В этом году Мюнхенская конференция проводилась в 54-й раз. Фото Reuters
Западные политики и СМИ, как и ожидалось, достаточно резко отреагировали на ту часть ежегодного Послания президента России Владимира Путина к Федеральному собранию, где он остановился на тех ответных мерах, которые наша страна осуществила и осуществляет в ответ на фактически развязанную против нее Западом новую холодную войну. Впрочем, еще недавняя Мюнхенская конференция по безопасности 2018 года четко показала, что Россия и Запад стоят на бескомпромиссных позициях, но ничего нового для решения этой проблемы не предложила.
Показательным примером в этом плане является размещенная в одном из номеров датской газеты «Политикен» статья Э. Енсена с броским заголовком: «Наблюдатели предупреждают: Европа играет в азартные игры с собственной безопасностью». Статья была написана автором еще накануне открытия Мюнхенской конференции по безопасности и с самого начала речь в ней идет о том, что «угрозы Европейскому континенту продолжают накапливаться, а отсутствие политических решений очевидно».
Очень правильный вывод, не правда ли? Однако на самом деле автор статьи просто транслирует взгляд, причем достаточно своеобразный на существующую проблему директора европейской части Немецкого фонда Маршалла Яна Техау, который подчеркивает: «Я считаю, что Европа играет в азартные игры со своей собственной безопасностью, не делая в нее необходимые инвестиции. Трамп своей точки зрения не изменит и будет требовать, чтобы мы в Европе вносили более весомый вклад. И это большой вопрос: как мы сможем это сделать и как мы будем на это реагировать».
В этом году Мюнхенская конференция проводилась в 54-й раз (начиная с 1963 года). Когда встречаются мировые лидеры, представители общественности и Вооруженных сил в деловой обстановке обсуждают мировые проблемы, это всегда важно, поскольку главная тема таких встреч – это безопасность Европы, частью которой является Россия. Вот констатация характера нынешней ситуации, сделанная участником конференции, послом Дании в Германии Ф. Петерсеном: «С экономикой в Европе, Азии и США все в порядке. Но все равно среди нас и вокруг нас царит большая неуверенность. Европейский континент на пути в благоприятный период, но в военном отношении и в отношении политики безопасности мы переживаем особенно сложное время».
А затем опять старая сказка: «Россия вооружается и представляет собой быстрорастущую угрозу. В прошлом году мы наблюдали, как Россия пыталась вызвать проблемы и политические кризисы в европейских демократиях точно так же, как она вела себя во время избирательной кампании в США. Тем не менее правительства в странах Европы сделали очень мало для того, чтобы сделать себя менее уязвимыми», – твердит Техау.
«Россия играет на множестве разных инструментов в этой новой версии холодной войны – от чисто военной и ядерной угрозы до дезинформации, кибервойны, экономического принуждения и поддержки экстремизма в странах Европы. Нашим правительствам придется осознать, что угрозы растут в пугающей прогрессии, и укрепить нашу демократию», – продолжает он.
Но при этом никто не задумывается над тем, что самой Западной Европе нет никакого дела до безопасности России. США и Европа не желают учитывать озабоченности России по многим проблемам, не прекращают политику подрыва ее безопасности путем создания русофобских режимов на ее границах. На Западе по-прежнему мечтают о расчленении постсоветского пространства, своей политикой «Восточного партнерства» пытаются вбить клин между бывшими советскими республиками – ныне самостоятельными государствами. Ведь это именно эта политика привела к государственному перевороту на Украине.
Похоже, что история ничему не научила Европу. И совершенно справедливо министр иностранных дел РФ Сергей Лавров напомнил участникам конференции, что происходило 80 лет назад в этом городе: Мюнхенский сговор – договоренность Гитлера и лидеров стран Запада о разделе Чехословакии, ставшая прелюдией ко Второй мировой войне. «Позднее, на Нюрнбергском процессе, обвиняемые руководители нацистской Германии в попытках оправдать Мюнхенский сговор заявляли, что его целью было вытеснить Россию из Европы», – подчеркнул Лавров. По его словам, в трагедии Мюнхена 1938 года отразились все болевые точки той эпохи, в том числе «вера в собственную исключительность, разобщенность и взаимная подозрительность, ставка на построение буферных зон, неприкрытое вмешательство во внутренние дела других стран». Параллели напрашиваются слишком уж явные.
В связи с этим еще одна историческая аналогия. После поражения России в Крымской войне 1853–1856 годов и подписания Парижского мирного договора от 18 (30) марта 1856 года Россия тоже была ограничена в активном участии в международных делах. И глава русского внешнеполитического ведомства при Александре II Александр Горчаков направил в конце августа 1856 года в российские посольства за рубежом депешу, в которой отмечалось: «Россию упрекают в том, что она изолируется и молчит перед лицом таких фактов, которые не гармонируют ни с правом, ни со справедливостью. Говорят, что Россия сердится. Россия не сердится, Россия сосредотачивается». В шифротелеграмме были сформулированы новые принципы внешней политики России, в том числе отказ от наложенных на Россию ограничений.
Россия свое отношение к Мюнхенской конференции и всему происходящему на ее границах со стороны США и НАТО высказала в Калининграде, развернув там к ее открытию ракетный комплекс «Искандер». И это явно неслучайное совпадение. В нынешней ситуации заключать новые договора с Европой и США бессмысленно, остается только действовать с позиций дипломатии силы.
комментарии(0)