Ту-160 еще не исчерпал свой модернизационный потенциал. Фото Алекса Бельтюкова
Президент РФ Владимир Путин на Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова в конце января рассказал о принятии программы возобновления производства стратегических ракетоносцев Ту-160М2. К 2027 году планируется выпустить 10 машин. И тут же в российских СМИ появились материалы, ставящие вопрос: «Нужно ли России возобновлять производство старых бомбардировщиков?» Несколько писем с тем же вопросом поступило в правительство и администрацию президента.
Так все же – надо ли возобновлять производство «старых бомбардировщиков»? Насколько верны аргументы противников программы? На эти и другие вопросы в беседе с обозревателем «Независимого военного обозрения» Николаем ПОРОСКОВЫМ отвечает командующий Дальней авиацией ВКС России в период с августа 2009 года по сентябрь 2016 года, летчик-снайпер, заслуженный военный летчик РФ генерал-лейтенант Анатолий ЖИХАРЕВ. Ныне Анатолий Дмитриевич – заместитель главного конструктора Российского федерального ядерного центра – ВНИИ технической физики им. академика Е.И. Забабахина.
– Как пишут отдельные авторы, Минобороны планирует помимо заявленных 10 машин закупить до 2035 года 50 единиц Ту-160М2. Это так?
– Контракт подписан на сумму 150 миллиардов рублей, то есть на воспроизводство 10 самолетов. Дальше будет выпускаться перспективный авиационный комплекс Дальней авиации (ПАК ДА). Предложения о 50 самолетах были, но решение принято о 10.
– Действительно ли в качестве прототипа Ту-160 был использован американский самолет B-1В?
– Главный конструктор Ту-160 Валентин Иванович Близнюк проектировал самолет сам, без оглядки на других конструкторов, в том числе американских. Но есть общемировая тенденция развития самолетов. И у этих самолетов есть похожие элементы, конструкторы продвигались к цели параллельно, но самолеты отличаются друг от друга. Ту-160 размерами больше, имеет большую скорость – 2000 километров в час (у американца максимальная скорость – 1300 километров в час), нагрузка Ту-160 – 45 тонн, он может брать 12 крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ). Наш самолет гораздо мощнее. В 2010 году он пролетел 24 часа 24 минуты, экипаж дозаправлялся в воздухе дважды, принимая по 54 тонны топлива. Ту-160 превосходит В-1В по всем параметрам.
– Авторы выступают за дозвуковой вариант стратегического самолета: легче преодолевать зону ПВО, появляется возможность увеличить боевую нагрузку за счет внешних подвесок, вырастает величина критерия эффективность–стоимость. К тому же полет на максимальной скорости Ту-160 может использовать только на дистанции, составляющей единицы процентов от общей длины маршрута. Следовательно, режим максимальных скоростей может использоваться только для однократного отрыва от истребителей противника?
– Боевую нагрузку надо размещать не на внешних подвесках, а внутри фюзеляжа, как это сделано на Ту-160 и В-1В. При внешней подвеске увеличивается лобовое сопротивление, уменьшаются дальность и продолжительность полета.
Сверхзвуковой режим на Ту-160 иногда приходится кратковременно использовать, например, для отрыва от истребителей противника. И такие маневры наши летчики делали при воздушном патрулировании в Атлантике. К нашим самолетам подлетели для сопровождения самолеты F-16 с авиабазы Будё в Норвегии, экипажи Ту-160 выходили на сверхзвуковой режим. F-16 уравняться в скорости не смогли, так как у них были подвесные баки. Без них истребителям летать над Норвежским морем на большие расстояния невозможно. В итоге сопровождение было сорвано.
Там, где зона ПВО подавлена, или там, где нашим самолетам входить в зону ПВО не нужно, могут использоваться дозвуковые самолеты. Вообще должны быть на вооружении самолеты и дозвуковые, и сверхзвуковые.
Да, современные зенитные ракетные комплексы (ЗРК) средней и большой дальности мы вряд ли преодолеем. Они не реагируют на скорость. А вот от истребителей – например, с авианосца – мы уйдем за счет сверхзвука, пока они долетят – скорости Ту-160 и истребителей НАТО примерно равны. А основной режим Ту-160 – дозвуковой, чтобы суметь достичь максимальной дальности полета.
– Оппоненты пишут: при разработке Ту-160 в 70-е годы основное внимание уделялось обеспечению большой дальности полета, а не снижению его заметности: воздухозаборники большие, мощные двигатели увеличивают заметность в инфракрасном (ИК) диапазоне, особенно при переходе на сверхзвук. Эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) Ту-160 превышает тот же параметр B-1В в несколько раз. Истребители противника могут наводиться на Ту-160, даже не включая собственную бортовую РЛС, то есть экипаж Ту-160 может и не узнать о начале атаки истребителя. Что, так плохо? Экипаж обречен?
– На Ту-160 – как модернизируемых, так и воспроизводимых – применяются различные средства для уменьшения ЭПР. В комплект бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) самолета входит БКО – бортовой комплекс обороны, который позволяет определить тип атакующего средства (зенитный ракетный комплекс или истребительная авиация), дальность, какой именно истребитель, каков курсовой угол атаки. Комплекс в автоматическом или ручном режиме ставит помехи РЛС противника, а при пуске ракеты определяет, какие отстреливать ловушки – инфракрасные или радиолокационные. Если истребитель противника не включит свою БРЛС, как пишут оппоненты, он не сможет применить ракетное оружие.
Американцы уничтожали ракетами тактической авиации и крылатыми ракетами морского базирования (КРМБ) противовоздушную оборону в Югославии, Ираке и только потом запускали стратегическую авиацию. В Югославии использовались американцами В-1В и перелетевшие через Атлантику с четырьмя заправками самые современные В-2А.
– У Ту-160 большая эффективная отражающая поверхность (ЭОП). Значит, аргументируют оппоненты, мощность его комплекса радиоэлектронной борьбы (РЭБ) должна быть в несколько раз больше. Разработка такого комплекса РЭБ повысит стоимость самолета. Большая мощность помех РЭБ осложнит работу всех остальных радиосистем самолета. Увеличение потребляемой мощности комплексом РЭБ повысит нагрузку на систему электропитания, что заметно увеличит вес оборудования…
– В нашем ОПК разрабатываются новые системы РЭБ, в том числе и для подавления бортовых РЛС противника. Эти системы недорогие, эффективные, созданы на новых принципах, они уверенно подавляют радиоэлектронные средства противника.
Чтобы не мешать работе систем своего самолета, установлена аппаратура, обеспечивающая электромагнитную совместимость. То есть свои станции помех не будут подавлять электронное оборудование своего же самолета и соседних. Об увеличении стоимости самолета, его массы по указанным выше причинам речь не идет.
|
– Предпочтительнее, по мнению противников упомянутой программы, перспективный комплекс Дальней авиации в России делать по примеру В-2А. Но крайняя дороговизна такого самолета (около 2 миллиардов долларов) делает программу постройки таких самолетов у нас проблематичной или невозможной. Или все-таки это возможно? Есть несимметричный ответ?
– Наряду с воспроизводством Ту-160М2 ведутся активные работы по созданию ПАК ДА. Есть финансирование, конструкторские бюро работают в полную силу, есть наработки по всем системам: жизнеобеспечения, связи, навигации, вооружения, по бортовому комплексу обороны. Самолет будет дозвуковым, по типу «летающее крыло», в производстве не столь дорогой. Скажу больше – идет модернизация самолетов Дальней авиации всех типов: Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3. Все это позволит сохранить их боеспособность, не допустить уменьшения количества самолетов ниже установленного уровня.
– Поговорим о тактике. Ту-160, чтобы ударить по США, должен пролететь не через Атлантический океан, где противодействие мощное, а только через Северный полюс. За 100–400 километров до линии Дью (сеть различных РЛС обнаружения на севере Канады) экипажу необходимо произвести пуск стратегических крылатых ракет (СКР) и незамеченным вернуться обратно. Но до США еще около 4000 километров, СКР лететь более пяти часов. За это время их могут обнаружить. То есть нанесение ядерных ударов с помощью СКР невыгодно из-за больших потерь, и выгоднее использовать МБР – таково, собирательно, мнение оппонентов. Других вариантов нет?
– Допустим, на линии Дью наши самолеты были обнаружены, но в зону, из которой Ту-160 могут поразить зенитные комплексы ПВО или перехватить истребители, мы не будем входить. К тому же за полюсом ЗРК и истребителей не так много. На вооружении Ту-160 находятся крылатые ракеты большой дальности, которые оппоненты называют СКР. Они идут с огибанием рельефа местности на высотах от 60 до 180 метров, на дозвуковой скорости, у них малая ЭПР, их непросто обнаружить, а сбить тем более. Но если ее все же сбили, она уничтожает объект ПВО. Следующую ракету после такого взрыва уничтожить будет им невозможно.
Но самолеты ДА могут лететь и через Тихий океан. Наши стратегические ракетоносцы Ту-95МС с 2010 по 2015 год совершили несколько таких полетов к берегам Америки. Однажды даже в День независимости США, 4 июля, не долетая до Сан-Франциско всего 80 километров, помахали крыльями, передали американцам поздравления. На такое же расстояние подлетали и к Анкориджу – столице Аляски.
– Оппоненты рассматривают действия Ту-160 при столкновении с авианосной многоцелевой группой (АМГ). Наш самолет встретят палубные самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), в угрожаемый период – дежурные истребители. И вот все же прорвались. Но эсминцы, охраняющие авианосец, ставят помехи. Противокорабельные ракеты (ПКР), пущенные с самолетов ДА, будут наводиться на источники этих помех, то есть на сами эсминцы. ЗРК «Иджис» на эсминцах смогут уничтожить любые современные ПКР. Тогда зачем летать?
– Ту-160 не будет сталкиваться с АМГ, по группе будут работать Ту-22М3. У них на вооружении находится новая авиационная управляемая ракета. Она пускается с дальности, на которой наши самолеты только-только обнаруживаются, и до них не долетает истребительная авиация. Не достанут туда и ЗУР комплекса «Иджис» крейсеров с управляемым ракетным оружием. То есть ракета запускается до входа Ту-22М3 в зону ПВО.
– Вход в зону ПВО Центральной Европы для Ту-160 исключен полностью: плотность РЛС, ЗРК и истребителей НАТО высока. Проникнуть даже в зону ПВО, где нет ЗРК большой дальности, можно только под прикрытием большого числа собственных истребителей. Смысл применения ДА не ясен. Удары гораздо легче наносить фронтовыми бомбардировщиками, у которых выживаемость в разы больше. Ту-160 не способен предпринимать интенсивные маневры для ухода от атак ракет противника и даже от зенитных орудий. То есть смысла применять ДА опять нет?
– На этом направлении могут применяться крылатые ракеты воздушного базирования большой дальности с территории России, не входя в зону ПВО на западном театре военных действий – под прикрытием наших истребителей и ЗРК.
– В Грузии в 2008 году Ту-22М2 был сбит в первом же вылете не самым эффективным ЗРК «Бук». То есть применять ДА можно только в районах, где ПВО практически отсутствует, например, в Сирии. Но и там лучше применять Су-27, Су-34 – вероятность поражения малоразмерных самолетов намного меньше. Так в 1986 году сделали ВВС США при ударе по Триполи: вместо СА применили 20 тактических бомбардировщиков F-111 (аналог Су-24).
– Наш Ту-22М3 был сбит не в первом вылете, а на второй день военных действий. Больше потерь не было, поскольку среди прочих предпринятых мер применяли средства РЭБ. Так что Ту-22М3 в локальных конфликтах при подавленной ПВО эффективен, как и Су-24, Су-27, Су-34.
– Выпуск Ту-160 был прекращен еще в 1992 году. Значит, потребуется полностью восстанавливать стапель, возобновлять производство двигателей, разработать новые БРЛС и комплекс РЭБ. Полная стоимость жизненного цикла программы воспроизводства 10 самолетов может оказаться более 700–800 миллиардов рублей.
– Эти самолеты выпускались до 1995 года, затем и в 2005, и в 2007 годах, а крайний – в 2017 году. Выпуск, хотя и малыми сериями, шел. Войска их получили. Двигатель есть. Цех по воспроизводству Ту-160М2 в дальнейшем будут использоваться при изготовлении ПАК ДА. Так что затраты будут не столь велики.
– Если у страны уже есть такое современное оружие, какое названо в Послании президента Федеральному собранию, был ли смысл в 2016 году принимать программу возобновления производства самолетов стратегической авиации Ту-160М2? Может быть, России лучше использовать опыт Китая и иметь ядерную диаду: МБР наземного базирования и МБР подводных лодок. Но китайцы планируют разработать аналог B-2А. Мы не будем отказываться от Дальней авиации?
– Принимать программу смысл был. Один из видов оружия, о котором говорил наш Верховный главнокомандующий, это ракета типа Х-101, Х-102 с ядерной энергетической установкой, а кто же ее будет применять, как не самолеты ДА?
Чтобы гарантированно поразить противника, нужна именно триада. Не зря ее придумали наши деды и отцы. В США, кстати, тоже триада.
– Возросла ли роль Дальней авиации ВКС России как «длинной руки» государства, способной немедленно отреагировать на любую кризисную ситуацию?
– Самолеты модернизируются, их ТТХ улучшаются, поступает новое БРЭО, вооружение, разрабатываются ракеты с еще большей дальностью пуска, с ядерной энергетической установкой, гиперзвуковые ракеты. США планируют эксплуатировать свои стратегические бомбардировщики до 2040 года, мы имеем возможность использовать свои самолеты всех типов до 2050-х годов. Таков их НСС – назначенный срок службы.
При возникновении угрозы целостности страны, в угрожаемый период стратегические самолеты Дальней авиации можно на неограниченное время (с дозаправкой в воздухе) привлечь к дежурству в воздухе с подвешенными ядерными боеприпасами в готовности к их применению. В этой ситуации Россия может диктовать свои политические условия. Поэтому Дальнюю авиацию и называют «длинной рукой» – действенным средством нашего Верховного главнокомандующего.
комментарии(0)