Совет при верхней палате Федерального собрания РФ по социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей (далее – Совет) на своем заседании недавно обсудил правовые и иные проблемы, связанные с состоянием в стране процесса социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Несмотря на то, что данные вопросы обсуждаются в российском обществе и структурах власти давно, проблем с социальной адаптацией военнослужащих (то есть с их вхождением в новую гражданскую жизнь, получением новой профессии, и особенно с трудоустройством, а также решением социальных и жилищных проблем), к сожалению, хватает. И, как выясняется, они носят повторяющийся характер.
По данным Главной военной прокуратуры, озвученным на заседании, ежегодно с жалобами на нарушения в этой области в органы военной юстиции обращается более 50 тыс. военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей.
В аналитических материалах, розданных участникам заседания на Совете, отмечалось, что только в 2010–2012 годах из силовых структур было уволено более 600 тыс. человек. Этот процесс продолжается и сейчас. Хотя точных данных о том, сколько человек, уволенных из армии, МВД и других силовых структур, нуждаются в получении новой профессии, нет, проблема эта существуют. К примеру, только в Московской области, по официальным данным, за консультациями по трудоустройству из всех обратившихся 70% – военнослужащие, а 21% – члены их семей. С их проблемами мы, представители гражданского общества, сталкиваемся постоянно, пытаясь решить тот или иной вопрос, связанный с социальной адаптацией конкретного военного ветерана.
При этом бросается в глаза разрыв между функциями силовиков, которые в соответствии с законодательством обязаны (и в целом хорошо решают эту задачу) переподготовить увольняемого военнослужащего на гражданскую специальность, и органами власти, которые должны создать условия по дальнейшему их трудоустройству. Из выступлений представителей Минтруда и Минобразования на Совете было видно, как «страшно далеки они от народа». Они даже не всегда владеют терминологией обсуждаемого вопроса, не то что соответствующей практикой по его решению.
В прежние годы вопросами выбора профессии, переподготовки офицеров во многом занимались энтузиасты, общественные активисты и организации. Но многочисленные центры по трудоустройству, биржи труда для военнослужащих, ранее созданные в ряде субъектов РФ по их инициативе, а затем преобразованные в подразделения служб занятости регионов или ГБУ (государственные бюджетные учреждения), сегодня прекратили существование. А ведь их эффективность была довольно высокой. К примеру, в Москве с апреля 1997 года по январь 2002 года активно функционировал Московский центр занятости военнослужащих запаса «Кутузовский» на Поклонной горе. За время своей работы под руководством департамента занятости населения города совместно с военными комиссариатами и общественными организациями Центр провел более 15 ярмарок вакансий в масштабе города и области, десятки выездных ярмарок. Всего же до ликвидации этот Центр оказал содействие в трудоустройстве и переподготовке более 85 тыс. офицеров и членам их семей в Москве и гарнизонах Подмосковья. В 2003 году в столице был создан Московский центр социальной адаптации, который до 2013 года эффективно занимался трудоустройством бывших военнослужащих и правоохранителей.
Сегодня в стране осталась лишь одна специализированная структура по трудоустройству этой категории населения – это ГБУ «Московский областной центр социальной адаптации военнослужащих». Чиновники из правительства области решили в 2017 году его сократить, а донести эту ситуацию до губернатора у нас пока не получается. Эта проблема нашла отражение в рекомендациях Совета, и мы надеемся, что губернатор Андрей Воробьёв решит ее положительно.
Но это во многом частный вопрос. И в России давно назрела необходимость создать систему, при которой любой увольняемый со службы военнослужащий, сотрудник МВД и т.д. независимо от региона имел бы гарантированную возможность не только получить профессию в избранном им самим образовательном учреждении, но и трудоустроиться. «Дорожная карта» для решения этой проблемы тоже написана. Совет предлагает организовать обучение уволенных военнослужащих на основе предоставления государственных именных образовательных сертификатов (ГИОС). Эксперимент, связанный с обучением увольняемых военнослужащих с помощью ГИОС, уже был опробован в РФ в 2012–2016 годах и оказался эффективным. Но сейчас проект этот закрыт. ГИОС никому не выдаются. Совет предложил правительственным структурам разработать соответствующие механизмы, программы и другие документы, по которым можно было бы на основе ГИОС обучать уволенных военнослужащих. Предполагается с участием Минобороны и других силовых структур провести социологический мониторинг по этой проблеме. Осуществление данного мониторинга профессиональных ориентаций военнослужащих запаса на региональном рынке труда, систематическое доведение его результатов до органов государственной власти, местного самоуправления, военного управления, общественных объединений будет способствовать принятию необходимых управленческих решений и выработке практических рекомендаций по ее оптимизации.
Это все хорошие предложения. Но востребованный потребителями процесс переподготовки уволенных военнослужащих, видимо, заработает не скоро. Проблема только будет исследована, и реального бюджетного финансирования программы ГИОС в будущем году не предусмотрено. И здесь уже просматриваются системные просчеты государстве в вопросах социальной защиты военнослужащих. Вот уже более 20 лет в российском обществе обсуждается вопрос создания в стране федерального органа исполнительной власти по делам ветеранов. Если бы это было министерство или агентство, оно имело бы свой бюджет, свои полномочия, в том числе и в вопросах управления системой социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Вопрос с ГИОС оно, как исполнительная структура, как составная часть правительства, решило бы быстро и эффективно. Сейчас же всеми этими проблемами пытается заниматься Совет при Совете Федерации Федерального собрания РФ по социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей. Но это не орган исполнительной власти. Совет хорошо знает социальные проблемы силовых структур и военных пенсионеров. Но, не имея соответствующих полномочий, может решить их только на рекомендательном уровне. Вот и получается, что многие проблемы до конца не решаются, а лишь изменяются, и мы вынуждены периодически к ним возвращаться. Вот и топчемся на одном месте, периодически обсуждая одни и те же проблемы служивых людей и военных ветеранов. Это не красит ни нас, ни государство.