Профессиональная переподготовка увольняемых в запас офицеров Восточного военного округа. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ
В Москве по инициативе ряда общественных организаций, защищающих права военнослужащих и военных пенсионеров, создана межрегиональная общественная организация бывших военнослужащих «Военно-экономическое общество» (МОО БВ ВЭО). Одна из главных целей этой организации – социальная адаптация военнослужащих, уволенных в запас, их профессиональное ориентирование, вовлечение их в бизнес. Подробно о целях и задачах ВЭО рассказал «НВО» председатель Центрального комитета Общероссийского профессионального союза военнослужащих капитан первого ранга Олег ШВЕДКОВ, который избран также и председателем правления МОО БВ ВЭО.
– Олег Константинович, чем вызвана необходимость создания МОО БВ ВЭО?
– Причин здесь несколько. Во-первых, в России продолжается процесс увольнения в запас большого количества военнослужащих Минобороны, а также других силовых министерств и ведомств. По моим данным, за последние шесть лет только из армии уволилось более 200 тыс. кадровых военных. Сейчас идет масштабная реформа в МВД. И там тоже высвобождается значительное число офицеров в трудоспособном возрасте, которые жаждут работать, приносить пользу, зарабатывать средства, чтобы кормить свои семьи. А в РФ, как известно, проблема безработицы – не пустой звук.
И здесь, скажу прямо, государство в адаптации бывших военнослужащих, их профессиональном ориентировании принимает пассивное участие. Оно сводится только к одному – дать возможность получить второе высшее, уже гражданское образование. И, конечно же, тут мы, организации, которые профессионально занимаются социальной защитой военнослужащих и военных пенсионеров, должны сказать свое слово. То есть помочь отставникам найти свое место в жизни, в том числе и путем их вовлечения в бизнес.
Во-вторых, объединение предпринимателей из офицерской среды несет еще одну немаловажную нагрузку – сохраняется связь с армией, они вовлекаются в патриотическую и военно-шефскую работу на региональном уровне, чувствуют себя «в строю».
И, в-третьих, в новейшей истории России, в ее регионах уже имеется значительный опыт создания ВЭО. К примеру, уже несколько лет работают региональные ВЭО, созданные в Саратове, Рязани, Санкт-Петербурге, Москве и Московской области. Они объединяют более 100 малых и средних предприятий, на которых трудятся офицеры запаса, уволенные с военной службы прапорщики и члены их семей, а также бывшие сотрудники правоохранительных органов.
– А каким образом ваш профсоюз участвует в деятельности ВЭО?
– Не буду хвастаться, но скажу, что наш Общероссийский профсоюз военнослужащих выступил инициатором создания региональных организаций ВЭО, финансировал их развитие на этапе становления. Мы всегда работали по трудоустройству, переподготовке, созданию новых рабочих мест. Мы организаторы создания и работы профсоюзных бирж труда «Арктиквоенрезерв» в Мурманске, «Военконтакт-Юг» в Краснодаре, «Комбат» в Майкопе. С участием профсоюза создано более сотни предприятий малого и среднего бизнеса практически во всех регионах России. По нашей просьбе правительством Москвы было учреждено государственное бюджетное учреждение «Московский центр социальной адаптации государственных служащих, уволенных с военной службы, из правоохранительных органов, и членов их семей» и т.д. К сожалению, несколько лет назад его закрыли. И это обстоятельство является как бы дополнительным стимулом для активизации нашей работы, так что МОО ВЭО – это востребованная общественная структура, инициированная как бы снизу.
ВЭО – это редкий случай, когда общественная организация создавалась не по указке сверху, не под «проект», не под «личность», а по живой инициативе людей, которые почувствовали необходимость в объединении для защиты и развития бизнеса, для того, чтобы приносить пользу обществу и государству.
– Если вспомнить, ВЭО существовали и в царской России. У них есть значительный исторический опыт. Не так ли?
– Совершенно верно. В России военно-потребительские лавки появились в начале 70-х годов XIX столетия, когда в 23-й артиллерийской бригаде и 89-м пехотном Беломорском полку были открыты первые солдатские лавки на кооперативных началах. Успех этих лавок побудил и другие части войск открывать такие лавки с предметами солдатского обихода. К этому же времени относится возникновение в некоторых частях офицерских обмундировальных капиталов и открытие кооперативов офицерских обмундировочных мастерских.
В 1880 году в России впервые стали возникать правильно организованные общества потребителей в офицерской среде. 6 ноября 1880 года был утвержден устав первого потребительского общества для моряков в Санкт-Петербурге, а 14 декабря 1891 года – устав Экономического общества офицеров Гвардейского корпуса, и с этого времени Военно-экономические общества стали быстро возникать, развиваться и крепнуть по всей России.
Во всех округах и крупных гарнизонах появляются такие общества, удешевляющие жизнь офицера и регулирующие путем конкуренции цены рынка. В начале XX века во всех окружных городах, крепостях, а также в больших гарнизонах и даже в отдельных частях войск имелись свои Военно-окружные общества.
Из наиболее крупных по своим оборотам Военно-экономических обществ следует указать: бывшее Экономическое общество офицеров Гвардейского корпуса, потом переименованное в Гвардейское экономическое общество, Московское офицерское хозяйственное общество, Экономическое общество офицеров Варшавского военного округа, Виленское экономическое общество, Кавказское офицерское экономическое общество, Новогеоргиевское крепостное экономическое общество и др.
– Если я вас понимаю правильно, то тогда организаторами ВЭО были сами офицеры? Сейчас такое возможно?
– Военная служба и бизнес – это понятия сейчас несовместимые. Но подобные вышеназванным предприятия ВЭО мы можем организовать повсеместно из числа офицеров запаса, их жен, детей. Особенно это будет актуально для людей, живущих в отдаленных гарнизонах. А таких мест по всей России, к сожалению, немало. Там царит безработица. И ВЭО станут решением этой проблемы.
– Такой опыт есть?
– Конечно, мы создали организацию – потребительскую кооперацию профсоюзов в Московском регионе. Ее возглавляет Андрей Юсупов. Она работает в интересах ветеранов военной службы и членов их семей. Все это находится сейчас на стадии экспериментов. Результаты обнадеживают. Но есть проблемы…
– Какие?
– Первая из них состоит в том, что офицеров запаса надо учить организации бизнеса. К сожалению, та переподготовка на гражданские специальности, которая была организована для них в стенах вузов Минобороны, большой пользы не принесла. Нужны небольшие специализированные школы, постоянно действующие семинары, живой обмен опытом и т.п.
Ну и вторая проблема здесь состоит в том, что для всего этого процесса нужны материальные и финансовые ресурсы. В условиях экономического кризиса, который перманентно существует в РФ, их найти очень трудно. Но и эту проблему мы потихоньку стремимся решить. Вот, к примеру, мы начали взаимодействовать с одним из коммерческих банков – «КБ «Юниаструм-банк», который президент РФ Владимир Путин предложил сделать опорным банком по развитию и поддержке малого и среднего бизнеса в стране. Кстати, первый вице-президент этого банка Олег Шелягов избран президентом МОО БВ ВЭО.
– Скажите, а много офицеров запаса хотят создать собственное дело?
– Мы проводили социологические исследования. И по нашим данным, более 70% офицеров, уволенных в запас, хотят открыть свое частное предприятие. При этом почти 80% имеют внутреннюю предрасположенность к ведению индивидуального бизнеса. И при благоприятных условиях готовы это сделать.