Ударный вертолет АН-64Е. Фото с сайта boeing.com |
Особенностью контракта является то, что постройка вертолетов, которые должны быть поставлены индийской армейской авиации, осуществляется с активным участием индийской авиационной промышленности, а именно с привлечением совместного американо-индийского предприятия Tata Boeing Aerospace Limited. Американцы обязались 30% стоимости соглашений реинвестировать в Индии в виде оффсетов, в рамках чего и было образовано данное совместное предприятие. В его создании приняли участие американский авиастроительный концерн Boeing и индийская компания Tata Advanced Systems (входит в холдинг Tata Group). Территориально оно расположено в Хайдарабаде, занимает площадь около 14 тыс. кв. метров и обеспечивает работой порядка 350 высококвалифицированных специалистов. Предприятию поручено производство фюзеляжей для АН-64 «Апач», а также выпуск различных других комплектующих и элементов конструкции вертолетов этого типа, включая лонжероны крыла.
Данное предприятие – наглядное свидетельство настойчивости индийского правительства в осуществлении своей амбициозной программы «Делай в Индии» (Make in India). Впрочем, в данном случае все у Дели получилось еще даже лучше, чем планировалось изначально. Дело в том, что совместному предприятию поручено производство фюзеляжей не только для тех вертолетов «Апач», которые будут поставляться Вооруженным силам Индии, но и вообще для всех новых вертолетов, которые компания Boeing будет поставлять своим заказчикам по всему миру. В том числе, кстати, и по контрактам с Сухопутными войсками США.
В технологическом плане ситуация выглядит следующим образом: изготовленные на предприятии в Хайдарабаде фюзеляжи будут затем отправляться на линию окончательной сборки, расположенную на предприятии концерна Boeing в городе Меса, штат Аризона, где они и будут превращаться в полноценные боевые машины.
Видимо, в этом и заключается одна из причин того, что российский «Ночной охотник» с такой легкостью и быстротой проиграл в индийском тендере американскому «Апачу»: российские вертолетостроители, судя по всему, не смогли предложить что-то более или менее равнозначное своему стратегическому союзнику за покупку всего двух с небольшим десятков машин. Даже при наличии опциона еще на десяток и возможности в перспективе продать еще какое-то количество вертолетов…
Предприятие Tata Boeing Aerospace Limited было начато в постройке в 2016 году и открыто 1 марта 2018 года в ходе торжественной церемонии с участием министра обороны Индии Нирмалы Ситараман. А уже 1 июня с.г. компания Tata Group объявила о том, что специалисты завода в Хайдарабаде осуществили поставку на линию финальной сборки первого фюзеляжа вертолета АН-64Е «Апач».
Цех сборки фюзеляжей для вертолетов АН-64 «Апач» в индийском
Хайдарабаде. Фото со страницы Tata Group в Twitter |
К этому добавим, что, согласно пресс-релизу совместного предприятия, поставка первого фюзеляжа была осуществлена даже с опережением ранее утвержденного графика.
Примечательно, что в то время, как индийская армейская авиация готовится к приему своих новых ударных машин, из-за океана недавно поступила информация о том, что командование СВ США неожиданно приняло резкое решение – прекратить приемку от промышленности вертолетов модификации АН-64Е, которая является на сегодня самой современной в семействе «Апачей» и до 2012 года носила обозначение AH-64D Block III (с того момента данной модели присвоено собственное наименование «Гардиан» (AH-64E Guardian), т.е. в переводе с английского – «Защитник», но общеупотребимым осталось имя «Апач»).
Об этом конфузе еще в апреле 2018 года сообщили американские издания. А вскоре выяснилась и причина, побудившая американских генералов принять такое нетривиальное решение. Дело в том, что, как оказалась, АН-64Е стали представлять более значительную угрозу для своих же летчиков, летающих на них, чем для каких-то гипотетических вражеских солдат! Поэтому военное командование и потребовало от производителя, американской компании Boeing, сделать, наконец, вертолет безопасным для его экипажа, доработав вызывающие нарекания элементы конструкции (речь шла о недостатках несущей системы машины).
Руководство компании-производителя заявило, что уже работает над проблемой и устранит ее в течение нескольких месяцев. Конечно, а куда деваться то, если только американская Армия заказала модернизировать в вариант АН-64Е более 600 «апачей», не считая заказов на многие десятки новых машин этой модификации от американских и зарубежных вооруженных сил. Индийским же военным остается лишь надеяться, что ко времени начала поставок их «Апачей» специалистам Boeing удастся все же решить эту задачу и сделать вертолет опасным не для его экипажа, а для противника.
комментарии(0)