0
2464
Газета Реалии Интернет-версия

25.11.2016 00:01:00

Боевики нацеливаются на морские объекты

Владимир Лодкин

Об авторе: Владимир Лодкин – независимый военный эксперт.

Тэги: исламское государство, нефть, великобритания, ближний восток, ливия, сирия, ирак, сша


исламское государство, нефть, великобритания, ближний восток, ливия, сирия, ирак, сша После атаки боевиков в ливийском порту Рас-Лануф горят резервуары с нефтью. Фото Reuters

Анализ динамики террористической деятельности на Ближнем Востоке и в Средиземноморье говорит о том, что вероятна дальнейшая активизация боевиков в морских районах с возможной эскалацией боевых действий против морского судоходства и объектов прибрежной инфраструктуры нефтегазового комплекса.

Более того, по мнению вице-адмирала ВМС Великобритании Клайва Джонстона, боевики запрещенной в России группировки «Исламское государство» (ИГ) тщательно планируют совершение террористических актов на море. По его мнению, в последнее время существенно возросло влияние исламистов на побережье Ливии и других прибрежных районов Северной Африки, что создает угрозу для торговых и туристических судов, находящихся в регионах. Боевики планируют действовать не только в прибрежных водах, но и в открытом море.

ПЕРЕБЕЖЧИК С ОПЫТОМ

Примечательно, что, по имеющейся информации, в мае 2016 года к ИГ примкнул офицер ВМС Великобритании Али Алосаими. Офицер ВМС Великобритании, учившийся в самом престижном морском заведении Великобритании – колледже Южного Тайнсайда и прослуживший на флоте три года, прекрасно осведомлен обо всех нюансах безопасности судоходства. Как оценивают в Министерстве обороны Великобритании, сбежавший офицер намерен передать свои знания и опыт боевикам ИГ.

В связи с этим командование британских ВМС встревожено тем, что теперь угрозам нападения будут подвергаться морские, в первую очередь танкерные суда, что выводит терроризм на новый уровень. В частности, глава палаты по безопасности судоходства Великобритании Гэвин Симмондс заявил, что стоит ожидать атаки террористов на нефтяные танкеры, перевозящие в том числе и контейнеры сжиженного природного газа.

Учитывая значительные сокращения финансовых поступлений в ИГ, поражения группировок ИГ в сирийской военной компании, сокращение ими возможностей контроля районов добычи и каналов продажи нефти, действия боевиков ИГ в морских районах будут направлены не только на нанесение максимального ущерба судам антиигиловской коалиции, а прежде всего на получение максимальной прибыли за счет захвата заложников и самих судов. В этом отношении, по оценкам экспертов, действия боевиков будут мало отличаться от действий морских пиратов.

НЕФТЬ – ГЛАВНЫЙ ИСТОЧНИК ДОХОДОВ

На сегодня торговля нефтью для ИГ – один из основных источников дохода. Халифат ИГ торгует нефтью Ирака и Сирии на черном рынке (со скидкой), зарабатывая от 25 до 60 долл. за баррель и получая от 1 млн до 3 млн долл. в день. Общий объем торговли оценивался в 350 тыс. барр. в сутки.

По данным Контртеррористического комитета ООН за 2013 год, ИГ стало одним из лидеров по финансовой выручке от захвата заложников – 45 млн долл. По оценкам Министерства финансов США, организация ежемесячно получает от контрабанды нефти 40 млн долл., а за время своего существования получила от нее более 500 млн долл.

У боевиков ИГ и других террористических организаций, действующих на Ближнем Востоке, есть значительный опыт боевых действий против военных кораблей.

Так, 1 октября 2016 года в Красном море йеменские повстанцы-хуситы уничтожили противокорабельной ракетой американский катамаран HSV-2 Swift, арендованный правительством Объединенных Арабских Эмиратов, который сгорел и затонул. По информации зарубежных источников, катамаран использовался для переброски в Йемен военнослужащих, участвующих в войне против мятежников, а также для доставки гуманитарной помощи и эвакуации из Йемена раненых гражданских лиц.

10 октября 2016 года эсминец УРО ВМС США DDG-87 «Мэйсон» подвергся ракетному обстрелу в тот момент, когда находился в нейтральных водах у берегов Йемена. В результате атаки корабль и экипаж не пострадали. По заявлению представителей США, по американскому эсминцу «Mэйсoн» йеменскими боевиками были выпущены две ракеты с интервалом примерно 60 минут. Обе ракеты упали в море, не достигнув эсминца.

По оценке американских специалистов, в районе побережья Йемена по эсминцу «Mэйсoн» с мобильных пусковых установок могли быть выпущены две противокорабельные ракеты (ПКР) С-802 (экспортное название китайских YJ-82). Это китайская дозвуковая противокорабельная ракета с возможностью разгона до сверхзвуковой скорости у цели. ПКР С-802 может быть запущена с самолетов, надводных кораблей, подводных лодок и с береговой мобильной ПУ. Максимальная дальность полета ракеты в зависимости от модификации может составлять 120–200 км. Высота полета на маршевом участке траектории составляет 20–30 м, на конечном участке траектории ракета снижается до высоты 5–7 м и выполняет противозенитный маневр. В береговом варианте комплекс размещается на шасси грузового автомобиля, пусковая установка несет три контейнера прямоугольного сечения, расположенных на подъемной раме. Каждая батарея включает четыре мобильных пусковых установки, радиолокационную станцию и машину обеспечения.

13 октября 2016 года эсминец «Мэйсон» в ответ на атаку боевиков нанес ответный удар крылатыми ракетами «Томагавк» по военной инфраструктуре Йемена, в результате которого были уничтожены три радиолокационные станции, расположенные на территории, контролируемой йеменскими повстанцами. Данные РЛС могли использоваться для наведения ПКР, которыми повстанцы пытались поразить американский эсминец.

Боевики ИГ также взяли на себя ответственность за обстрел египетского патрульного катера в июле 2015 года у побережья Синайского полуострова. При этом Министерство обороны Египта подтвердило факт атаки патрульного катера боевиками.

НОВАЯ «ТАНКЕРНАЯ ВОЙНА»

По оценке специалистов, наиболее опасной для деятельности морских судов является минная угроза. По имеющейся информации, у боевиков имеются донные мины, представляющие серьезную угрозу морскому судоходству.

По мнению аналитиков, в случае, если террористы ИГ развяжут танкерную войну, она может затянуться на месяцы.

Весьма поучителен опыт танкерной войны в Персидском заливе во время Ирано-Иракской войны (1980–1988). По данным ООН, опубликованным в иностранной печати, с сентября 1980 года до наступления перемирия (август 1988 года) в зоне Персидского залива было атаковано и повреждено около 400 судов, суммарный тоннаж которых составил более 30 млн брт.

Зарубежные военные эксперты отмечали, что до прибытия в зону танкерной войны минно-тральных сил судоходство в Персидском заливе, по существу, было парализовано. Всего было отмечено 10 случаев подрыва судов на минах. Во всех случаях наблюдались серьезные разрушения в подводной части корпуса, причем степень повреждений была различной и зависела от класса судна, его водоизмещения, места взрыва и т.д. Так, 16 мая 1987 года на подходах к Кувейту подорвался советский танкер «Маршал Чуйков». Танкер получил пробоину в подводной части площадью около 40 кв. м. Благодаря хорошему состоянию водонепроницаемых переборок судно не погибло. Танкер «Маршал Чуйков» своим ходом дошел до порта назначения.

Уроки танкерной войны в ходе Ирако-Иранской военной компании всесторонне проанализированы западными военными специалистами. По их мнению, уроки танкерной войны в Персидском заливе говорят о возрастающем значении минного и ракетного оружия. Кроме того, важным выводом является то, что военные конфликты на море несут прямую угрозу безопасности судоходству, что в значительной степени влияет на экономическое состояние стран – участниц конфликта, а также на динамику стоимости барреля нефти на мировом рынке.

Нельзя недооценивать опасность террористической деятельности  боевиков ИГ против объектов нефтегазовой инфраструктуры на побережье Ливии, Сирии, Ирака и других арабских государств. Нападение боевиков «Исламского государства» 21 января 2016 года на ливийский порт, расположенный в 650 км восточнее Триполи, обернулось мощным пожаром. После утренней атаки, которую устроили боевики ИГ в порту Рас-Лануф, произошло сильное возгорание четырех топливных резервуаров. Представитель Национальной нефтяной корпорации Ливии Мустафа Саналла заявил, что экстремисты нанесли объекту настолько серьезный ущерб, что терминал вышел из строя на длительное время. Кроме того, главари ИГ в Ливии планировали атаковать порты Эль-Куфра, Брегу и Тобрук. Действия вооруженных формирований ИГ в январе 2016 года привели к таким последствиям, что в результате пожаров было уничтожено около 1 млн барр. нефти, хранящейся в резервуарах порта Рас-Лануфа.

Россия имеет глобальные интересы на Ближнем Востоке и в Средиземноморье в сфере морских перевозок, в том числе перевозок углеводородов. В связи с этим обеспечение безопасности морских перевозок является приоритетным направлением всех государственных структур РФ, ответственных за морскую деятельность.

В целом развитие событий на Ближнем Востоке и в Средиземноморье во многом зависит от того, будут ли страны бороться с морским терроризмом в одиночку или смогут организовать совместные действия против террористической угрозы. Каковы же будут масштабы атак боевиками ИГ танкеров и береговых объектов нефтегазовой инфраструктуры и какова будет их эффективность – покажет время.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1488
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1697
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1798
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4122

Другие новости