Те, кто верно служил Родине, достойны обеспечения в старости по самому высокому разряду. Фото Reuters |
В уважаемом мною издании «Независимое военное обозрение» № 31 от 19–25 августа с.г. в рубрике «Письмо в редакцию» были опубликованы мысли вслух координатора Приморской общественной военной ассоциации Юрия Алексеевича Тарлавина. Статья под названием: «Не знаешь, что нового ждать от наших начальников». Начав с интересом ее прочтение – ведь специальным шрифтом были выделены эпиграфы: «ЧИНОВНИКИ ВОЕННОГО ВЕДОМСТВА ИГНОРИРУЮТ УКАЗАНИЯ ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО», «ОБЪЕКТ ДЛЯ ЭКОНОМИИ ИЗБРАЛИ САМЫЙ «ПОДХОДЯЩИЙ» – ВОЕННЫХ ПЕНСИОНЕРОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ И ДРУГИХ ОТДАЛЕННЫХ РЕГИОНАХ РФ», – в итоге разочаровался. Самые первые мои мысли после ознакомления с письмом Ю.А. Тарлавина были следующие. Что это? Попытка заработать дешевый популизм на злободневной теме или высказывание своего мнения без достаточного изучения сути проблемы? Надеюсь, что второе.
ОГРАНИЧЕНИЙ НЕТ
Сначала автор обвиняет военных чиновников в том, что они пытаются сэкономить бюджетные средства на исполнении обусловленных федеральным законодательством прав, льгот и социальных гарантий. Хотя как можно сэкономить на обсуждаемой теме, касаемо санаторно-курортного лечения и оздоровления соответствующих категорий военных пенсионеров и членов их семей, мне непонятно. В соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2011 года № 333 «О порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных силах Российской Федерации» вышеуказанные граждане сами выбирают санатории, дома отдыха, базы отдыха МО РФ и направляют свои заявления в Главное военно-медицинское управление МО РФ или непосредственно в соответствующую санаторно-курортную организацию. Никакого ограничения по территориальному признаку! Никто не ограничивает и их права в части ведомственной подчиненности оздоровительных учреждений. Предпочитаешь оздоровиться в «гражданском» учреждении – пожалуйста, стоимость проезда будет возмещена и туда. В отличие, к слову сказать, от льготников Министерства внутренних дел РФ.
Теперь перейдем к теме льготного проезда в соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее Федеральный закон). Собственно говоря, ни для кого не секрет, что реализация льготного проезда соответствующих категорий военных пенсионеров и членов их семей непосредственно связана со взятыми государством на себя обязательствами сохранить права и социальные гарантии уволенных военнослужащих и членов их семей, указанными в статье 16 упомянутого Федерального закона и после завершения военной карьеры. В частности, право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. При этом уволенные военнослужащие оплачивают путевки на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в указанных оздоровительных организациях в размере 25%, а члены их семей – 50% стоимости путевки, установленной указанными федеральными органами исполнительной власти.
В статье 16 законодателем определено, что льгота по оплате касается только учреждений исполнительной власти, в которых Федеральным законом предусмотрена военная служба. Проще говоря, учреждений МО РФ. В пункте 5 статьи 20 Федерального закона ограничения по ведомственной подчиненности лечебных и оздоровительных организаций, в которые предоставляется льгота по проезду, отсутствуют. Пенсионеры и члены семьи сами определяют для себя местонахождение оздоровительного учреждения, следовательно, повлиять на экономию бюджетных расходов при оплате стоимости проезда чиновники не в силах.
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЙ – ЗНАЧИТ ВОЗМЕЩАЕМЫЙ
Далее уважаемый Юрий Алексеевич рассуждает на тему трактовки понятия «безвозмездный», ссылаясь на известных русских филологов, и обвиняет Департамент социальных гарантий МО РФ (далее Департамент) в незнании толковых словарей. Забыв при этом нормативно-правовые документы.
Во исполнение статьи 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» правительство РФ издало постановление от 20 апреля 2000 года № 354 (далее Постановление) и установило, что МО РФ и иные федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, при реализации социальных гарантий, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», возмещают расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом. То есть безвозмездный – значит возмещаемый. Это решение нашего правительства. При чем здесь чиновники Департамента и их интерпретация?
Не преминул автор статьи и обратиться к истории подготовки Постановления, припоминая конец 90-х годов. Создается впечатление того, что господин Тарлавин сам участвовал в разработке указанного нормативно-правового акта, что вряд ли. Однако это не мешает ему уверенно и безапелляционно рассуждать о целях документа!
В Постановлении же, кроме всего прочего, указано, что МО РФ и иному федеральному органу исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, надлежит возмещать расходы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (близких родственников), имеющих право на проезд и перевоз личного имущества на безвозмездной основе, при приобретении ими проездных и перевозочных документов за свой счет. Порядок возмещения этих расходов определяется указанными федеральными органами исполнительной власти. Что МО РФ и сделало. Разработало Руководство по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в ВС РФ, утвержденное приказом министра обороны от 6 июня 2001 года № 200 (далее Руководство).
Эта связь Федерального закона, Постановления и Руководства указывается в сообщении Департамента от 15 июля 2015 года исх. № 182/4/4613 за подписью П. Олюшина. Хочу лишний раз подчеркнуть, Юрий Алексеевич, что это именно сообщение, а не очередной «перл» или указание, как вы изволили высказаться в своей статье. Касаемо Вашего возмущения о том, что вышеуказанное сообщение целенаправленно не доведено до военных ветеранов, хочется заметить, что оно не является нормативным актом, «затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина», а лишь разъясняет действующее законодательство и адресовано руководителям Управлений финансового обеспечения МО РФ.
РАЗЪЯСНИМ ПОЛОЖЕНИЕ
Теперь объясню Вам, господин Тарлавин, непонятые Вами «общие» положения Руководства по ВПД. Досконально Ваши слова звучат следующим образом. «Умиляют отдельные рулады в письме П. Олюшина. Что это за «общие» положения Руководства по ВПД? В каком пункте приказа № 200 они указаны?» (конец цитаты).
Пункт 3 Руководства гласит: «К воинским перевозочным документам относятся:
Требование формы 1 – (приложение № 1 к настоящему Руководству) для оформления пассажирских билетов на проезд одиночно следующих военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (близких родственников) и воинских команд железнодорожным, воздушным и водным транспортом.
Требования формы 1 выдаются на проезд в прямом беспересадочном сообщении, а при отсутствии беспересадочного сообщения – с наименьшим количеством пересадок в соответствии с указателями пассажирских маршрутов в кратчайшем сообщении, которые разрабатываются и рассылаются воинским частям начальниками службы военных сообщений военных округов, флотов».
«Лицам, имеющим право на проезд или перевозку личного имущества за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, не получившим или не использовавшим воинские перевозочные документы, расходы возмещаются по фактически произведенным затратам, но не выше норм, установленных для соответствующих категорий воинских пассажиров», – в продолжение затронутой темы указано в пункте 85 Руководства.
Ну, и окончательную точку ставит пункт 54 Руководства. Там написано, что офицерам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения, возмещаются расходы на проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год). Членам семей указанных офицеров, а также прапорщикам и мичманам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, в таком же порядке один раз в год возмещаются расходы на проезд в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно.
Указанные расходы возмещаются военкоматами за счет средств, предусмотренных в сводной бюджетной смете МО РФ на соцобеспечение уволенных военнослужащих (статья 006226 Классификации расходов по бюджетной смете МО РФ).
Учитывая взаимосвязь выше изложенных трех пунктов Руководства, следует, что маршрут следования на стационарное лечение, в санаторно-курортные и оздоровительные организации и обратно лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей должен быть прямым (беспересадочным), либо с наименьшим количеством пересадок в соответствии с указателями пассажирских маршрутов в кратчайшем сообщении. Если он не соответствует этому, то оплата стоимости проезда законодательно не предусмотрена.
Все очень просто. Не нужно безбожно врать и передергивать, пытаясь «натянуть» нужный результат, прикрываясь своим нежеланием прочитать и понять законодательную базу. Зачем и в угоду кому нужно писать подобные пасквили с упоминанием фамилий, уважаемый господин Тарлавин?
ОБ АВАНСАХ
Теперь о разумном зерне Вашей публикации.
Действительно, авансирование военных пенсионеров при приобретении авиабилетов для поездок на стационарное лечение и в санаторно-курортные (оздоровительные) организации законодательством РФ не предусмотрено. Подтверждение этому – решения судов (апелляционное определение № 33а-2686/2015 от 2 ноября 2015 года Пензенского областного суда и Решение по гражданскому делу № 2а-2227/16 Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области).
Однако существует совместное указание от 2005 года начальника тыла ВС РФ № 159/ФС/294 и начальника ГлавФЭУ МО РФ №180/4/1/-901. В указанном документе сказано: «Выплачивать при обращении указанным пенсионерам пенсии вперед в необходимых суммах, за счет средств, выделенных на пенсионное обеспечение по коду бюджетной классификации «пособия и компенсации военнослужащим, приравненных к ним лицам, а также уволенным из их числа». Решение на выплату принимать на основании заявления пенсионера при наличии санаторно-курортной путевки».
Насколько мне известно, это указание не отменено и применяется. Обратившимся военным пенсионерам выплачиваются пенсии вперед в необходимом количестве денежных средств, достаточных для приобретения билетов на стационарное лечение и в оздоровительные учреждения туда и обратно. Если этого не происходит, то виновны в этом никак не чиновники военного ведомства, а непосредственные исполнители на местах. Ведь в соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента РФ от 7 декабря 2012 года № 1609 (далее Указ), возмещение военным пенсионерам, имеющим на это право, расходов на проезд в санаторно-курортные и оздоровительные организации производится военными комиссариатами по месту жительства. Никакие другие органы назначать и производить выплаты гражданам, уволенным с военной службы, в соответствии с законодательством РФ не уполномочены.
Ссылка на Указ также касается примера проезда вице-адмирала в отставке Б.Ф. Приходько, приведенного Вами, Юрий Алексеевич. Если в г. Хабаровске была действительно пересадка, обусловленная отсутствием билетов, а не с целью посещения родственников, либо решению личных вопросов в штабе Восточного военного округа, то при предоставлении документов, подтверждающих необходимость пересадки, стоимость его проезда должна была быть оплачена. Это подтверждает еще одно сообщение Департамента социальных гарантий от 19 апреля 2016 года № 182/4/948, адресованное Командующему войсками Центрального военного округа. Приведу цитату: «По вопросу остановки в пунктах пересадок на пути следования по маршруту сообщается, что данная остановка производится по причинам, вызванным непредвиденными обстоятельствами (болезнь, стихийное бедствие, отсутствие билетов на ближайший поезд либо самолет, следование по четным либо нечетным датам и др.), подтвержденным соответствующими документами».
В заключение, Юрий Алексеевич, хотелось бы для Вас уточнить следующее. Оплата проезда для других целей, отличных от прямого следования, как на стационарное лечение, так и в санаторно-курортные учреждения, а также обратно к месту жительства, в соответствии с действующим законодательством, не предусмотрена в случаях заезда к местам отдыха у друзей, родственников и т.д. То же касается остановок по пути следования.
Именно остановок! Ведь пересадкой по пути следования является смена транспортного средства, при проезде в попутном направлении с ближайшим отправлением в пункте пересадки в соответствии с действующим расписанием. Не секрет, что некоторые военные пенсионеры под предлогом поездки в оздоровительные учреждения по пути следования решают все свои насущные проблемы, начиная от посещения детей, внуков, родителей, заканчивая встречами с однокурсниками и однополчанами. Ладно бы они это делали в период нахождения в оздоровительном учреждении. Нет, заезды и остановки в пути делаются непосредственно при следовании на лечение либо обратно.
Вы это называете очень красивым выражением «поддерживают связь с малой родиной». Лично я, как налогоплательщик, против использования бюджетных денежных средств для удовлетворения личных потребностей такого плана. Небезразлично это и другим военным ветеранам, которые пользуются льготой по проезду, следуя законодательству.
Поэтому давайте отделять мух от котлет. Будем раздельно рассматривать законодательные инициативы президента РФ по улучшению демографического положения в Приморье и сообщения по разъяснению действующего законодательства Департаментом социальных гарантий МО РФ. Уверяю Вас: между ними ничего общего.
Юрий Николаевич Сушков – пенсионер
Министерства обороны Российской Федерации
и одновременно налогоплательщик.