0
2908
Газета Реалии Интернет-версия

22.11.2018 15:16:00

Кофе с булочкой и диван на вокзале

Как и на что живут в командировках ученые Министерства обороны РФ

Алексей Сиников

Об авторе: Алексей Алексеевич Сиников – доктор военных наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ; Рудольф Сергеевич Малинин – доктор военных наук, профессор.

Тэги: минобороны, командировка, ученые


минобороны, командировка, ученые Фото pixabay.com

Поговорим о командировках. При этом сразу оговоримся, что не будем касаться тех командировок, которые в прошлом назывались выполнением интернационального долга, а сегодня – защитой национальных интересов за рубежом. Эти командировки особые, там, случается, люди и жизнь отдают за наши национальные интересы.

Обычная командировка – явление повседневное, свойственное нашей трудовой деятельности, а также нашим истории, менталитету, практике и обычаям. Надо съездить и что-то решить, что-то согласовать, что-то «протолкнуть» или «подтолкнуть», о чем-то посоветоваться… Конечно, существует почта разных видов (но это как-то очень уж официально), есть средства связи (а это не очень надежно: сегодня сказал, а завтра забыл или что-то там помешало). Лучше съездить, поговорить, посмотреть в глаза. Пообщаться, так сказать.

Конечно, средства коммуникации совершенствуются, становятся все более удобными, более надежными, более информативными, вплоть до видеоконференций, электронных подписей и т.п. Впрочем, личного общения, согласитесь, они все равно заменить не могут.

В других странах тоже есть командировки как некая общественная функция, однако называются они там чаще всего словом «миссия», под которым понимается конкретная непростая задача. Миссия выполнима или, там, невыполнима. Нет, до наших командировок им далеко.

Отдельная статья в саге о командировках – финансовое обеспечение. Не зря «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, разъясняя прилагательное «командировочный», приводит пример: «Получил командировочные (сущ.; деньги на расходы по командировке)».

Кстати, о командировочных. Считается – сколько денег на командировку ни дай – все равно будет мало. Отсюда вывод: надо урезать, надо экономить. Доходит до абсурда. Знает ли уважаемый министр обороны, сколько командированному лицу из числа гражданского персонала его министерства платят так называемых суточных? Наверное, знает: 100 (сто) рублей в сутки. Этих денег сегодня хватает на порцию кофе espresso с недорогой булочкой где-нибудь в райцентре.

А как оплачивается проживание в гостинице для тех же лиц гражданского персонала Вооруженных сил? Если кто не знает, сообщаю: максимум 550 рублей в сутки. Правда, на эти деньги в наши дни вас пустят не во всякий хостел не во всяком городе. Впрочем, кто-то подсчитал: ночевка на вокзале в Москве (70 рублей в час) как раз укладывается в эту сумму.

Естественно, существуют жесткие ограничения и на оплату проезда в командировку тем или иным видом транспорта.

Откуда эти нормы?

Они приведены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 года № 729, которое вступило в силу с 1 января 2003 года, то есть 15 лет назад.

Для справки: цены за 15 лет, прошедшие со дня вступления в силу указанного постановления, в среднем возросли на порядок.

Поскольку затронутая выше тема весьма обширна (можно было бы поговорить, например, и о результативности, и об эффективности командировок) в зависимости от ее целевой функции, хотим сузить ее (эту тему) до той области, которая наиболее близка лично нам. Эта область – военная наука.

Военный ученый не может и не должен замыкаться на общении с ближайшими коллегами, как бы ни были они умны, эрудированны и квалифицированны. Существует естественная необходимость сопоставления мнений, точек зрения, обсуждения проблем, результатов, внедрения этих результатов, наконец. Использование средств коммуникации для этого дела часто невозможно вследствие масштабов результатов исследования, а также режимных ограничений. Поэтому планируются и проводятся научные конференции, семинары, так называемые круглые столы, исследовательские мероприятия боевой и оперативной подготовки и т.п. Хорошо (с точки зрения материального обеспечения), если все это проводится в одном городе, например в Москве, но хорошо ли это для дела? Да ведь и в Москву надо откуда-то приехать (и поискать в столице хостел или диван на вокзале за 550 рублей в сутки).

Существует и такая форма научного общения (и одновременно подготовки научно-педагогических и научных кадров), как защита диссертаций на соискание той или иной ученой степени. Высшая аттестационная комиссия при Министерстве образования и науки постоянно ужесточает требования к соискателям, диссертационным советам, научным руководителям (консультантам), официальным оппонентам. Найти оппонента необходимой специальности и квалификации непросто, нередко их (в нужной кондиции) нет поблизости. Значит, опять командировки.

А кто должен оплачивать командировки официальным оппонентам?

Кто не знает, сообщаю: по кандидатской диссертации официальных оппонентов должно быть два, по докторской диссертации – три. Эти и другие требования к официальным оппонентам содержатся в Положении о присуждении ученых степеней, введенном в действие Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 года № 842. Ограничивающих требований к оппонентам в этом документе более десятка, их перечень занимает полстраницы текста.

Отзыв официального оппонента должен содержать развернутые оценки актуальности научной задачи (проблемы) диссертации, новизны научных результатов, их обоснованности и достоверности, а также теоретической значимости и практической ценности. По сути – это научно-исследовательская работа, предметом которой является диссертация соискателя ученой степени.

Время, потребное на эту работу, зависит от сложности диссертации, квалификации оппонента (эксперта) и степени его знакомства с проблематикой исследования. Исходя из опыта, на составление отзыва и его оформление уходит как минимум рабочий день, а то и больше.

Существует еще один руководящий документ с громоздким названием – «Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук». Оно (это «Положение») весьма категорично. Пункт 5: «Члены диссертационного совета выполняют свои обязанности на общественных началах». Пункт 6.1: «Возмещение расходов, связанных с рассмотрением и защитой диссертаций, за счет соискателей ученой степени недопустимо». И далее: «Расходы, связанные с участием официальных оппонентов в работе диссертационного совета, несет организация, на базе которой создан диссертационный совет».

В пункте 8 этого документа также указано, что в ходатайстве организации о выдаче разрешения на создание на ее базе диссертационного совета должны содержаться «…гарантии обеспечения необходимых условий для работы диссертационного совета, выделения средств, необходимых для рассмотрения и защиты диссертаций».

Приведенные здесь формулировки правильные и четкие. К сожалению, «Положение о совете…» утверждено министром образования и науки Российской Федерации и, таким образом, не является документом прямого действия для диссертационных советов в системе Министерства обороны Российской Федерации. 

На практике это нередко приводит к препирательствам между организациями по поводу того, кто же должен оплачивать работу официальных оппонентов, в том числе их командировки. Нетрудно догадаться, что проигравшей стороной в этом споре нередко оказывается соискатель.

Уважаемые руководители военной науки! С этим надо что-то делать. У всякой деятельности есть своя система морального и материального обеспечения, своя система мотивации. От этой системы в значительной степени зависит эффективность любой деятельности.

Во всех развитых странах потенциал военной науки составляют, наряду с военнослужащими, лица гражданского персонала, обладающие глубокими военными либо специальными знаниями и опытом. 

Именно от них осуществляется передача этих знаний и опыта, а также методов исследований последующим поколениям военных ученых. Нельзя нарушать эту преемственность.

Нам известны случаи, когда военные ученые из числа гражданского персонала Министерства обороны просто отказываются от командировок, связанных с защитой диссертаций и других мероприятий научной деятельности, не желая подвергать себя унижениям при их оплате.

В конечном счете это сказывается неблагоприятно на эффективности деятельности всего военно-научного комплекса.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


"Дело военных строителей" пока не стало "делом Минобороны"

"Дело военных строителей" пока не стало "делом Минобороны"

Иван Родин

Тимура Иванова окружают соучастниками

0
6494
На севере Красноярского края пересчитали диких оленей

На севере Красноярского края пересчитали диких оленей

Елена Крапчатова

Сибирские ученые при поддержке "Роснефти" провели самый масштабный мониторинг миграции важных для Арктики животных

0
2629
«Дурман» науки

«Дурман» науки

Александр Самохин

Дробление полученных результатов, чтобы опубликовать больше статей, как защитная реакция ученых

0
5011
Маховик шовинизма в науке набирает обороты

Маховик шовинизма в науке набирает обороты

Алексей Фененко

Отечественным исследователям приходится забывать о всемирной республике ученых

0
3833

Другие новости