0
7129
Газета Реалии Интернет-версия

20.04.2018 00:01:00

Самолет-амфибия из Таганрога

Уникальный многоцелевой Бе-200 востребован как в России, так и за рубежом

Александр Манякин

Об авторе: Александр Андреевич Манякин – независимый военный эксперт.

Тэги: тантк, бериев, таганрог, самолет, амфибия, бе200, двигатель, д436тп, индонезия, тайланд


тантк, бериев, таганрог, самолет, амфибия, бе-200, двигатель, д-436тп, индонезия, тайланд Фото Павла Сарычева\НГ-Online

Гидросамолетостроение – одно из наиболее технологически емких и сложных направлений авиастроения. О двух участниках этого элитарного клуба – Китае и Японии – мы уже рассказывали на страницах «НВО» (см. «Явление «Водяного дракона» из Поднебесной», «НВО» от 26.01.18, и «Япония вступает в новую битву за океан», «НВО» от 06.04.18). Однако по праву одно из ведущих мест здесь все же занимает Россия, реализующая в настоящее время программу серийного строительства многоцелевого самолета-амфибии Бе-200, созданного специалистами Таганрогского авиационного научно-технического комплекса (ТАНТК) им. Г.М. Бериева, входящего в состав Объединенной авиастроительной корпорации.

Первый самолет был построен в Иркутске в противопожарном варианте, его облет был выполнен 24 сентября 1998 года. Серийное же производство самолетов-амфибий Бе-200ЧС для МЧС России велось в 2002–2011 годы на Иркутском авиационном заводе корпорации «Иркут». Облет первого Бе-200ЧС (им стал второй опытный экземпляр) был выполнен 27 августа 2002 года, а поставки серийных самолетов начаты в июне 2003 года.

Бе-200ЧС может использоваться для пожаротушения, оказания экстренной помощи в районах бедствий, поиска и спасания на воде, а также для осуществления санитарных и грузовых перевозок: он может доставлять на откидных сиденьях 50 спасателей, или 60 пострадавших, или 30 пострадавших на носилках.

В 2003–2006 годы четыре серийных Бе-200ЧС были поставлены МЧС РФ, пятая машина в апреле 2008 года поставлена МЧС Азербайджана. Две заключительные амфибии были облетаны в Иркутске в июле 2010 года и в апреле 2011-го, а затем переданы на ТАНТК для доработок и последующей поставки заказчику. МЧС России получило эти самолеты в 2011 году. И в мае того же года был заключен госконтракт на поставку МЧС России еще шести Бе-200ЧС, причем строиться они должны уже были на ТАНТК им. Г.М. Бериева.

Подготовка к переносу серийного производства Бе-200 из Иркутска в Таганрог началась в 2006 году, изготовление деталей для первых Бе-200ЧС таганрогского производства было начато в 2011-м. Шесть лет, что были потрачены таганрогскими авиастроителями на освоение серийного выпуска амфибий, серьезно изменили облик предприятия. Было закуплено новое оборудование, модернизированы технологические линии и цеха, обновлена производственная база изготовления композитных конструкций, набран и обучен новый персонал. Параллельно на основе полученного опыта эксплуатации Бе-200ЧС иркутского производства в МЧС России и в соответствии с требованиями заказчика в конструкцию Бе-200 таганрогской постройки вносились существенные изменения. Так, более чем на 50% было обновлено бортовое оборудование, серьезные изменения внесены в конструкцию планера, которая была усилена и приведена к требованиям массового серийного производства. В результате первый серийный Бе-200ЧС таганрогской сборки (№ 303) удалось собрать, испытать и подготовить к сдаче заказчику только в 2016 году.

Качественный перелом в производстве Бе-200ЧС наступил в минувшем году, когда заказчику были поставлены сразу три серийные амфибии: в январе – построенная в 2016 году машина № 303 (она вошла в состав авиационно-спасательного центра Южного регионального центра МЧС России в Ростове-на-Дону, где уже имелось два подобных самолета иркутской сборки – № 101 и 201), а в июле и декабре – облетанные в прошлом году самолеты № 304 и 305. Обе амфибии отправились в Красноярский авиационно-спасательный центр МЧС России, уже эксплуатировавший на тот момент два Бе-200ЧС (№ 301 и 302, сданы заказчику в 2011 году).

31 марта 2018 года на заводском аэродроме в Таганроге состоялась передача экипажу очередного, четвертого по счету, серийного Бе-200ЧС (бортовой номер RF-31380, серийный № 306). Самолет войдет в состав Хабаровского комплексного авиационно-спасательного центра МЧС России, где присоединится к двум уже имеющимся самолетам (№ 102 и 202, сданы в 2004 и 2006 годах).

В настоящее время на окончательной сборке находится пятая машина по контракту 2011 года (№ 307) и ведется изготовление заключительной, шестой амфибии (№ 308). Оба этих Бе-200ЧС должны пополнить парк авиации МЧС РФ в текущем году. При этом заказчик рассматривает возможность приобретения дополнительной партии Бе-200ЧС. Кроме того, планируется заказ таких амфибий, в том числе в поисково-спасательной версии без функции пожаротушения Бе-200ПС, и авиацией российского ВМФ.

Что же касается поставок за рубеж, то в настоящее время основной упор сделан на продвижение российских амфибий в страны Юго-Восточной Азии. В частности, в июне 2017 года был заключен первый твердый контракт на экспорт таганрогских Бе-200. Заказчик, китайская компания Leader Energy Aircraft Manufacturing Co. Ltd., намерен приобрести два самолета-амфибии Бе-200, также имеется опцион еще на два самолета.

Серьезные намерения по закупке Бе-200 имеют власти Индонезии и Таиланда, также прорабатываются вопросы их поставки в некоторые европейские и латиноамериканские страны. Стоит отметить, что на протяжении ряда лет российские Бе-200ЧС уже неоднократно и весьма успешно применялись при тушении пожаров в Европе и Юго-Восточной Азии, а экспортная версия Бе-200ЧС (Be-200ES-E) в 2010 году получила сертификат типа ограниченной категории Европейского агентства авиационной безопасности (EASA).

Со временем облик Бе-200 будет и далее меняться. Согласно обнародованной информации, специалисты ТАНТК им. Г.М. Бериева видят перспективные пути развития амфибии, во-первых, в широком применении в ее конструкции композиционных материалов, а во-вторых, в установке на машину более мощных двигателей. Второе направление в нынешних условиях более чем актуально, поскольку применяемые сейчас на самолете двигатели Д-436ТП разработаны и производятся на Украине. Поэтому сейчас ведутся работы по установке на самолет двигателей Sam146.

Представляется, что для программы Бе-200 в настоящий момент наиболее критичной является способность поддержания полноценного и ритмичного серийного производства, обеспечения поддержки эксплуатации уже построенных амфибий, а также отработки совместно с заказчиками наиболее эффективной стратегии и тактики применения самолета.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Аятолла Хаменеи выбрал трех преемников на случай своей гибели...

Аятолла Хаменеи выбрал трех преемников на случай своей гибели...

Юрий Паниев

Шойгу во второй раз за месяц нанес визит в КНДР

0
2135
Франция намерена вернуть себе влияние в Азии

Франция намерена вернуть себе влияние в Азии

Юрий Паниев

Париж демонстрирует амбиции в Индо-Тихоокеанском регионе

0
2661
Правительство Индонезии переписывает историю

Правительство Индонезии переписывает историю

Владимир Скосырев

Диктатора Сухарто превращают в героя

0
2072
Агентство Moody’s снизило кредитный рейтинг США...

Агентство Moody’s снизило кредитный рейтинг США...

Михаил Сергеев

В России чиновники спорят о неудачах самолета "Байкал"

0
3373

Другие новости