Наверное, для служивых людей, особенно для офицеров ГРУ, был давно уже ожидаемым указ президента о создании Главного военно-политического управления (ГВПУ). Нашим военным атташе и военным специалистам приходилось легче работать в 50–60-х годах в Сирии и Египте по двум причинам: во-первых, прямого участия во всех арабо-израильских войнах тех лет наши военнослужащие не принимали (теперь, после вовлечения России в войну террора-антитеррора в Сирии, российским военным приходится воевать за свои интересы на чужой земле), а во-вторых, раньше наши военспецы, где бы они ни воевали (в Корее, Китае, Вьетнаме, на Кубе или в Анголе), руководствовались идеологией и верностью клятве «Служу Советскому Союзу».
Однако в итоге получилось так, что военно-политическое управление уже есть, его начальник назначен, а государственной идеологии все еще нет. По поводу такой нестыковки в «НВО» за 12 октября с.г. появилось письмо полковника запаса, доктора исторических наук Григория Герасимова. Автор задался резонным вопросом: может ли ГлавВоенПУР заработать без государственной идеологии? Но как тогда быть с Конституцией РФ, где признается за каждым гражданином право иметь свою идею, но ни одна идея не может стать государственной идеологией (ст. 14)? Возможно, президент и Верховный главнокомандующий задумался о необходимости такой поправки уже в дни празднования 70-летия Победы, когда в Москве проходил многотысячный марш «Бессмертного полка».
Хорошо помню, как в годы, когда ГРУ называлось Вторым главным управлением, ГлавПУР воспринимался нами как Первое главное управление. Перед отправлением в загранкомандировку офицеры проходили сначала собеседование в ГлавПУРе, прежде чем получить добро в ЦК КПСС. Там всех напутствовали в духе верности служения социалистической Родине. Все это воспринималось тогда как обязательный ритуал.
Можно вспомнить, что в годы Гражданской войны белогвардейцы воевали за «Царя, Отечество и Православие». Комиссары красных призывали бороться за советскую власть. А в годы Великой Отечественной бойцы шли в атаку со словами «За Родину, за Сталина!». После распада Советского Союза стало непонятно – за кого и за что армия должна воевать.
Помню, при создании партии «Евразийский союз» в ее программе предлагалось руководствоваться идеей патриотической «триады любви». Она включала верность исторической Родине (какая была в прошлом), служение Отечеству (какое есть), плюс к этому любовь к родной земле, которая в народе называется матушкой-кормилицей. Мне как автору той программы подумалось, почему бы и теперь новому ГлавВоенПУРу не взять за основу современные национальные идеи упомянутой триады патриотизма. Причем она могла бы быть востребована в работе не только в армии, но и в других силовых структурах. Такая триада любви не противоречит и идее Солженицына «Сбережение народа». Особенно когда дело касается борьбы с международным терроризмом: чем больше будет уничтожено разных террористов, тем больше удастся сберечь собственных сил в борьбе с этим злом. Разве это не служит идее сбережения народа?
Логика и сам контент цифровой экономики автоматически не могут переноситься на стратегию войны с терроризмом. Лучше уничтожать врага в его собственном логове, чем в своем доме. Об этом может напомнить опыт «Мюнхенского сговора» с нацистской Германией. Начатая в Сирии операция «Возмездие» уже вылилась в затяжную многолетнюю войну. Кроме того, идет еще и гибридная война на Украине. Воевать и там, и там без политпросвета и государственной идеологии нельзя. Политкомиссары должны шагать с бойцами в одном строю на земле, на воде и в космосе.
В подмосковном парке «Патриот», где проводятся ежегодные выставки современного оружия, уже заложен главный храм Вооруженных сил РФ. Начало его строительства получило благословение Святейшего Московского патриарха Кирилла. Не сомневаюсь, что к его открытию церковь найдет ему подходящее название, к примеру, Георгия Победоносца или Покрова Богоматери. Хотелось бы верить, что к тому времени Главное военно-политическое управление найдет и свою главную просветительскую идею. Время не терпит. Об этом напомнило также принятое решение Синода РПЦ от 14 октября в Минске о разрыве церковных (евхаристических) отношений с Константинопольским патриархом Варфоломеем, что уже стало создавать опасные предпосылки перехода гибридной войны в духовно-религиозную сферу.
Новым политическим и духовным комиссарам ГлавВоенПУРа можно посоветовать повнимательнее углубиться не только в Ветхий и Новый Завет Библии, но и в вышедший недавно в Санкт-Петербурге новый сборник произведений Владимира Ленина со странным названием «Ослиный мост» (изданный, к сожалению, ограниченным тиражом в 1000 экземпляров). В упомянутом сборнике содержится минимум миниморум из того, что писал вождь мирового пролетариата. Из представленных там ленинских работ в наше время особый интерес представляет, по-моему, работа «Детская болезнь левизны в коммунизме» с добавлением к ней статьи «Неправильные выводы из верных посылок».
Там же можно прочесть и письмо Ленина к американским рабочим с признанием заслуг бывшего эсера, современного самого крупного американского социолога и философа Питирима Сорокина (1889–1968). Он еще в 60-х годах прошлого столетия разработал теорию конвергенции капитализма и социализма. Смысл этого понятия «конвергенция» выражает русское слово, используемое в «Войне и мире» Льва Толстого, – «сопряжение». Возможно, это слово, выражавшее главную идею романа, может отразить и современную национальную идею России: сопрягать не только современные социальные системы, но и, как был уверен Толстой, разные религиозные учения.
комментарии(0)