Вот от такого невзрачного на вид кусочка бумаги зависит, удастся ли установить имя павшего героя.
Великому русскому полководцу Александру Суворову приписывают такие слова: «Пока не будет предан земле последний погибший солдат – война не окончена!»
Произнес он их, как утверждается, после Рымникского сражения, в котором объединенными русско-австрийскими войсками была разгромлена турецкая армия, потери которой за один день сражения составили около 15–20 тыс. человек. Потери русской армии составили 200 человек, еще 400 потеряли австрийцы.
И вот, после сражения, как указывается в различных отечественных источниках, генералы доложили Суворову: «Победа! Война окончена!»
На это Александр Васильевич спросил их: «А убитые захоронены?» «Никак нет, не успели», – прозвучало в ответ. Вот после этого Суворов, как считается, и произнес те слова.
Все в этих простых словах истинная правда: государство, а в первую очередь его военное ведомство, должно сделать все от него зависящее, с тем чтобы солдаты, матросы и офицеры, отдавшие за Родину самое дорогое, что у них было, – свою жизнь, не остались лежать на просторах России в безымянных, наскоро сооруженных могилах, а то и вовсе без оных, а обрели последний покой на обустроенных воинских захоронениях, где их потомки могли бы преклонить головы перед памятью своих спасителей.
И в этом плане Великая Отечественная война для нашей страны, как это ни парадоксально, продолжается и сегодня. И вряд ли она завершится в ближайшие годы.
Ведь до сих пор, более семи десятилетий спустя после Парада Победы на Красной площади, остаются лежать по лесам, полям, болотам и даже огородам и дачным участкам не погребенные подобающим образом павшие советские солдаты и офицеры, ополченцы и партизаны. Это не говоря уже о тысячах гражданских лиц, казненных немецкими оккупантами и их разного рода пособниками.
Задача государства, наша с вами общая задача – вернуть всех павших защитников из небытия. Но ресурсов – человеческих и материальных – для того, чтобы решить эту задачу в кратчайшие сроки, пока, как представляется, все же недостаточно. Хотя, безусловно, делают соответствующие организации и поисковики для этого все, что могут.
«Работа по увековечиванию памяти защитников Отечества проводится Министерством обороны по нескольким направлениям. Это не только поисковое движение. Это установление судеб людей, которые погибли на войне и являются без вести пропавшими, или их память не увековечена, – подчеркивает помощник заместителя министра обороны РФ Александр Кирилин. – Данные о погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной военнослужащих аккумулированы в Центральном архиве Министерства обороны РФ. В этот архив ежегодно поступает от 100 до 120 тыс. запросов, касающихся установления судеб родственников, дедов, прадедов. Созданы электронные базы данных, например ОБД «Мемориал».
Министерство обороны РФ и Российское военно-историческое общество (РВИО) на регулярной основе организуют поисковые экспедиции, а поисковые объединения и отряды со всей страны на протяжении всего года, невзирая на погоду, отправляются в разведвыезды и экспедиции, проводят вахты памяти и пр. Об одной из экспедиций, которые проводятся на местах былых сражений, представители МО РФ и РВИО рассказали в ходе пресс-конференции, проходившей недавно в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня».
УРОЧИЩЕ РАСКРЫВАЕТ ТАЙНЫ
Речь на этот раз шла о Военно-исторической поисковой экспедиции в Медвежьегорском районе Республики Карелия, в том числе в районе урочища Сандармох, которая проводилась Региональным отделением РВИО в Ленинградской области по обращению правительства Республики Карелия и в рамках плана Минобороны России по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества.
«Сандармох имеет много исторических пластов, – говорит министр культуры Республики Карелия Алексей Лесонен. – В 1930-е годы здесь расстреливали репрессированных. В годы Великой Отечественной войны совсем недалеко шли боевые действия, располагались лагеря для военнопленных. И сегодня мы должны восстановить историю событий, чтобы разграничить эти исторические напластования. Установить судьбы погибших здесь. За помощью мы обратились в Российское военно-историческое общество. Аналогичное обращение последовало и со стороны Медвежьегорского музея, который управляет данной территорией».
Поисковые работы на Ржевской земле. Экспедиция
«Ржев. Калининский фронт», апрель-май 2018 года. Фото Алексея Скоробогатько |
В пресс-конференции, на которой до журналистов были доведены итоги данной экспедиции, принимали участие помощник заместителя министра обороны РФ Александр Кирилин, научный директор РВИО Михаил Мягков, министр культуры Республики Карелия Алексей Лесонен, профессор кафедры отечественной истории Петрозаводского государственного университета, доктор исторических наук Сергей Веригин и руководитель Департамента поисковой и реконструкторской работы РВИО Сергей Баринов, принимавший непосредственное участие в экспедиции.
В период с 25 августа по 5 сентября с.г. в указанном районе Карелии специалистами РВИО и 90-го отдельного специального поискового батальона Западного военного округа были обследованы территории, в 1941–1944 годах находившиеся под финской оккупацией.
«Финские специалисты в свое время передали российским историкам информацию по советским военнопленным, погибшим в финских концлагерях, – отметил в своем выступлении профессор кафедры отечественной истории Петрозаводского государственного университета Сергей Веригин. – Но финны не дали информацию по местам захоронений на территории Карелии, где было 35 концентрационных лагерей. Места захоронений советских военнопленных на территории Карелии не известны до сих пор. Есть большая вероятность, что в урочище Сандармох могли быть захоронены в том числе наши военнопленные, которые находились в финских (концентрационных) лагерях в годы Великой Отечественной войны».
Здесь следует отметить, что место, где проходила упомянутая военно-историческая экспедиция, – не сказать чтобы новое и не известное до того поисковикам. Работы ранее здесь уже проводились, однако по причине труднодоступного характера территории подробное, тщательное обследование данного района было все же сильно затруднено. Требовались дополнительные ресурсы, которые и были найдены. В итоге целенаправленное детальное обследование местности проводилось в этом году впервые.
«Территория урочища Сандармох и другие части Медвежьегорского района были обследованы с помощью технических средств: GPS-трассировки, сканирования местности и металлоискателей, – сообщил журналистам научный директор РВИО Михаил Мягков. – В ходе экспедиции были обнаружены останки пяти человек. Согласно предварительной экспертизе, они были расстреляны (у всех пулевые отверстия в задней части черепа). Кто именно был расстрелян и кем – вопрос пока открытый. Останки были переданы экспертам Следственного комитета. Также были обнаружены останки одежды, шинели зеленого цвета, валенки, пули, гильзы, патроны разных стран».
Впрочем, можно сказать, что данная экспедиция – это лишь начало. Урочище Сандармох и другие районы красивой Карелии, где в далекие годы происходили трагичные события, еще только готовятся раскрыть свои ужасные тайны.
РЖЕВ
«Под Ржевом от крови трава на века порыжела», – поется в известной песне Михаила Ножкина «Под городом Ржевом». В этих строчках отражена та трагедия, которая постигла Ржев и его окрестности в годы Великой Отечественной. В кровопролитных боях здесь пало невероятно огромное число наших бойцов и командиров, многие из которых пока еще не найдены и не захоронены с подобающими им почестями. Вот почему здесь каждый год проводятся достаточно масштабные поисковые экспедиции и вахты памяти. Сегодня, 14 сентября, здесь должна завершить свою работу организованная РВИО международная военно-историческая экспедиция «Ржев. Калининский фронт – 2018».
«За первые дни экспедиции были подняты останки 43 защитников Отечества, обнаружены 14 медальонов, из них – 3 прочитано (информация давалась по состоянию на 7 сентября 2018 года, но к 11 сентября были установлены имена уже 11 человек. – «НВО»). Прежде всего наши поисковые экспедиции направлены на восстановление памяти о наших бойцах и командирах Красной Армии, погибших в годы Великой Отечественной войны. Это основная наша задача», – отмечает Михаил Мягков.
Полностью итоги экспедиции будут подведены позже, а пока представители МО РФ и РВИО сообщили, что уже установлены имена одиннадацати найденных погибших защитников Родины (см. врезку)
Экспедиция, поисковый лагерь которой было решено расположить у деревни Кокошкино в сельском поселении Хорошево, объединила более 550 поисковиков из 23 регионов России, а также Казахстана, Латвии и Литвы. При этом, что необходимо отметить особо, кроме опытных поисковиков со стажем в составе участников экспедиции много молодежи: старшеклассники, студенты, воспитанники военно-патриотических клубов и др. Специально для них была организована профильная образовательная программа, во время которой старшие поисковики передают юношам свои знания.
Ведь поиск продолжается. А завершится он только тогда, когда будет найден и похоронен последний солдат. Тогда и закончится, наконец, для нашей страны эта самая кровопролитная в истории война.
В ходе экспедиции «Ржев. Калининский фронт – 2018» установлены имена следующих павших защитников Родины:
Абидуев Хацеран, рядовой,
Богомолов Александр Михайлович, рядовой,
Ванев Григорий Антонович, младший лейтенант,
Глазунов Иван Иванович, рядовой,
Горенко Михаил Васильевич, рядовой, погиб 02.04.1942 года.
Коваленко Кузьма Петрович, рядовой,
Кузнецов Вячеслав Иванович, рядовой,
Мартыненко Григорий Ефимович, рядовой,
Михалев Иван Дмитриевич, рядовой,
Синченко Василий Федорович, рядовой,
Филоненко Михаил Федорович, рядовой,
Информация предоставлена РВИО.
комментарии(0)