Инструктаж перед выходом на патрулирование. Фото с сайта www.un.org
Миссия в Западной Сахаре – одна из старейших миротворческих операций, которые проводила ООН. Миссия Организации Объединенных Наций по проведению референдума в Западной Сахаре (МООНРЗС) была учреждена в мае 1991 года с тем, чтобы обеспечить народу Западной Сахары возможность сделать свободный выбор между объединением с Марокко и независимостью. Тогда по графику планировалось в течение года провести референдум, но проблема затянулась на десятилетия. Некоторые офицеры, которые были в прошлом веке в миссии простыми наблюдателями, сейчас стали генералами и назначаются командующими военного компонента операции.
СОСТАВ МИССИИ
Начнем с военного компонента миссии, который с декабря 2016 года возглавляет генерал-майор Ван Сяоюн (Китай). Он был военным атташе в Бразилии, Индии, Швеции и США, а также служил военным наблюдателем в миссии ООН в Кувейте. В Западной Сахаре в 1992–1993 годах командовал сектором.
По состоянию на 1 марта 2018 года военный компонент МООНРЗС из 37 стран насчитывал 225 человек, включая 22 женщины: военные наблюдатели – 199 человек (14 женщин), офицеры штаба – 8 (3 женщины), полицейский – 1, военнослужащие в составе контингента – 19 (медицинское подразделение – все из Бангладеш). Гражданский персонал – 227 человек, добровольцы – 16.
Россия направила в миссию 14 наблюдателей, в том числе одну женщину, а больше всех миротворцев направил Египет – 17 человек (8,5 %). По 14 миротворцев направили также Пакистан и Гана.
Действует и группа друзей по Западной Сахаре, в которую входят Испания, Россия, Великобритания, США и Франция.
ПОВСЕДНЕВНАЯ РАБОТА
В прошлом году вышел первый номер информационного бюллетеня «МООНРЗС в фокусе», который начался с сообщения о том, что бюджет миссии на 2018 год сокращен. В связи с этим миссия не получит еще один вертолет и часть информационно-коммуникационного оборудования.
Для первого номера бюллетеня командующий дал подробное интервью. Китайцы находятся в миссии с 1991 года, причем это уже второй командующий в миссии, назначенный от Китая. Сообщалось, что была также введена должность заместителя командующего.
В миссии развернуто девять опорных пунктов – четыре к западу от насыпного вала и пять восточнее вала. На двух опорных пунктах оборудованы вертолетные площадки. Невооруженные военные наблюдатели патрулируют территорию и следят за соблюдением достигнутых мирных договоренностей и соглашений. На территории Алжира в населенном пункте Тиндуф находится офис связи и взаимодействия. Штаб миссии расположен в Эль-Аюне.
Потери миссии – 16 человек (несчастный случай – 10, болезнь – 5, прочие – 1).
До конца 2018 года планируется провести независимый обзор деятельности миссии.
ДИПЛОМАТЫ ОБСУЖДАЮТ
В конце марта представлен доклад генерального секретаря о ситуации в отношении Западной Сахары, в котором освещаются обстановка на местах, состояние и ход политических переговоров по Западной Сахаре, а также проблемы, с которыми миссия сталкивается в своей деятельности, и меры, принимаемые для их решения.
В декабре 2017 года специальным представителем генерального секретаря ООН и главой Миссии ООН по проведению референдума в Западной Сахаре назначен Колин Стюарт (Канада). Он опытный дипломат, имеет более чем 25-летний опыт работы в сфере международных отношений.
Политический процесс курирует личный посланник генерального секретаря по Западной Сахаре, бывший президент Германии Хорст Кёлер.
Все взоры обращены на личного посланника, работе которого уделены аж три страницы доклада генерального секретаря из 22. Надо отдать должное, посланник провел десятки встреч (короли, президенты, министры) в Африке, Европе и штаб-квартире ООН.
Все выступают за урегулирование затяжного конфликта, но значительного прогресса нет. Считается, что сохранение статус-кво неприемлемо, и достижение прогресса на переговорах является непременным условием повышения качества жизни народа Западной Сахары во всех ее аспектах.
Позиции конфликтующих сторон противоположные. Позиция марокканской стороны – полный суверенитет Марокко над Западной Сахарой и предложение о ее автономии. Кроме того, Марокко считает, что конфликт в Западной Сахаре относится к исключительной компетенции Совета Безопасности ООН, и не принимает любое участие Африканского союза в политическом процессе. Марокканские инвестиции в Западную Сахару продолжаются.
Фронт ПОЛИСАРИО заявляет протесты в связи с незаконной эксплуатацией Марокко природных ресурсов Западной Сахары и созданием нового статус-кво на местах. Фронт требует «защищать территориальную целостность несамоуправляющейся территории Западная Сахара». А урегулирование конфликта должно «предусматривать самоопределение народа Западной Сахары в контексте процедур, соответствующих принципам и целям Устава Организации Объединенных Наций».
ОСОБЕННОСТИ НОВОЙ РЕЗОЛЮЦИИ
Резолюция СБ ООН – официальный документ, принимаемый 15 членами Совета Безопасности при условии, что за него отдано не менее 9 голосов и при этом ни один из постоянных членов Совбеза не проголосовал против. В соответствии с Уставом ООН члены организации соглашаются подчиняться решениям Совбеза и их выполнять.
На заседании 27 апреля выступили все 15 членов Совета Безопасности ООН, причем Россия, Китай и Эфиопия при голосовании воздержались, дав тем самым возможность принять резолюцию. Представитель Боливии заявил, что вопрос о сокращении мандата до полугода с ними никто не обсуждал: «Произвольный характер составителя резолюции создаст плохой прецедент для методов работы совета».
Известно, что если один из постоянных членов не в полной мере согласен с предлагаемой резолюцией, однако не желает прибегнуть к своему праву вето, он может воздержаться при голосовании и таким образом дать возможность принять резолюцию, если за нее будут поданы необходимые девять голосов.
Представитель России при голосовании воздержался, указав: «Процесс подготовки и согласования этого решения не был ни прозрачным, ни совещательным, ни одно из наших принципиальных замечаний, в том числе компромиссного характера, не было учтено».
Остался без ответа целый ряд полезных предложений со стороны других членов совета. В результате текст резолюции остается несбалансированным.
Обратим внимание на два термина, которые не содержались в предыдущей резолюции и которые подверг критике наш представитель в ООН, назвав их «пассажами»: «унифицированная культура результативности в операциях по поддержанию мира» и «комплексный нормативный рамочный подход к оценке результативности».
Принятая резолюция может иметь негативный эффект для усилий нового личного посланника Хорста Кёлера, который пытается оживить политический процесс.
Наша дипломатия подчеркивает: «Добиться справедливого и устойчивого западносахарского урегулирования можно только политическим путем. Конечная формула должна быть приемлемой как для марокканцев, так и для полисарийцев и предусматривать самоопределение народа Западной Сахары».
Оценка миссии следующая. Миссия по проведению референдума имеет исключительную стабилизирующую роль для возобновления диалога между Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО. Раньше миссию продляли на один год, теперь срок сокращен до полугода: «Продлить срок действия мандата МООНРЗС до 31 октября 2018 года».
Уже целый год буферная полоса на самом юге Западной Сахары упоминается в документах ООН: «Выражается озабоченность по поводу присутствия Фронта ПОЛИСАРИО в буферной полосе в Гергерате». Фронт озабочен тем, что территория, занимаемая Марокко, может распространиться до территории другого государства – Мавритании.
На оперативной обстановке и выполнении мандата МООНРЗС по-прежнему сказывались напряженность в отношениях между сторонами, в том числе по нерешенным вопросам, касающимся Гергерата, а также проблемы в области безопасности.
Выражается «озабоченность по поводу того, что Фронт ПОЛИСАРИО объявил о планируемом переводе административных структур в Эль-Бир-Лахлу, и призывает Фронт ПОЛИСАРИО воздерживаться от любых подобных дестабилизирующих действий».
Озабоченности сыплются со всех сторон. Достаточно работы и у верховных комиссаров по делам беженцев и по правам человека.
Нужен пятый раунд переговоров. Многие возлагают надежды на будущие переговоры специального посланника. Подключается и Союз арабского Магриба – панарабская организация, деятельность которой направлена на экономическое и политическое единство в Северной Африке, включающая Алжир, Ливию, Мавританию, Марокко, Тунис.
Миротворческая миссия продолжает решать и военные вопросы: «Необходимо соблюдение в полном объеме военных соглашений, достигнутых с МООНРЗС в отношении прекращения огня».
Изучается вопрос о том, как можно использовать новые технологии для снижения рисков, повышения уровня защиты сил и более эффективного осуществления мандата.
Наконец, впервые для миссии включен следующий пункт: «Совет Безопасности просит генерального секретаря принять меры к увеличению числа женщин в составе МООНРЗС».
МОСКВА И ЗАПАДНАЯ САХАРА
Личные посланники ежегодно посещают Москву. Так, 10 апреля министр иностранных дел РФ Сергей Лавров принял личного посланника Генерального секретаря ООН по Западной Сахаре Хорста Кёлера.
Бросается в глаза дипломатичность формулировок информационного сообщения: «В ходе беседы была подчеркнута безальтернативность политического решения проблемы Западной Сахары на основе соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН. При этом отмечалось, что выработка взаимоприемлемой схемы западносахарского урегулирования способствовала бы общему оздоровлению обстановки на Севере Африки».
С российской стороны была выражена поддержка посредническим усилиям Генерального секретаря и его личного посланника, а также вносящей ключевой вклад в поддержание стабильности Миссии ООН по проведению референдума в Западной Сахаре.
В тот же день в МИД России состоялись консультации специального представителя президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки, заместителя министра иностранных дел России Михаила Богданова с Хорстом Кёлером по комплексу вопросов западносахарского урегулирования.
Представитель Фронта ПОЛИСАРИО через несколько дней также прибыл в Москву.
13 апреля делегация была принята в МИД РФ Михаилом Богдановым, курирующим Африку и Средний Восток. Западносахарский представитель твердо заявил: «Позиция Марокко создает опасный прецедент для всех операций по поддержанию мира, узурпацию авторитета Совета Безопасности ООН и будет иметь горькие последствия для мира и стабильности в регионе».
Наши миротворцы были у самых истоков МООНРЗС – в миссию направляли в прошлом веке около 30 российских миротворцев. Всего же за весь период существования миссии в Западной Сахаре побывало более 500 российских офицеров. Накоплен большой миротворческий опыт. Примечательно, что в 1991 году наши миротворцы прибыли в миссию от Советского Союза, затем их записали от СНГ и, наконец, от Российской Федерации.
Под голубым флагом ООН в Западной Сахаре служил и Герой Российской Федерации Илья Анатольевич Касьянов (12.1997–12.1998). В 1997 году Илья Касьянов окончил курсы по подготовке военных наблюдателей ООН, награжден медалью ООН «На службе мира». Он погиб в Чечне 8 ноября 1999 года.
Наши офицеры в миссии на хорошем счету. В графике замены командиров опорных пунктов числятся два российских старших офицера.
Российские миротворцы с гордостью носят западносахарскую медаль, которая имеет некоторые особенности: в центральной части ленты медали широкая полоса песочного цвета, символизирующего пустыню Сахара, с двумя узкими полосками голубого цвета по краям, символизирующими ООН.
комментарии(0)