75 лет назад, 19 апреля 1943 года была создана советская военная контрразведка Смерш – сокращенно от «Смерть шпионам». Организация существовала около трех лет – до 1946 года. Однако опыт, накопленный в те трудные времена, до сего дня применяется контрразведчиками России и многих стран мира.
Много про Смерш домыслов, мифов и легенд. В противовес им была и остается книга смершевца Владимира Богомолова «Момент истины. В августе 44-го». Много лет назад по рекомендации авторитетного в писательских кругах человека мне, тогда корреспонденту «Красной звезды», удалось пообщаться с автором книги по телефону. Владимир Осипович был благожелателен, высказал всегдашнее свое уважение к людям в погонах, рассказал несколько эпизодов из жизни. В частности, как бросил курить, увидев легкие разрубленного шашкой хунхуза. От интервью вежливо отказался. Он никому не давал интервью. Возможно, сказывалась принадлежность к легендарной организации.
МНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА
Что же побудило советское руководство провести кардинальную реформу в органах безопасности страны? Своими суждениями с «Независимым военным обозрением» поделился депутат Государственной думы от фракции «Справедливая России», член комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции, в прошлом генерал-лейтенант, заместитель начальника 3-го Главного управления КГБ (военная контрразведка) Николай Иванович Рыжак:
– Смерш появился, когда деятельность вражеских разведок достигла своего апогея. Немцы к 1943 году набрались опыта, узнали наш русский характер, к тому времени было уже много пленных, с которыми они работали… Возникла большая оперативная среда, которую можно было использовать для диверсионных акций, для засылки в наш тыл своих людей для проведения агентурных операций. Немцы частично узнали наши методы работы.
Надо было организовать некую структуру, отобрать туда наиболее способных людей, которые могли бы работать на опережение, моделировать действия противника, проводить активные акции. Нужно было резко активизировать работу по противодействию агентурному проникновению противника, разложенческому влиянию, паническим слухам, диверсионным актам. И в структуре НКВД была создана такая организация. Сталину предложили несколько названий. Он выбрал Смерш.
Все мои руководители в военной контрразведке были смершевцами. Это наиболее квалифицированные, способные люди. Ивану Вадимовичу Устинову сегодня 98 лет. Во время войны был в Смерше, потом долгие годы руководил военной контрразведкой. Его зам Александр Иванович Матвеев тоже из смершевцев. Одних орденов Ленина у него шесть.
Леонид Григорьевич Иванов вместе с генералом Николаем Берзариным, впоследствии первым комендантом Берлина, входил в столицу поверженного рейха. Спустя годы Иванов проводил эксгумацию останков Гитлера, чтобы вывезти их в другое место – подальше, чтобы последователи фюрера не ходили на его могилу. У Иванова 29 задержаний шпионов и диверсантов, из них 9 лично, дважды был тяжело ранен в схватках. Консультировал Богомолова при написании им знаменитой книги.
Олег Генрихович Ивановский – один из конструкторов наших космических кораблей, соратник Королева, провожал в полет Юрия Гагарина. Тоже бывший смершевец. После увольнения окончил Бауманский институт. Я с ним однажды встречался в НПО им. Лавочкина.
Филипп Денисович Бобков в 16 лет ушел на фронт. Известен многим тем, что долгие годы возглавлял 5-е управление КГБ (идеологическая контрразведка). Перечисление можно долго продолжать.
Память о Смерше, как и о Дзержинском, в нас непоколебима.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ЗАДАЧИ
19 апреля 1943 года Иосиф Сталин подписал постановление Совета народных комиссаров СССР о передаче Управления особых отделов (УОО) НКВД в Наркомат обороны и реорганизации его в Главное управление контрразведки (ГУКР) НКО Смерш. Начальником был назначен генерал-полковник Виктор Абакумов. 9-й (морской) отдел УОО был преобразован в Управление контрразведки (УКР) НК ВМФ Смерш, а 6-й отдел УОО НКВД – в Отдел контрразведки (ОКР) НКВД Смерш, подчинявшийся лично наркому Лаврентию Берии.
ГУКР Смерш были подчинены управления на фронтах и отделы армий, корпусов, дивизий, бригад, военных округов, гарнизонов укрепрайонов и других учреждений Красной Армии. Всего вместе с секретариатом работало 14 отделов. Оперативная работа шла среди военнопленных, по государственной проверке военнослужащих, бывших в плену и окружении, по борьбе с агентурой (парашютистами) противника, по контрразведке в тылу врага и следственной работе. В распоряжении Главного управления находились подразделения, отвечающие за шифросвязь, другие оперативно-технические средства, за подбор и подготовку кадров.
У сотрудников контрразведки были те же воинские звания, что и в Красной Армии. Их форма, погоны, знаки отличия (за исключением руководящего состава центра) были, как в войсках.
Органы контрразведки имели широкие полномочия: могли делать выемки, обыски и аресты военнослужащих, гражданских, подозревавшихся в преступной деятельности. Аресты военнослужащих обязательно согласовывались с военным прокурором. Смерш имел право «в необходимых случаях» расстреливать дезертиров, членовредителей и совершивших террористические акты против командного и политического состава.
Законодательство расширило в то время карательные меры, применяемые к преступникам, в том числе гражданам других стран: при освобождении территорий СССР и стран Восточной Европы военная контрразведка, подразделения по охране тыла задерживали дезертиров, предателей, военных преступников.
В 1946 году наркоматы переименовали в министерства. В Министерство государственной безопасности (МГБ) СССР вошли и органы военной контрразведки Смерш, они были преобразованы в 3-е Главное управление.
За годы существования Смерша среди его сотрудников не было ни одного случая предательства, перехода на сторону врага, в их ряды не смог внедриться ни один вражеский агент. Смерш не напрасно называют лучшей спецслужбой XX века. Лучшую характеристику контрразведчикам дал Владимир Богомолов в эпиграфе к своей знаменитой книге «Немногим, которым обязаны очень многие».
комментарии(0)