Североатлантический альянс взял на себя подготовку афганских военных. Фото с сайта www.rs.nato.int
Представляя свой доклад о деятельности НАТО в 2017 году, генсек альянса Йенс Столтенберг подчеркнул, что «в непредсказуемом мире Североатлантический союз активизирует свою деятельность для обеспечения безопасности наших государств». По его словам, отношение блока к России «остается твердым, оборонительным и пропорциональным». Заявил секретарь и о том, что Союз будет продолжать стремиться к содержательному диалогу с Россией, который хоть и является «трудным», но «жизненно важен для повышения транспарентности и снижения риска». Правда, уже на другой день после презентации своего годового отчета в интервью телеканалу CNN он сказал, что «НАТО продолжит придерживаться двойного подхода к РФ». «Я имею в виду совмещение мощного сдерживания и защиты с политическим диалогом, потому что Россия – наш сосед. Поэтому мы продолжим стремиться к более конструктивным отношениям с РФ и продолжим работать над контролем над оружием», – заявил Столтенберг.
А вот раньше в интервью американскому журналу Foreign Policy он утверждал, что Россия не угрожает ни одной из стран НАТО. Правда, тогда генсек альянса подчеркнул, что в случае, если повторится ситуация, подобная крымской и украинской, то со стороны блока последует надлежащий ответ. Столтенберг также заявил, что в данный момент НАТО добился крупнейшего со времен холодной войны усиления коллективной обороны, что стало ответом на «агрессивные действия России».
Выходит, что позиция НАТО определяется тем, что блок будет по-прежнему угрожать России, но формально его руководство будет делать вид, что хочет с ней дружить. Фактически Столтенберг прямо озвучил уже много лет практикующуюся руководством блока политику двузначности, то есть такого положения вещей, когда официальные заявления лидеров НАТО на самом деле имеют диаметрально противоположный характер совершаемым ими действиям.
ПРОШЛОГОДНИЕ ДЕЯНИЯ «СПАСИТЕЛЯ» ПЛАНЕТЫ
В 2017 году, говорится в отчете, руководство НАТО продолжало проводить мероприятия по обеспечению сдерживания противодействующих сторон и укреплению обороноспособности. В Эстонии, Латвии, Литве и в Польше были развернуты батальонные тактические группы, а численность сил быстрого реагирования была увеличена в три раза – с 13 почти до 40 тысяч. Поводом для такого усиления восточных рубежей альянса стали российско-белорусские учения «Запад-2017». Зарубежные СМИ активно обсуждали выдвинутые руководством НАТО обвинения России в том, что она дезинформировала Брюссель о количестве участников этих учений.
НАТО продолжает реализовывать всесторонний подход к коллективной защите, включая углубление его внимания на угрозах южному флангу. Так, например, в сентябре 2017 года был развернут Центр контроля обстановки в этом регионе. Он был создан на базе Командования объединенными силами НАТО в Неаполе. По утверждению Столтенберга, «новый Центр поможет союзникам координировать информацию о кризисных странах и решения других проблем на Ближнем Востоке и в Северной Африке». Создание такого Центра было обусловлено необходимостью расширения возможностей сил блока, повышения эффективности процессов, оповещения о складывающейся обстановке и анализа угроз и вызовов, исходящих из Северной Африки и Ближнего Востока. В случае необходимости НАТО готово развернуть подразделения передового базирования на этом фланге альянса.
В прошлом году, отмечается в документе, члены НАТО увеличили свой вклад в проведение операций и выполнение различных миссий. Если в 2014 году, до «незаконной аннексии Крыма», в миссиях и операциях блока участвовало менее 18 тыс. военнослужащих, то в 2017 году их число превысило 23 тыс., то есть возросло почти на на 30%.
Говоря об операции «Решительная поддержка» (Resolute Support Mission), начавшейся 1 января 2015 года и направленной на обучение и оказание помощи правительственным силам Афганистана, генсек отметил, что с помощью альянса Афганские силы в 2017 году усилили военное давление на «Талибан», не позволив его формированиям занять столицу провинции. Столтенберг подчеркнул, что альянс твердо поддерживает мирный процесс и процесс примирения, которым руководят сами афганцы. «Я высоко оценил мужественное лидерство президента Гани. Его предложение «Талибану» является наиболее ясным призывом к миру. Поэтому я призываю «Талибан» сесть за стол переговоров. Это возможность прекратить конфликт», – считает генсек.
С момента занятия Дональдом Трампом своего кресла в Белом доме проблема увеличения военных расходов стран НАТО обрела особую остроту. «Мы должны быть готовы и способны решительно действовать во всех операционных пространствах – сухопутном, морском, воздушном и кибернетическом», – заявил Столтенберг. Он объявил в своем отчете, что европейские союзники и Канада в течение трех последовательных лет, с 2014 по 2017 год, увеличили расходы на оборону в целом на 5%. Союзники также увеличили инвестиции в новые боевые возможности. В 2017 году 26 членов НАТО потратили на приобретение основных вооружений больше, чем в предыдущем году.
«Все члены НАТО обязались продолжить наращивать оборонные расходы в реальные сроки. Большинство уже предоставили планы по увеличению оборонных бюджетов до рекомендуемых 2% к 2024 году. И мы ожидаем, что остальные последуют за ними», – объявил Столтенберг.
Однако, по оценкам специалистов, реализовать этот девиз смогут только 15 государств из 29. По состоянию на конец 2017 года, планку национальных военных расходов в 2% ВВП осилили только США, Греция, Великобритания, Эстония и Польша. Остальные члены альянса еще очень далеки от выполнения взятых на себя обязательств. Так что Америке, ВВП которой составляет 51,1% от совокупного ВВП членов НАТО, а взнос в военный бюджет блока – 71,7%, еще много лет придется платить за оборону своих союзников. Сегодня доля военных расходов Великобритании составляет 5,8% от общих военных расходов стран блока, Франции и Германии – по 4,8, Италии – 2,4, Канады – 2,2, Испании – 1,3, а «всех остальных» – 7,1%
СДЕРЖИВАНИЕ, НО НАСКОК
Одной из главных тем, затронутых Столтенбергом, стали взаимоотношения с Россией. В связи с отравлением в Великобритании бывшего сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля генсек заявил, что нервно-паралитическое отравляющее вещество впервые было использовано против члена НАТО. «Все наши союзники согласны с тем, что нападение на Скрипаля было явным нарушением международных норм и соглашений», – сказал Столтенберг. Он подчеркнул, что Россия на протяжении многих лет придерживается такой линии поведения. «Аннексия Крыма и вторжение на Донбасс в 2014 году, военное присутствие в Грузии и Молдове – все это дело рук Кремля», – констатировал он.
Он заявил, что в прошлом году Москва вмешивалась и во внутреннюю политику Западных Балкан и Черногории, являющейся членом альянса с прошлого года. Такие действия НАТО будет пресекать, заявил генсек, но не сказал, как это будет делаться. Рассказал он и о беспокойстве НАТО по поводу того, что Россия ради своих амбиций может воспользоваться ядерным оружием, он отметил важность диалога с Москвой, который позволит избежать глобальной войны.
Как констатирует в своем отчете Столтенберг, политика НАТО в отношении России остается неизменной и последовательной: оборона и диалог. С момента окончания холодной войны Брюссель и Москва пытались установить стратегическое партнерство. Однако «после незаконной аннексии Крыма в 2014 году практика сотрудничества была приостановлена». Лидеры Североатлантического альянса тем не менее продолжают вести политический диалог с Москвой, а его военное начальство находится в постоянном контакте с руководством МО РФ. Не прекращается и сотрудничество в направлении снижения уровня риска вооруженных столкновений контингентов войск блока и ВС РФ, а также в принятии необходимых мер по повышению взаимной информированности о проведении различных действий оборонной направленности.
На саммите в Варшаве, состоявшемся в начале июля 2016 года и ставшем 27-й встречей на высшем уровне глав государств и глав правительств стран – участниц НАТО, было подтверждено, что характер отношений с Россией будет зависеть от ясного и конструктивного изменения характера ее действий, которое продемонстрирует приверженность Москвы требованиям международного права, а также будет свидетельствовать о выполнении взятых ею обязательств и ответственности перед мировым сообществом.
В докладе указывается, что альянс будет сохранять свою твердую позицию, базирующуюся на двойном подходе, который предусматривает обеспечение сдерживания России и укрепление обороноспособности НАТО, дополняемых поддержанием периодического, предметного и содержательного диалога с ее лидерами. Этот диалог проходит на основе соблюдения взаимных интересов в рамках Совета Россия – НАТО. Осуществление таких контактов крайне необходимо, поскольку они помогают избежать взаимонепонимания, нивелировать взаимные просчеты и устранять непреднамеренную эскалацию противостояния в различных конфликтах. Кроме того, такая форма взаимодействия позволяет повысить уровень транспарентности сторон друг для друга и предсказуемости их действий.
В прошлом году члены Совета Россия – НАТО провели три встречи, на которых обсуждались украинский вопрос, включая необходимость полного выполнения требований Минских соглашений, а также вопросы военной активности сторон, степень взаимной информированности о действиях друг друга, снижение риска возникновения конфликтов, ситуация в Афганистане и угрозы регионального терроризма.
В докладе генсека отмечается, что в 2017 году НАТО продолжало обсуждать с Россией проблему обеспечения безопасности в воздушном пространстве над Балтийским морем. В последние годы воздушные трассы в этом регионе стали более загружены самолетами военной авиации различных стран. Поэтому сегодня особенно важно обеспечить предсказуемость действий в воздухе подразделений ВВС и информированность сторон по данному вопросу. В декабре 2017 года ИКАО опубликовала рекомендации по разрешению авиационных инцидентов над Балтийским морем. В их разработке принимали участие все заинтересованные страны, включая Россию и НАТО.
В прошлом году, отметил Столтенберг, Совет Россия – НАТО начал проводить брифинги по планируемым военным учениям. Обмен информацией по данному вопросу, отметил генсек, может позволить с большей вероятностью прогнозировать возникновение рисков и их снижение в Евро-Атлантическом регионе. Однако эти брифинги не могут обеспечивать выполнение всех требований Венского договора ОБСЕ от 2011 года.
В заключение повествования о своих российских делах Столтенберг рассказал, что в 2017 году он три раза встречался с министром иностранных дел России. А его заместитель в течение года поддерживал регулярную связь с российским послом в НАТО и с другим официальными лицами Москвы. Представители военного руководства альянса тоже постоянно находились в контакте со своими российскими контрагентами.
Однако нельзя не отметить, что на фоне общих заявлений о стремлении обеспечить свою безопасность, не развязывать гонки вооружений, избежать новой холодной войны и договариваться с Россией речи лидеров НАТО до предела забиты антироссийской риторикой. Совсем недавно член комитета по международным делам Госдумы Сергей Железняк отметил: «Вся антироссийская риторика со стороны США и их союзников по НАТО направлена на заветную цель русофобов – ликвидировать в лице нашей страны конкурента во всех сферах развития. Для этого наши оппоненты используют привычные и отработанные на других странах методы давления и недобросовестной конкуренции с широким кругом информационно-политических инструментов, каждый раз удивляя новыми фантазиями о российской агрессии».
На днях, как объявил журналистам Столтенберг, в НАТО принято решение выслать семь российских дипломатов, еще трем отказано в аккредитации в постпредстве России при альянсе. Он сказал, что «Совет Североатлантического альянса сокращает состав сотрудников России на 10 человек» и теперь «численность российских сотрудников составит 20 человек». Однако, как всегда, генсек подчеркнул, что данная мера не меняет генеральной линии НАТО в отношении России. «Это решение не меняет политику НАТО в отношении России. Мы по-прежнему будем осуществлять двойной подход – оборону и диалог», – заявил Столтенберг. Но на практике это означает только то, что альянс будет наращивать военную мощь, реализовывать свой план «Барбаросса», окружая Россию войсками, и при этом лицемерно заявлять о намерении договариваться, а не воевать.
комментарии(0)