмирал Чабаненко» на ремонте. Фото с сайта www.35srz.ru

Одной из основных новостей июня в отношении российского ВМФ стало возвращение к боевой службе сторожевого корабля «Ярослав Мудрый» пр. 11540. Один из наиболее мощных кораблей Балтфлота вышел из Балтийска 1 июня, а уже 14 июня прибыл на Мальту. Теперь «Ярославу Мудрому» предстоит выполнять задачи в составе постоянного оперативного соединения ВМФ в Средиземном море.

Этому предшествовала непростая история. Для ремонта газотурбинной энергетической установки (ГТУ) корабля потребовалось в срочном порядке организовать новое производство.

Но обо всем по порядку. Так сложилось, что украинское предприятие «Зоря»-«Машпроект» полностью обеспечивало потребности ВМФ в газотурбинных двигателях (ГТД), еще со времен СССР выполняя заказы на их проектирование, изготовление, сервисное обслуживание и ремонт. Предполагалось, что и в дальнейшем произведенные на Украине ГТД ремонтировать будет сам производитель.

В 2013 году на плановый ремонт встало несколько кораблей проектов 11540 и 1155, оснащенных ГТД: СКР «Неустрашимый» на калининградском «Янтаре» и БПК «Адмирал Чабаненко» в Мурманске. Стоит отметить, что корабли проектов 11540 и 1155 являются «рабочими лошадками» ВМФ, активно участвуя в обеспечении присутствия российского флота в Мировом океане.

Предполагалось, что и основной ремонт ГТУ проведут на Украине, а демонтаж, дефектацию, а затем монтаж и пусконаладку уже отремонтированных установок выполнит в России промышленная группа «Новик», осуществляющая сервисное обслуживание и ремонт кораблей и судов ВМФ.

Все изменилось после украинского кризиса. Ремонт на Украине стал невозможен. Пришлось налаживать ремонт ГТУ в России. Подобного опыта не было ни у одного российского предприятия. Морские ГТД имеют определенные конструктивные особенности, требующие существенной перестройки производственных процессов, что заняло бы слишком много времени, нарушив оперативные планы ВМФ. Проще было организовать производство с нуля. Что и сделал «Новик».

В 2014 году компания арендовала у самарского предприятия «Металлист-Самара» пустующий цех. Меньше года потребовалось на его перестройку и ремонт, оснащение необходимым оборудованием, поиск и обучение персонала, получение лицензии Минпромторга на ремонт ГТД. Организация производства осуществлялась из собственных средств «Новика».

В новый цех на ремонт поступили четыре ГТД ДО90: два форсажных двигателя с «Неустрашимого», а затем два маршевых с «Адмирала Чабаненко». Но в 2015 году неожиданно поступил аварийный ДО90 с «Ярослава Мудрого». Корабль уже должен был вернуться к боевой службе после межпоходового ремонта на «Янтаре» и боевой подготовки, но неисправность форсажного двигателя смешала планы флота.

Ремонт корабельных двигателей требует не только подходящей производственной площадки и квалифицированного персонала. Необходимы ЗИП и должным образом утвержденная техническая и конструкторская документация. ЗИП для ГТД в России никто не изготавливает, приобрести их на Украине невозможно, так как они относятся к продукции военного назначения. В итоге производство ЗИП пришлось также налаживать в России. Несмотря на то что конструкторская и техническая документация по ГТД осталась на Украине, «Новик» совместно с 51-м Центральным конструкторско-технологическим институтом судоремонта Минобороны сумел восстановить часть документации по имеющимся копиям. Другую часть разработали конструкторы «Новика», к слову, также за счет собственных средств компании. По ней изготовили оснастку, ЗИП, произвели пооперационную разборку, ремонт и сборку двигателей.

Остались и нерешенные проблемы. Дело в том, что утверждение разработанной документации – компетенция главного конструктора по ГТД, который назначается решением Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ. Но до сих пор главный конструктор по ГТД не назначен. Это образует определенный правовой вакуум для отечественных предприятий. Как произошло и с «Новиком», который продолжал ремонт, понимая, что корабли сейчас нужны стране.

ГТД с «Ярослава Мудрого» был отремонтирован в сжатые сроки, возвращен на «Янтарь», где «Новик» осуществил пусконаладочные работы. После необходимых испытаний корабль вернулся в строй. Сейчас на очереди четыре ГТД с «Неустрашимого» и «Адмирала Чабаненко», работы по которым должны завершиться в 2016 и 2017 годах соответственно.

Отечественная промышленность освоила ремонт корабельных ГТД. Это подтвердил выход на боевую службу «Ярослава Мудрого». А вот с формальным согласованием всех этапов ремонта остаются проблемы: закупить ЗИП за рубежом невозможно, наладить его производство в России затруднительно, поскольку техническая и конструкторская документация не утверждены.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
531
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
870
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
620
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
350

Другие новости