Генерал Айзенкот (второй слева) особый упор сделал на сотрудничестве между военными и спецслужбами. Фото с сайта www.idf.il
Именно к таким относят генерал-лейтенанта Гади Айзенкота, с февраля 2015 года занимающего пост начальника Генерального штаба ЦАХАЛ (Армии обороны Израиля), а также его заместителей и начальников оперативных отделов.
Действительно, 58-летний Айзенкот (уроженец Израиля, родители репатриировались из Марокко), начавший воинскую службу в октябре 1978 года, участвовавший в десятках военных операций, прошедший все ступени армейских должностей, стал 21-м начальником Генштаба за всю историю ЦАХАЛ. Он возглавил центральный орган военного управления уже после операции «Несокрушимая скала» против военной инфраструктуры ХАМАС, незаконно правящего в секторе Газа. Противостояние с хамасовцами продолжалось с 7 июля по 26 августа 2014 года. За семь лет до этой войны вооруженное столкновение Израиля с радикальной ливанской шиитской группировкой «Хезболла» продолжалось 34 дня – в июле и августе 2007 года. С учетом того, что самые разные военные эксперты считают следующую военную операцию ЦАХАЛ против хамасовцев и боевиков «Хезболлы» неизбежной, нынешний начальник Генштаба Гади Айзенкот оказался в своего рода предвременье новой войны или – что то же самое – в межвременье старой и новой. Причем с учетом нынешней ситуации в новой войне (которая, конечно же, будет продолжением старых) значительное участие примет Иран, открыто заявляющий о своих планах по уничтожению Израиля.
СТРАНА НАЧИНАЕТСЯ С ГРАНИЦЫ
Главную стратегическую задачу Генштаба Гади Айзенкот определил сразу после своего утверждения в этой должности: сделать все возможное для предотвращения тотальной войны одновременно на нескольких фронтах. При этом особое внимание было уделено охране границ.
Для понимания ситуации следует иметь в виду, что в Израиле пограничники, «Магав» (иврит. «Мишмар ха-гвуль» – «пограничная стража»), – военнизированное подразделение полиции, организованное по системе «жандармерии». Иначе говоря, «магавники» обладают полномочиями полицейских, но в случае применения против них силы действуют как военные. Генштаб ЦАХАЛ, возглавляемый генералом Айзенкотом, при выполнении большинства операций координирует действия «магавников», АМАНа (Военная разведка – структурное подразделение Генштаба), ШАБАКа (Общая служба безопасности) и МОССАДа (Политическая разведка) таким образом, что обещанных лидерами палестинских и ливансих боевиков массовых прорывов границы не происходит. За три года своей каденции генерал-лейтенант Айзенкот отдал приказы на выполнение 800 операций, тем или иным образом предотвративших риск тотальной войны против Израиля.
Благодаря реформам, проведенным Айзенкотом, возросла роль начальников оперативных отделов и оперативного управления. Познавший на собственном опыте все тонкости оперативной работы, 21-й начальник Генштаба поставил начальников оперативных отделов третьими в армейской иерархии после своих заместителей. Неудивительно, что оперативная работа в израильской армии с 2015 года приобрела новый импульс.
Военный эксперт израильской газеты «Едиот ахронот» Алекс Фишман к упреждающим развязывание войны операциям относит «приписываемую Израилю» ликвидацию в результате воздушного удара в январе 2015 года Джихада Мугние, за три месяца до того назначенного командующим силами «Хезболлы» на той части Голанских высот, которая осталась под управлением Сирии. Вместе с Джихадом Мугние, по данным принадлежащего «Хезболле» телеканала «Манар» (араб. «маяк», «минарет»), были убиты два других видных «командира» этой группировки: Абу Али Табтабай и Мухаммад Иса. Напомним, что Джихад Мугние – сын уничтоженного в феврале 2012 года Имада Фэйеза Мугние, начальника спецслужб «Хезболлы». Мугние-старший принимал участие во многих террактах. На его руках кровь более 100 израильтян и туристов из разных стран, посещавших святые места в Израиле.
В мае 2015-го в ходе боев в Сирии погиб Маруан Мугние, двоюродный брат Имада. Кроме того, были убиты многие бывшие приближенные Имада Мугние, отвечавшие за операции «Хезболлы» в Сирии и Ираке.
Израильские танки выдвигаются в назначенный район. Операция «Несокрушимая скала», 2014 год. Фото Reuters |
В том же 2015 году в результате воздушного удара в Дамаске был ликвидирован опаснейший террорист Самир Кунтар, повинный в смерти многодетной израильской семьи. Он не пощадил даже детей. Несомненно, уничтожение армейскими силами террористов на территории Сирии оказалось возможным только благодаря совместным действиям армии и разведки.
В мае 2016 года в результате взрыва на территории международного аэропорта в Дамаске был ликвидирован Мустафа Бадр ад-Дин, преемник Мугние на посту главы спецслужб «Хезболлы». Ответственность за этот взрыв взяли на себя боевики одной из группировок, противостоящих Башару Асаду. Тем не менее «Хезболла» никаких «признаний» не приняла и от обвинений Израиля не отказалась. Тогда же выходящая в Лондоне саудовская газета «Аш-Шарк аль-Аусат» («Ближний Восток») писала, что спецслужбы «Хезболлы» возглавил Мустафа Мугние – младший сын Имада Мугние и племянник Мустафы Бадр ад-Дина. Однако подтверждений этой информации из других источников не поступало.
«ПЕРВЫМ ДЕЛОМ» НЕ ТОЛЬКО САМОЛЕТЫ
Гади Айзенкот, приступивший к обязаностям начальника Генштаба три года назад, действует с решимостью, к которой призывал нынешний министр обороны Авигдор Либерман почти полтора десятка лет назад. В вышедшей в 2004 году книге «Ничего, кроме правды», он писал: «Единственный способ обеспечить нашу безопасность – это ясно дать понять нашим соседям, что израильское прекраснодушие имеет предел. И наглядно продемонстрировать, где этот предел пролегает. Враг должен знать, что суровая кара постигнет его, где бы он ни находился и кем бы он ни был. Иммунитета от нашего праведного гнева не должно и не может быть ни у кого».
Надо отдать должное Айзенкоту, уделяющему внимание и гуманитарным проблемам. Он понимает, что необходимо помочь мирным сирийцам и ливанцам выстоять в условиях нескончаемого военного противостояния. Известно, что именно при Айзенкоте активизировалась продолжающаяся и сегодня операция «Добрососедство». В 2016 году на севере Израиля ЦАХАЛ создал дружественную ливанцам и сирийцам зону безопасности. Израильские врачи развернули там полевой госпиталь, а социальные работники и добровольцы предоставляют гуманитарную помощь нуждающимся.
Генштаб при Айзенкоте согласился с анализом итогов 2-й Ливанской войны. Согласно отчету государственного контролера и по экспертным оценкам, оборонная доктрина Израиля, строившаяся на детерминанте абсолютного превосходства ВВС ЦАХАЛ как достаточного фактора для победы над любым из предполагаемых противников, в полной мере себя не оправдала. Еще в 2004 году Авигдор Либерман в упомянутой книге отмечал: «Мы думали, что у нас есть такие могучие ВВС, которые всегда решат в нашу пользу исход любой войны». Несомненно, так полагал и Дан Халуц, знаменитый израильский летчик, занимавший пост командующего ВВС, а во время 2-й Ливанской войны возглавивший Генштаб. Слепая вера в ВВС дорого обошлась израильтянам.
Генерал-майор Яир Голан, заместитель начальника Генштаба, выступая в начале 2018 года на конференции, организованной Иерусалимским институтом стратегических исследований (ИИСИ), по сути, повторил точку зрения Либермана почти пятнадцатилетней давности. «Сегодня только ВВС не смогут выиграть будущую войну и не смогут уничтожить ракетный потенциал противника», – подчеркнул Голан. Продолжая свою мысль, он заявил: «Мы должны будем вести эффективные действия на территории противника, используя сочетание боевой мощи и маневренности».
Генерала Голана поддержал выступавший на той же конференции известный военный аналитик, генерал-майор запаса Яаков Амидрор – бывший глава аналитического отдела АМАНа, бывший советник министра обороны и бывший советник по вопросам нацбезопасности премьер-министра Биньямина Нетанияху, а также бывший командир Национального колледжа обороны. Оба генерала высказались в том смысле, что «сегодняшний ЦАХАЛ, включая ВВС и ВМС, лучше, чем когда-либо, оснащены современными огневыми средствами, разведывательной аппаратурой, тактическими системами коммуникаций и роботехникой». В своем выступлении Амидрор подчеркнул, что Израиль отличается от своих противников несомненными стратегическими преимуществами: сильной устойчивой экономикой, населением, обладающим высоким уровнем мотивации, и крепким тылом. При этом он не сомневается в том, что Израиль «обладает несопоставимым превосходством над окружающими его исламистами».
Такую не просто оптимистическую, а радужную точку зрения разделяют далеко не все израильские аналитики. Узи Рубин, старший научный сотрудник ИИСИ и автор проектов по обеспечению противоракетной безопасности в Минобороны (его даже называют «израильским Королёвым»), предупреждает: «Иранская стратегия предусматривает длительную войну с Израилем на истощение. В ходе такой войны ЦАХАЛ придется вести войны на разных фронтах, которые будут подрывать его экономику». Рубин призывает резко увеличить финансовые вложения в развитие национальной инфраструктуры, включая оборонное ведомство.
Генерал-лейтенант в отставке Эйтан Хониг, возглавляющий исследовательский центр «Коэлет-форум» («Экклезиаст-форум»), предупреждает об опасности активизации в Израиле «либерально-прогрессивной идеологии», подрывающей боевой дух и решимость военнослужащих бороться за свою страну и национальную идею.
Глава АМАНа генерал-майор Герцль Халеви, выступая на прошлогодней ежегодной Международной Герцлийской конференции (МГК), сделал шокирующее заявление о том, что «Хезболла» под руководством Ирана превратилась из террористического образования в военную силу государственного масштаба, способную самостоятельно производить современное оружие, включая создание ракетной индустрии. По данным Халеви, «Хезболла» смогла создать в Ливане на основе иранских технологий собственную военную промышленность и уже производит боевые системы и транспортирует их в Южный Ливан».
На прошедших в мае парламентских выборах в Ливане убедительную победу одержала «Хезболла». Министр образования Израиля Нафтали Беннет прокомментировал результаты этих выборов так: «Теперь Государство Израиль не будет различать суверенное государство Ливан и «Хезболлу». Мы будет считать, что правительство Ливана несет ответственность за все, что происходит на территории этой страны».
Несмотря на произраильскую политику нынешнего главы Белого дома, в американской администрации существует и оппозиция Израилю. С учетом же того, что Госдеп и Пентагон традиционно поддерживают ливанскую армию и оказывают ей значительную военную помощь, можно не сомневаться, что эта помощь напрямую попадет «Хезболле». Так, недавно переданные американцами ливанским ВС партии автоматов и бронетранспортеров оказались в руках «Хезболлы».
Подобное развитие событий, которое американо-израильская журналистка Кэролайн Глик в статье «Ракеты «Хезболлы» не ржавеют», недавно опубликованной в газете Jerusalem Post, назвала «стратегической слепотой», весьма беспокоит Иерусалим. Генштаб ЦАХАЛ обозначил «красную черту» в противостоянии с Ираном. Министр обороны Либерман в характерных для него категоричных формулировках неоднократно заявлял: «Ни при каких обстоятельствах израильтяне не допустят создания так называемого шиитского коридора от западных границ Ирана до ливанского побережья Средиземного моря».
ЦЕЛИ ДВУХ СТРАН СОВПАДАЮТ
Генерал Яир Голан рассматривает «политическое и военное присутствие России в Сирии как преимущество для Израиля». «Только Россия в состоянии удержать Иран от военной авантюры и ограничить его влияние в Сирии, – считает замначальника Генштаба ЦАХАЛ, – и Москва заинтересована в недопущении масштабного конфликта, учитывая значительные финансовые вложения в реконструкцию Сирии».
Видный российский специалист по проблематике Ближнего Востока Ирина Звягельская, выступая в этом году на МГК, подчеркнула, что на Ближнем Востоке «цели России и Израиля совпадают по многим параметрам». Известный израильский военный историк, бывший глава Совета национальной безопасности Израиля Шауль Шай, в своем докладе на той же конференции обратил внимание на следующий факт: «...хотя сегодня Россия и выбрала союзником Иран, это не значит, что в долгосрочной перспективе Москва будет заинтересована продолжать сотрудничество с ним. У России в регионе Среднего Востока есть еще несколько потенциальных стратегических союзников – таких как Египет и Саудовская Аравия. Когда регион разделен на два лагеря, суннитов и шиитов, надо маневрировать между ними, и вряд ли России выгодно занимать исключительно сторону шиитов – при том что мусульмане России в большинстве своем сунниты».
Военный обозреватель леволиберальной израильской газеты «Гаарец» Амос Харэль в статье, опубликованной 28 мая с.г., обращает внимание на тот факт, что, «по оценкам представителей израильской политической и оборонной систем, Россия взвешивает возможность существенным образом отдалить от сирийско-израильской границы иранские силы». По мнению Харэля, Москва опасается, что «израильские атаки в Сирии могут нанести ущерб режиму Асада, который не заинтересован в том, чтобы Иран вынудил его вступить в противостояние с Израилем», и поэтому «Россия готова обсудить вопрос отдаления иранских сил от израильской границы в Сирии». По израильским данным, в Сирии сегодня находится около 2 тыс. иранских военных (советники и силы Корпуса стражей исламской революции), а также около 9 тыс. боевиков, принадлежащих шиитским милициям, мобилизованные в Афганистане, Пакистане и Ираке. Кроме того, в Сирии находится около 7 тыс. боевиков «Хезболлы».
Генерал Гади Айзенкот, не подвергая армию коренному реформированию, создал подсистемы ответственности родов войск и оперативных управлений. Например, противостоять укреплению военных структур Ирана в Сирии поручено АМАНу; ВВС вменено в обязанность отслеживать и пресекать контрабанду оружия из Сирии в Ливан; систему так называемых «боевых тоннелей» ХАМАС для проникновения на территорию Израиля отслеживает и уничтожает командование Южного военного округа, а противостояние террору поручено ШАБАКу и АМАНу.
Приказом Айзенкота в начале 2015 года четыре отряда спецназа – «Эгоз» («Орех», специализируется на контрпартизанских действиях), «Маглан» («Ибис», действует в глубоком тылу противника, за линией фронта), «Дувдеван» («Вишня», бойцы подразделения, выдавая себя за арабов, выполняют операции высокого риска: аресты, рейды, ликвидации) и «Римон» («Гранат», создан в 2010 году для ведения операций в пустыне) – были сведены в одну бригаду «Оз» («Дерзость»), которая также именуется «Хативат-командос» («Бригада-командос»). Целью объединения спецназов было «усиление сотрудничества и повышение эффективности». В июне 2017 года несколько сотен бойцов «Эгоза» отправились на Кипр для участия в крупнейших совместных учениях со спецназовцами ряда других стран. Это были первые учения такого уровня и масштаба, на которые когда-либо приглашали бойцов израильских элитных подразделений.
Вместе с министром обороны Авигдором Либерманом начальник Генштаба Гади Айзенкот инициировал создание в ЦАХАЛ ракетных войск. Может показаться странным, но до последнего времени в израильских ВС такого рода войск не было. Ракетные установки были приписаны к артиллерии. Согласно плану министра обороны и начальника Генштаба, этот новообразованный род войск получит прежде всего современные сверхточные ракеты малой и средней дальности.
ПОЛИТИКА ПОЛИТИКОЙ, А ВОЕННЫЕ НЕ ВСЕГДА ВРОЗЬ!
Совсем недавно в оперативном управлении Генштаба израильской армии было образовано подразделение, занимающееся согласованием действий АМАНа и военных разведок дружественных государств, отвечающих за психологическую войну. Полковник в отставке Янив Рохов, несколько лет проработавший в одном из отделов Генштаба и знакомый с этим списком, предназаченным для определенного круга лиц, в беседе с «НВО», не называя ни одной страны, заметил, что «дружественных еврейскому государству разведок (надо полагать прежде всего военных. – З.Г.) намного больше, чем можно было ожидать, исходя из высказываний тех или иных государственных лидеров». Не думаю, что такая информация долго останется закрытой.
Иерусалим
комментарии(0)