Истребители пятого поколения Т-50 разыграли учебный бой в небе над Жуковском. Фото Павла Сарычева
Завершил работу Международный аэрокосмический салон МАКС-2017. Мы традиционно рассказываем об итогах этого красочного и одновременно делового шоу. Но в этот раз мы отступили от привычной подачи материала и помещаем ответы руководителей известных фирм, экспертов и знатоков авиастроения на наши вопросы: «Каковы ваши впечатления от салона? Надо ли, как предполагается, переводить МАКС из Жуковского в Кубинку?»
«ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ВЫСТАВКИ ОСТАЮТСЯ В НАШИХ ПЛАНАХ»
Борис Обносов, генеральный директор Корпорации «Тактическое ракетное вооружение»:
– МАКС всегда был приоритетной для нас демонстрационной площадкой. Наша корпорация с момента ее создания в 2002 году постоянно участвовала в работе салона. Здесь есть возможность общаться с представительным кругом промышленников и разработчиков вооружения и военной техники.
На стенде была представлена продукция нашей корпорации: многоцелевые авиационные управляемые ракеты, ракеты «воздух–воздух» малой, средней и большой дальности, ракеты «воздух–поверхность» противорадиолокационные и противокорабельные, корректируемые авиационные бомбы – всего около 12–14 образцов. Все изделия новейшие, с улучшенными характеристиками. Эта продукция представляет интерес для потенциальных заказчиков.
Наше оружие успешно применялось в Сирии, в частности, ракета Х-101, которой дал высокую оценку президент страны. Можно многое говорить и показывать на стендах, писать в рекламных буклетах, но именно благодаря боевому применению доказывается соответствие оружия заявленным характеристикам.
Участие в международной выставке - мероприятие дорогое для любого предприятия. Да и новинки не привезешь на каждую. Мы в последнее время отказались от некоторых зарубежных выставок, а участие в отечественных остается в наших планах.
«СТРОИМ СОБСТВЕННЫЙ ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЦЕНТР В ПАРКЕ «ПАТРИОТ»
Генеральный директор АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» Ян Новиков:
– На примере МАКС-2017 можно еще раз убедиться в том, что процесс импортозамещения в России идет. В концерне разработан и после согласования с Минпромторгом и Минобороны России утвержден для различных образцов изделий ряд план-графиков по замене комплектующих изделий из примерно 30 стран НАТО и ЕС. Чтобы снизить риски срыва сроков выполнения гособоронзаказа и ВТС, у нас сформирован страховой запас комплектующих изделий на период до 2020 года.
В продвижении на экспорт продукции военного назначения (ПВН) заметно усиление международной конкуренции. Это вызвано тем, что многие страны в последние годы предпринимают усилия по разработке новых средств ПВО и НПРО, которые продвигаются и на внешний рынок. Однако концерн в последние годы стабильно занимает ведущие позиции в этом сегменте. Суммарный объем экспорта ПВН разработки и производства концерна в 2016 году превысил аналогичный показатель за 2015 год примерно в 2,5 раза. Этот показатель стал рекордным за все время существования холдинга.
В ближайшем будущем в структуре экспорта ПВН концерна ожидается повышение удельного веса поставок готовых изделий ПВО, работ и услуг по модернизации техники, имеющейся у инозаказчиков, и создание у них техцентров по послепродажному обслуживанию нашей продукции.
Для дальнейшего развития рекламно-выставочного потенциала концерн под общим руководством Минобороны России фактически завершил масштабное строительство собственного демонстрационного центра в парке «Патриот».
«ХОЛДИНГ «ВЫСОКОТОЧНЫЕ КОМПЛЕКСЫ» – ПОСТОЯННЫЙ УЧАСТНИК МАКСА»
Дмитрий Коноплев, заместитель управляющего директора АО «НПО «Высокоточные комплексы» – управляющий директор АО «Конструкторское бюро приборостроения»:
– В 1995 году КБП впервые приняло участие в Международном авиакосмическом салоне МАКС. Нынешний для нас – уже двенадцатый. Каждая такая масштабная выставка открывает новые горизонты для нашего предприятия. В период работы салона было проведено большое количество переговоров как с иностранными партнерами, так и с нашим основным заказчиком – Минобороны РФ. Мы представили свою новую продукцию, в первую очередь – морской зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Панцирь-МЕ». Надеюсь, что у этой новинки большое будущее.
Ярослав Карпов, первый заместитель генерального директора АО «НПО «Высокоточные комплексы»:
– Холдинг «Высокоточные комплексы» имеет не самое прямое отношение к авиации. Но предприятия холдинга вплотную занимаются разработкой и производством систем вооружения для борьбы с авиацией противника, в первую очередь вертолетами и самолетами.
Интерес к разработкам холдинга очень высок. Наш стенд посетило большое количество иностранных делегаций. Самым интересным продуктом для потенциальных покупателей остается ЗРПК «Панцирь». По этому поводу был проведен ряд содержательных встреч и переговоров. Я оцениваю выставку положительно и считаю, что это хорошая площадка, где можно пообщаться с зарубежными партнерами и российскими коллегами.
Николай Макаровец, генеральный конструктор ОАО «Научно-производственное объединение «СПЛАВ», Герой Российской Федерации:
– Сколько существует МАКС, столько «Сплав» и КБП принимают в нем участие. Теперь для нас это не только престижно, но и необходимо. Выставка интересна тем, что на этот раз здесь было представлено больше технологических компонентов: показаны не только конструкции разработок, но и что и как изготавливается. И это интересно. Тульскую область представляли здесь несколько ведущих предприятий, Тульский госуниверситет. Наши экспозиции посетил президент России Владимир Путин, губернатор Тульской области Алексей Дюмин.
«АНГЛИЧАНЕ И ФРАНЦУЗЫ СВОИ ВЫСТАВКИ НЕ ПЕРЕМЕЩАЮТ»
Виктор Глухих, бывший председатель Комитета РФ по оборонным отраслям промышленности:
– Мы положили начало МАКСу в 1993 году, второй салон был проведен два года спустя. Организовывал и делал все Государственный комитет по оборонным отраслям промышленности. Мы тогда подписали с Германией соглашение, по которому их международная аэрокосмическая выставка «ИЛА» проводилась в четные годы, наш МАКС – в нечетные. Мы обязались бывать на их салоне, они – на нашем. Соглашение обе стороны соблюдали.
Все было сделано в пику французам с их «Ле Бурже» и англичанам с «Фарнборо». И те и другие были категорически против нашего и немецкого салонов, тащили все на себя, не хотели конкуренции.
Потом организовали салон «Айдекс» в Абу-Даби. Все это дало России возможность выйти в открытую торгово-промышленную сферу.
У нас не было и мысли тащить салон куда-нибудь в Кубинку или Мячково: Жуковский – центр авиастроения, авиационной науки, испытаний. Все самолеты испытывались здесь. На Кубинке нет инфраструктуры, которую за 20 лет создали в Жуковском. Надо будет заново тратить огромные деньги. Перевод был бы возможен, если бы мы жили «кучеряво», когда денег некуда деть. У нас часто господствует принцип – разрушить «до основания». А затем? И живем в итоге на уровне подвала.
В Жуковском мы создали инфраструктуру подъезда: проложили две дополнительные дороги, сюда ходят электрички, катера по реке. В Кубинке надо опять начинать с палаток, как это делали мы в начале 90-х.
Англичане и французы не глупее нас, их авиационные выставочные центры никуда не перемещаются.
«В УГОДУ «МЕЛКОПОМЕСТНОМУ ДВОРЯНСТВУ»
Анатолий Ситнов, генерал-полковник, бывший начальник вооружения Вооруженных сил РФ, президент – председатель совета директоров ООО «Вертолетные комплексы и многофункциональные системы»:
– Нынешний салон достоин оценки «отлично». Устроители МАКСа выставили в натурных образцах и моделях всю богатую историю авиации нашей страны, в том числе Ту-160, Ту-22, Ил-76, М-4 (один из первых стратегических бомбардировщиков), вертолеты, малую авиацию. Тем самым сделан посыл: мы должны вернуться к положению, когда страна полномасштабно производила авиационную технику. Сегодня отечественные пассажирские и транспортные воздушные суда составляют очень малую долю. Президент Владимир Путин сделал четкое заявление о необходимости развития отечественной авиации, о переходе всех государственных структур на эксплуатацию отечественных воздушных судов.
Сегодня в России числится около 2 тыс. самолетов и больше 2,5 тыс. вертолетов. Средняя цена вертолета – 12–15 млн долл., самолета – 100–120 млн долл. Отсюда видно, насколько мы «кормим» Запад. Даже производство «Суперджетов» и МС-21 – во многом финансирование Запада. Наши двигатели стоят 52% от иностранных. «Боинг-777» стоит 300 млн долл., а Ил-96 такого же класса, которому нет равных в эксплуатации, около 80 млн долл. Наш Ту-204 никому не уступает.
Очередная попытка переместить МАКС в другое место, по моему мнению, непозволительная роскошь. Вывести салон из знакового, «намоленного» места, потратив огромные деньги, неразумно. Здесь готовая инфраструктура, ВПП длиной 5,7 км, что обеспечивает прием всех типов воздушных судов, даже космического корабля типа «Буран».
В Кубинке зоны полета нет, там рядом огромные аэропорты Шереметьево и Внуково. В Кубинке не посадишь А350, Ил-96. Это уже тенденция. Международный военно-морской салон в Санкт-Петербурге переносят с Васильевского острова в Кронштадт. Думаю, на этом салон закончит свое существование. Люди просто туда не поедут. Для полигона в Нижнем Тагиле в свое время даже закрыли Омский танковый завод, чтобы привести мировое сообщество на Урал, где основные производственные мощности, дать информацию в некогда закрытой зоне. Теперь этот полигон закрывают. Все это в угоду «мелкопоместному дворянству» и в ущерб государственным интересам.
«АКЦЕНТ НА РАЗВИТИЕ ДЕЛОВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ»
Олег Пантелеев, исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт»:
– МАКС как мероприятие за 25 лет отработано до мелочей, все рутинные процедуры выполнить удается в срок и без сбоев. Поэтому устроителю салона удалось сосредоточиться на некоторых организационных новинках. Было решено сделать акцент на развитии деловой составляющей: значительно увеличена программа мероприятий, впервые проведены деловые брифинги, заново запущена система назначения деловых встреч MatchMaking. В результате в специально выделенных зонах состоялось около полутора тысяч встреч. Участников переговоров анкетировали, какой у них потенциал сотрудничества, какой масштаб сделок они обсуждали.
В летной программе участвовали восемь пилотажных групп. «Русские витязи» впервые на МАКСе выступали на новых самолетах Су-30СМ. Впервые летала в России пилотажная группа из ОАЭ Al Fursan. Впервые на МАКСе летали и учебно-тренировочный Як-152, и восстановленный штурмовик Ил-2, и ТВС-2-ДТС («кукурузник» с цельнокомпозитным крылом и фюзеляжем), и ударный вертолет Ми-28НЭ. Перечень можно продолжать. Всего на земле показано 116 воздушных судов, а летало 90.
Полеты яркие, зрелищные, зрителям нравились. Несмотря на почти каждодневный дождь, в грязи салон не тонул, люди не уходили с площадки. Питания, напитков и сувениров – в достатке, туалетов тоже. Конечно, все ждали МС-21. Но своевременное проведение сертификации и соблюдение сроков поставки важнее, чем потеха публики.
Относительно парка «Патриот». На выставке вооружений и военной техники танки и самолеты друг с другом будут смотреться гармонично. Но вот бомбы, ракеты, системы ПВО и пассажирские самолеты иностранного производства на одной площадке не уживутся. Поэтому можно расширять авиационную составляющую выставки «Армия». Но МАКС – это про авиацию и космонавтику, которые должны быть мирными.