0
14351
Газета Реалии Интернет-версия

27.01.2017 00:01:00

Героическую "Молодую гвардию" пустили по чиновничьему кругу

Тэги: история, патриотизм, фадеев, молодая гвардия, краснодон, лнр, луганск


история, патриотизм, фадеев, молодая гвардия, краснодон, лнр, луганск Молодежь Краснодона не покорилась оккупантам. Кадр из фильма «Молодая гвардия», 1948 год

Поразительная вещь: Кремль призывает чиновников всех рангов активно способствовать развитию патриотизма в стране, возрождать лучшие традиции в среде юных, на деле же в иных серьезных вещах происходит с точностью до наоборот. Особенно когда это касается чиновничьих кругов, не исключая и властные высшие структуры. Такое наблюдение «НВО» отчасти сделало по итогам круглого стола, прошедшего не так давно в Центральном музее Великой Отечественной войны. Рассматривалась тема связи памяти и времени на примере молодежного антифашистского подполья в годы противоборства СССР с гитлеровскими агрессорами.

Формально же мероприятие было приурочено к 70-летию выхода в свет некогда всеми читаемого романа Александра Фадеева «Молодая гвардия». Ныне книга эта если не похоронена, то глубоко забыта, и участники обсуждения проталкивают идею вернуть ее в среду подрастающих поколений в качестве яркой и цельной воспитательной вещи. Им это представляется своевременным, поскольку подавляющее большинство 15–17-летних юношей и девушек (а именно по столько лет было многим молодогвардейцам) ровным счетом ничего не знают об их подвиге.

Участница «Молодой гвардии» Валерия Борц. 	Фото 1943 года
Участница «Молодой гвардии» Валерия Борц. Фото 1943 года

Мудрено ли: долгие годы изучаемая в восьмом классе средней советской школы фадеевская «сага о юных героях» вот уже как четверть века не только исключена из современной программы обучения, но даже не рекомендуется для прочтения в летние каникулы – ни в одном классе. 

Об этом с досадой говорили приглашенные на мероприятие представители непризнанной Луганской народной республики (город Краснодон, где действовали молодогвардейцы, находится на ее территории), а также учившиеся вместе с погибшими их современники и родственники, ветераны Великой Отечественной.

«МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ» ДЛЯ… «ПРАВОСЕКОВ»

Поэтому из поколений «после 1991 года» единицы вспомнят, кто такие Ульяна Громова, Иван Земнухов, Олег Кошевой, Сергей Тюленин, Любовь Шевцова. А ведь это только пятеро из молодогвардейцев, кому было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Они, как и еще 54 комсомольца, были с изуверской жестокостью замучены фашистами и полицаями: им загоняли иглы под ногти, выламывали руки и отрубали пальцы, с живых сдирали кожу, жгли, девушкам отрезали груди… При этом четверым из них было только 15 лет, четверым – по 16, четырнадцати – по 17, двадцати двум – по 18, семерым – по 19… Спастись, встретить победу и поработать в мирной жизни удалось лишь десятерым. Один из них, Радий Юркин, был самым молодым членом молодежного подполья – тогда ему было 14. Всего ныне в некогда устоявшемся списке героев числится 73 краснодонских патриота (25 девушек и 48 юношей), но исследователи «Молодой гвардии» убеждены, что было их куда больше.

Нынешним их сверстникам это, похоже, совсем не интересно. На мероприятие были приглашены десятка два старшеклассников, воспитанников одного из кадетских корпусов Москвы и студентов-первокурсников. Некоторые во время рассказов о молодогвардейцах и других юных подпольщиках не просто скучали, а даже откровенно посмеивались чему-то своему – благо не во всеуслышание. Большинство из них по ходу мероприятия тихой сапой его покинули.

Как заметила на круглом столе министр культуры ЛНР Оксана Кокоткина, подобное отношение – явное следствие того, что за 25 лет «крутых 90-х» и полтора десятка лет «реанимации» после них многое было упущено. «Но что касается нашей молодой республики – в прошлом Луганской области в составе Украины, – то мы за эти годы выдержали неисчислимое число атак киевских властей и так называемой майдановской общественности с целью утилизировать память юных героев Краснодона. Поэтому мы создали детско-юношескую организацию «Молодая гвардия», – рассказала гостья. – А наш музей в Краснодоне работает сегодня как никогда! Потому что надо видеть: нацизм нынче не не просто возрождается, а применительно к Украине он возродился, и нельзя не давать этим вылазкам решительный отпор».

Президент Луганского землячества, руководитель представительства Луганской области и почетный председатель Совета землячеств Украины в Москве Николай Челомбитько поведал об инициативе возвращения романа Фадеева в школьную программу. Активист привел такие цифры: с осени 1946 года по годы горбачевской перестройки беллетристическая эпопея выдержала 276 изданий общим тиражом более 26,1 млн экземпляров и была второй наиболее издаваемой в СССР книгой (после романа Николая Островского «Как закалялась сталь»). «А в постсоветское время в 2006 году в Москве нам с помощью спонсоров удалось издать лишь тысячный тираж, – сравнил он. – И еще 15 тыс. экземпляров было выпущено в связи с 70-летием Победы».

При этом достойно внимания и вот что. В середине нулевых в Луганске была выпущена первая «не особо идеологизированная» версия «Молодой гвардии» (расширенный вариант произведения с добавлением глав о том, как деятельностью организации якобы управляли коммунисты-подпольщики, Фадеев под нажимом Сталина и партийной критики выдал из-под пера в 1951 году). Тогда 10-тысячный тираж книги инициировал назначенный «оранжевым» президентом Виктором Ющенко губернатор региона генерал-лейтенант МВД Геннадий Москаль. Руководитель представительства Луганской области в российской столице объясняет этот благородный порыв тем, что таким образом новоиспеченный глава региона пытался, с одной стороны, повысить свой рейтинг (книга вышла с портретом губернатора и его предисловием), с другой – потрафить Киеву.

Дело в том, что еще начиная со времен президента Леонида Кучмы новые украинские идеологи активно пропагандируют «вновь открывшиеся факты». Утверждается, что «Молодая гвардия» была создана не краснодонскими комсомольцами, а украинскими националистами из ОУН–УПА (запрещена в РФ). А героически погибший 16-летний Олег Кошевой был-де направлен в город бандеровцами и создал молодежное подполье для борьбы с большевиками и немцами под лозунгами «Смерть Гитлеру! Смерть Сталину!», да и вообще он, мол, фигура вымышленная. Эта ахинея была подхвачена официальной киевской псевдоисторической наукой от некоего гражданина США – похоже, недобитого в 1950-х годах оуновца (имя его здесь опустим: много чести) и даже вошла в учебник «Новейшей истории Украины», сварганенный из подобного рода «открытий» еще в 2003 году. За шесть лет до этого Кучма пожаловал недобитку орден «За заслуги». Этот новоявленный «молодогвардеец» объявил себя таковым на Западе еще на рубеже 1960-х, гордо рассказывая, что это именно он выдал советских антифашистов. А в 2006-м уже Ющенко на Всемирном форуме украинцев вручил «истинному патриоту Незалэжной» орден Ярослава Мудрого – на тот момент высшую награду Украины для иностранцев.

Поэтому большую часть упомянутого 10-тысячного тиража губернатор Москаль отправил в западные области страны. Генерал МВД, видимо, прикинул, что в современных реалиях роман Фадеева – это не только книга о подвиге комсомольцев, но и своеобразное пособие на тему того, как надо создавать подпольные группы.

ЗАБВЕНИЕ С ИЗВРАЩЕНИЯМИ

«Мы обратились к руководству Российской Федерации с просьбой поспособствовать тому, чтобы роман был возвращен в школу. Письмо на имя президента Владимира Путина подписали представители 52  землячеств, – также рассказал Челомбитько. – Получили ответ: ваше обращение отправлено в Агентство по делам молодежи. Из этой организации нам сообщили, что решение поднятого вопроса находится в полномочиях Министерства образования и науки. Ответили и оттуда: координатором в решении данного вопроса является Агентство по делам молодежи. Круг замкнулся – что делать дальше, пока непонятно».

Помимо упомянутых фактов забвения молодогвардейцев и их подвига руководитель Луганского землячества отметил еще вот какие: «За четверть века из многих учебных заведений были изгнаны музеи «Молодой гвардии»: было их около 100, остались – единицы. Забыт и замечательный фильм по роману, снятый в 1948 году выдающимся режиссером Сергеем Герасимовым. В то же время в преддверии 70-летия Победы 1-й канал показал «подлинную историю» боевой молодежной организации, сериал-фильмец – иначе не скажешь, – в котором светлые образы великих героев попросту изуродованы, а факты перевраны (убогая режиссура и столь же низкопробная игра большинства актеров – уже второстепенное)».

В самом деле, по опросам «НВО», тех, кто начинал смотреть упомянутый «фильмец», что называется, надолго не хватило. Ибо это какой-то цыганский боевик с педалированием по ходу развития сюжета еврейской темы, приправленной околосексуальными ракурсами. Интересно, что в 2006 году «по фадеевским мотивам» на телеэкраны выходил еще один сериал. Так в нем сценарист и режиссер навязчиво прогоняли тему «глубокой религиозности» молодогвардейцев, которые чуть ли не молились перед тем как идти на очередную акцию против оккупантов.

А в Петербурге идет спектакль «Молодая гвардия» с подзаголовком «История мифа в трех частях». Как заявляют его молодые создатели, «это не инсценировка знаменитого советского романа, а размышления о создании мифа». Мол, наша цель – «соскрести хрестоматийный глянец, освободить от бронзы, достать из памятника людей, а не героические образы – людей, трагическую судьбу которых использовали для создания духоподъемной легенды». «Уместно спросить: что означают такие подходы и претензии на «подлинные правды»? – задаются вопросом в землячестве луганцев. – А означает это, что все, что говорилось прежде, на чем продуктивно воспитывалось несколько поколений молодежи, не подлинно, а надуманно, «идеологически неверно», является не правдой, а мифом».

Дуэт питерских режиссеров и впрямь ломится в открытые двери. Ведь и Фадеев рассказал, что юные участники подполья ничем не отличались от других сверстников великой страны: были по-своему наделены и талантами и сорванцовостью, мечтали и влюблялись... А кем бы они стали, доживи до мирных дней, показывают «незаглянцованные» и явно «не забронзовевшие» биографии 10 выживших.

Самый юный участник организации Радий Петрович Юркин (1928–1975) еще в сентябре 1943 года по ходатайству комсомола был направлен в 1-ю школу летчиков первоначального обучения военно-морского авиаучилища (г. Куйбышев, ныне Самара) и в 17 лет, окончив учебу, стал пилотом военно-морской авиации. Хотел добивать немцев, но был направлен на Тихоокеанский флот, бомбил там японских самураев; в 1950 году окончил Ейское авиаучилище и в качестве летчика-инструктора летал еще семь лет; вернулся в Краснодон, где работал механиком в городской автоколонне, был активным общественником; женился, вырастил двоих сыновей и дочь. Валерия Давыдовна Борц (1927–1996), отучившись в инязе, служила военным переводчиком, уволилась в звании подполковника; в 1963 году была командирована на Кубу, в 1971-м – в Польшу. Увлекалась планеризмом, водила автомобиль, участвовала с мужем в соревнованиях по авторалли, стала мастером спорта. Подписавший 22 июня 2001 года «Обращение последнего молодогвардейца к молодежи» Василий Иванович Левашов (1924–2001) после участия в краснодонском подполье воевал рядовым в действующей армии, брал Берлин. После войны выучился на военного политработника и служил на кораблях Черноморского и Балтийского флотов; стал капитаном 1 ранга и с 1973 года преподавал в Высшем военно-морском училище радиоэлектроники им. Попова в городе на Неве; был женат, воспитал дочь...

Благо хоть во Владимире поставлена «Молодая гвардия» в целом без вычурных «режиссерских трактовок» темы. Но тут неожиданно возникла иная проблема: педагоги и родители школьников сторонятся организовывать культпоходы на данный спектакль. С одной стороны, «из-за сцен жестокости», с другой – «из-за политизированности» постановки, против чего в свое время словно по чьей-то команде выступили и СМИ, включая и центральные. Мол, зачем это в начале спектакля показывается происходящее сегодня на Украине: националисты, размахивая государственным флагом страны, избивают человека и срывают с него георгиевскую ленточку? А затем актеры, игравшие «правосеков» (организация "Правый сектор" признана экстремистской и запрещена в РФ), перевоплощаются в фашистов-немцев времен Великой Отечественной, и начинается собственно «Молодая гвардия» по Фадееву. Директор театра Борис Гунин тогда же дал решительный отпор такой трактовке сценической работы: «Наша гражданская позиция заключается в том, что да, на Украине далеко не все фашисты, но украинский флаг используется в спектакле, потому что на Украине у власти фашистская хунта! А у фашизма, как известно, нет национальности. Когда актеры играют роль немцев, это почему-то ни у кого не вызывает возмущений. То есть фашистов-немцев играть можно, а фашистов-украинцев нельзя?!»

БЕСПРИМЕРНЫЙ ФЕНОМЕН

«Сама по себе такая постановка вопроса по отношению к «Молодой гвардии»: где миф – где правда? – является профанацией, – считает руководитель научной секции Российского военно-исторического общества кандидат исторических наук Юрий Никифоров. – Такой подход позволяет манипулировать фактами, выявленными на основе архивных документов, подвергать сомнению бесспорную значимость подвига краснодонских ребят. Ведь как ни крути, а они продолжают символизировать все молодое поколение тех лет, которое тогдашним взрослым удалось воспитать в духе исключительной любви к Родине. И как бы это высокопарно ни звучало, но я убежден, что именно по молодогвардейцам в России будут и через века судить о нашей молодежи военной поры – на какое самопожертвование она пошла в жестокой схватке с вероломным врагом».

Историк прав – феноменальность «Молодой гвардии» видна невооруженным взглядом. Она занимает, по оценкам исследователей, самое видное место среди сотен подобных подпольных организаций и являлась самой крупной не только на всей оккупированной территории СССР, но и в Европе. Кроме того, еще в 1993 году созданная на Луганщине и два года работавшая со всей дотошностью специальная комиссия убедительно доказала вот что. Трактовка второй версии романа Фадеева, где показано, что группу ребят привлекают в подполье оставленные в городе «взрослые» советские партийцы, умудренные опытом конспиративной работы, абсолютно не соответствует действительности. Ребята действовали исключительно по зову своего сердца и на свой страх и риск – лишь на основе знаний, полученных ими из книг о деятельности большевиков в революционные годы.

Надо представлять и тогдашний Краснодон, ставший таковым в результате переименования в октябре 1938 года шахтерского поселка Сорокино, в котором тогда проживало 22 220 человек. В 1940 году в городе было полтора десятка крупных очагов культуры, или клубов. Понятно, что не в нынешнем их понимании – со спиртным, путанами и наркотиками, а с различными творческими кружками, спортсекциями и спокойными танцами по субботам «до 22 часов». Действовало 40 библиотек. В школах училось почти 12 тыс. детей, которым преподавали 360 учителей. Последние цифры достаточно примечательны, если знать о том, что в «Молодой гвардии» не числился ни один учитель, даже начинающий.

Едва город 20 июля 1942 года оккупировали гитлеровцы, как сюда как пчел на мед потянуло всяческое коллаборционистское отребье. Вспомнить хотя бы о «казачьем параде», состоявшемся 24 октября 1942 года, когда две сотни дончаков, нацепив на себя белогвардейские награды вкупе с военной символикой Третьего рейха, продефилировали перед 20 представителями немецкого военного командования и местных органов «нового порядка». Прошедшие торжественным маршем позиционировали себя как «остатки уцелевших от жидовско-сталинского жестокого террора своих соотечественников», готовых всецело помогать вермахту в борьбе с большевиками. После молебна за здравие казаков и скорую победу германской армии над Советами было зачитано и принято сверхпафосное приветственное письмо «великому полководцу, гениальному Государственному деятелю, строителю Новой Европы, Освободителю и другу Донского казачества Адольфу Гитлеру». А 20 декабря 1942 года в газете «Новая жизнь» № 54 был опубликован и «горячий привет вождю Великой Германии» и от имени «молодых казачат» – отпрысков белоказаков станицы Луганская (в 20 км на северо-восток от современного Луганска), учившихся в специальной сельхозшколе. Отроки клялись фюреру «стать такими же культурными, как немецкий народ».

Среди погибших молодогвардейцев было немало выходцев из местных многодетных казачьих семей. А вообще организация была по-советски интернациональной.

В ночь на 29 сентября 1942 года гитлеровцы живьем закопали в городском парке 32 шахтера, отказавшихся на них работать. Казнь была показательной. Это переполнило чашу терпения у нескольких юных, наблюдавших, какой «новый порядок» установили «культурные» немцы в Краснодоне и окрестностях. В один из последующих дней ребята и создали боевую организацию, которая по предложению Сергея Тюленина была названа «Молодой гвардией». И поклялись – мстить: «И если для этой мести потребуется моя жизнь, я отдам ее без минуты колебаний. Если же я нарушу эту священную клятву под пытками или из-за трусости, то пусть мое имя, мои родные будут навеки прокляты, а меня самого покарает суровая рука моих товарищей». Уместно отметить, что в сентябре 1954 года в городе был открыт памятник «Клятва», являющийся ныне визитной карточкой Краснодона.

Со штабом разбитая на пятерки дисциплинированная краснодонская гвардия юных просуществовала до начала января следующего года. После чего была полностью разгромлена в результате предательства одного из членов организации. Или нескольких – версии на этот счет существуют разные. Не тема данной статьи – их сопоставлять и «раздавать приоритеты». Ясно лишь то, что эффективно противостоять профессионализму опытных гитлеровских ищеек и ретивости вооруженных ими полицаев юные патриоты не могли по определению.

Последние участники «Молодой гвардии» были казнены всего за пять дней до освобождения города, случившегося 14 февраля 1943 года. Тут надо видеть и то, что в целом боевые дела комсомольцев по объективным причинам не могли сколько-нибудь серьезно повлиять, скажем, на ход наступления 3-й гвардейской армии Юго-Западного фронта, перед коей стояла задача взять Краснодон. Дополнительных сил для подавления подполья немецкое командование с фронта не перебрасывало.

Как рассказала на круглом столе директор Краснодонского областного ордена Дружбы народов музея «Молодая гвардия» (он был основан уже 1 мая 1944 года) Наталия Николаенко, «дело не в том, что молодогвардейцы не так много сделали, что их антифашистские акции и диверсии можно перечислить по пальцам. Очевидно другое. Эта борьба была для каждого из молодогвардейцев их личной Сталинградской битвой, которая в те дни гремела на Волге». И впрямь. Скажем, по-особенному парни и девушки отмечали советские праздники. Так, в ночь на 7 ноября (25-я годовщина Октябрьской революции) вывесили на восьми видных местах в городе красные флаги. Полицаи довольно долго возились, чтобы их снять: рядом с каждым была укреплена табличка: «Заминировано». А в ночь на 5 декабря (день Конституции) сожгли немецкую биржу труда со всеми документами, чем спасли от угона в Германию 2,5 тыс. жителей района – наверное, это была их самая результативная диверсия…

В постперестроечные годы причастность патриотов к каким-то из этих «весьма скромных» дел ретиво оспаривались некоторыми знатоками «всей правды о молодогвардейцах» (судя по находкам в архивах, отчасти небезосновательно). Но в этом ли суть? Весной 1943-го страна была потрясена отнюдь не тем, что «ребята поплатились ни за что», а высочайшим нравственным поступком столь юных людей, выдержавших убийственные пытки, но оставшихся верными самими же ими начертанной и данной друг другу пронзительной присяге. До этого в войну подобное народное потрясение случалось лишь единожды – после выхода в феврале 1942 года в газете очерка (вслед озвученного по радио) о столь же бессмертном подвиге юной диверсантки Зои Космодемьянской.

1 марта ребят и девушек с воинскими почестями погребли в братской могиле в центре Краснодона; ранее десятки тел были подняты из 58-метрового шурфа шахты № 5, куда их, истерзанных до неузнаваемости, в течение января сбрасывали кого мертвым, кого еще дышащим.

Поэтому с минувшими десятилетиями после «изгнания» романа из школьных учебников видно следующее. Смысл совершенно не в том, что Фадеев дал старт «сильнейшему мифу» о молодогвардейцах, который теперь силами исторической науки и средствами искусства «необходимо» во что бы то ни стало низвести. Феномен еще и в том, что ведь видно же: «миф»-то не поддается развенчанию. Он – есть, живет, ныне вновь привлекает к себе внимание, ибо он не миф, а правда о подвиге. Что называется, сенсаций не ждите!.. А дебаты о том, тот или другой юный организатор объединил ребят и руководил их организацией, кто предал, сожгли или не сжигали юные патриоты биржу и прочее – это в данной великой истории детали, даже не второй, а третий план. Это – исключительно пища для ломающих копья на этой ниве исследователей.

«СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ» ДЛЯ НИСПРОВЕРГАТЕЛЕЙ

Еще в начальный период холодной войны выходивший до 1957 года американский журнал Collier’s писал: «Надо добиться, чтобы в грядущей войне с Россией не было «Молодой гвардии» и не было фигур, подобных Космодемьянской и Матросову. Способ для этого видится в том, чтобы если не совсем, то значительно умалить образы этих персонажей, родившихся и выросших именно при советской власти, лишить их не только ореола национальных героев СССР, но и породить в советском обществе преобладающее сомнение в том, что эти люди реально существовали. Кто был героем при советской власти, должен оказаться предателем. Персонаж же прямо противоположный должен убедить общество, что именно он истинный герой».

Этот «социальный заказ» заокеанских политтехнологов в полной мере исполнялся в финальные годы горбачевской перестройки и позже. Особенно показательно, что в июне 1997 года в этом даже поучаствовал флагман российских писателей – журнал «Новый мир». Тогда была опубликована статья неких «развенчателей» «культа молодогвардейцев» Н. Петрова и О. Эдельман, которые в статье «Новое о советских героях», манипулируя «вновь всплывшими» фактишками и ссылаясь на публикации других подобных очернителей, безапелляционно заявляли: «В Краснодоне действовала неорганизованная комсомольская братва... Олег Кошевой не был казнен, а ушел с немцами… Правды мы, наверное, уже никогда не узнаем. Материалы следствия и суда по делу «Молодой гвардии» сфальсифицированы, а право на жизнь дано только мифу». Шитые белыми нитками «исторические выводы» этих одиозных исследователей (не поминать бы их, да уж больно много ссылок на эту их явную чернуху) вряд ли нуждаются в комментариях. Между тем автор и его соавторша имеют научные степени. Словечко же «братва», столь расхожее в 1990-х применительно к заполонившим тогда Россию молодых бандитам, стоит всей этой «доказательной базы». Отсюда недолго договориться до того, что фашисты справедливо отрубали руки, выкалывали глаза и вырезали звезды на спинах молодых краснодонцев за тот «бандитизм», с которым патриоты мешали кровавым оккупантам утверждать на захваченной территории «цивилизованный германский порядок».

Поэтому в минувшие десятилетия не прекращались нападки и на книгу Александра Фадеева. Как заметил на круглом столе на Поклонке современник молодогвардейцев, 13-летним учившийся с некоторыми из них в одной школе, ветеран войны (тыла), доктор технических наук Анатолий Курносов, «главное в этом романе не в некоторых его недостатках и художественных вымыслах, а в том, что писатель навсегда восславил высочайшую нравственную сущность поколения советской молодежи, встретившей войну. Я краснодонец и видел те самые красные флаги на крышах и был наслышан о других славных делах моих старших современников… Увы, нынешняя молодежь, на мой взгляд, иная: нет того энтузиазма, что был у нас, и я не уверен, что она столь же сплоченно может стать на защиту Родины…».

Один из военных, присутствовавших на круглом столе, возразил ветерану: «Наверное, по части нынешней молодежи вы не правы. Она и сегодня у нас замечательная! Вспомните хотя бы десантников, погибших в свое время Чечне, и наших ребят, которые в Сирии бьются с террористами». Профессор вынужден был признать, что он, возможно, излишне погорячился со своей оценкой.

ПАМЯТЬ НЕ ЗАТУХАЕТ

Хорошо, что память о подвиге «Молодой гвардии» все же не затухает и интерес к ней приобретает новое рождение. По сути, в отечественной литературе по сие время нет сколько-нибудь похожей вещи, которая бы, как книга Фадеева, воспевала геройство юных. И в этом тоже ее феноменальность.

«НВО» поинтересовалось, какие произведения о Великой Отечественной войне изучают в современной школе по нескольким программам по литературе. Больше всего – Бориса Васильева: повести «А зори здесь тихие…», «В списках не значился» и «Завтра была война». Из других авторов – повести «Иван» Владимира Богомолова, «Обелиск» Василя Быкова, «Убиты под Москвой» Константина Воробьева, «Сашка» Вячеслава Кондратьева, поэму «Василий Теркин» Александра Твардовского, рассказ «Судьба человека» Михаила Шолохова. Но все эти, несомненно, достойные произведения – чисто художественные, герои в них вымышленные, в лучшем случае наблюдаются некие размытые прототипы. И в этом плане они никак не могут стоять рядом с героической, во многом документальной сагой Фадеева, за возвращение которой в школьную программу ратовали участники круглого стола в музее на Поклонной горе.

Кроме того, они считают, что в компетенции региональных властей дело присвоения имен героев-молодогвардейцев учебным заведениям – в частности в тех городах России, откуда они были родом. А на названных в честь них сотнях улицах в российских городах и поселках могли бы появиться соответствующие памятные доски. И проводиться праздники этих улиц, как это постоянно делается на улицах Молодогвардейская и Краснодонская в Москве.

Кстати, в двух школах в Москве и Подмосковье (Щелково) действуют старейшие музеи «Молодой гвардии». Причем один из них возродился в 2011 году при школе № 1499, поскольку за пару лет до этого школа в центре столицы, где экспозиция накапливалась с 1957 года, была закрыта. По словам президента Луганского землячества Николая Челомбитько, «на все возрастающий интерес современных юношей и девушек к бессмертному подвигу молодогвардейцев указывает и то, что одновременное представительство молодежи Москвы на памятных мероприятиях, посвященных 70-летию создания «Молодой гвардии», было самым многочисленным за все время существования музея в Краснодоне».

Активист также предлагает выносить портреты молодогвардейцев в ставших традиционных гражданских ежегодных акциях «Бессмертный полк». В День Победы – 2016 школьники 1499-й московской и 12-й щелковской школ их уже выносили.

От «НВО» добавим еще одну идею. Министерство обороны, создавшее в текущем году движение «Юнармия», тоже могло бы всецело использовать пример молодогвардейцев в патриотическом воспитании школьников.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
1206
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
610
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
539
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
684

Другие новости