0
4487
Газета Реалии Интернет-версия

14.12.2018 00:01:00

Две народные войны

Сергей Самарин

Об авторе: Сергей Михайлович Самарин – кандидат экономических наук.

Тэги: Александр 1, Кутузов, война 1812, РККА, Рокоссовский, СССР, Сталин, народная война


В российской истории войны 1812 и 1941 годов названы отечественными или народными. В них много общего, но есть и огромные различия.

Военное противостояние Александра I и Наполеона началось в 1805 году под Аустерлицем. Русско-австрийской армией командовал Кутузов, но в ставке находился император, влиявший на принятие решений, что и привело к поражению. Позднее император писал: «Я был молод и неопытен, Кутузов говорил мне, что надо действовать иначе, но ему надо было быть настойчивей». Представить подобное своеволие в СССР невозможно. Кутузову могли грозить отставка и опала, а советским военачальникам – потеря головы. Замнаркома обороны Рычагова, на совещании в Кремле назвавшего самолеты из-за низкого качества «летающими гробами», расстреляли, а заодно и его жену.

Император из поражения извлек урок и в военные действия до смерти Кутузова не вмешивался. СССР через три месяца после подписания в августе 1939 года пакта Молотова–Риббентропа о ненападении с Германией начал войну с Финляндией. Границу от Ленинграда отодвинули, но потери были огромные, Сталин же, проведя некоторые кадровые изменения, для себя выводов не сделал. Самый наглядный пример непонимания им основ стратегии – приказ об обороне Киева в безнадежной ситуации, приведший к окружению войск Юго-Западного фронта и потере 750 тыс. человек. Только к концу 1942 года Сталин осознал, что командовать войсками должны профессионалы.

Стратегия ведения войны была разработана министром Барклаем-де-Толли, и до оставления Москвы армия ей следовала. 12 июня границу перешла 610-тысячная французская армия, противостояла ей российская, меньшая в 2,5 раза, она отступала, проводя локальные сражения. Возглавивший армию Кутузов 26 августа под Бородином дал генеральное сражение.

Кутузов с достоинством вышел из битвы, но он не был таким же гениальным полководцем, как Суворов и Наполеон, а стратегом был выдающимся. Понимая, что в следующем сражении будет потеряна и армия, и Москва, отдал приказ ее оставить. Из Белокаменной вывезли всю пожарную технику, ушла большая часть населения, но эвакуировать 22 тыс. раненых не смогли. Москву запалили, оставив захватчикам арсенал, монетный двор, кремлевские и церковные ценности, винные склады. Кутузов мышеловку захлопнул.

Даже гений Бонапарта не смог остановить мародерства и разложения армии. Александр предложение Наполеона о мире игнорировал, а в Париже росло недовольство и зрел заговор. Через месяц покорители Европы бесславно двинулись обратно. Кстати, малоизвестный факт – сыпной тиф и дизентерия выкосили треть армии завоевателей.

Военная доктрина СССР – «война на чужой территории малой кровью» – после подписания пакта Молотова-Риббентропа получила практическую реализацию. С «линии Сталина» вооружение сняли, а на новой границе строили не оборонительные сооружения, а аэродромы. Одновременно пропаганда, утверждая о соблюдении Германией условий договора, дезориентировала армию.

В 2 часа ночи 22 июня в Германию прошел последний поезд, а через час все шесть мостов через Буг, которые даже не были заминированы, оказались захвачены, и по ним, как на параде, пошли немецкие войска, обеспечив окружение РККА на Белостокском выступе. Начальник Генштаба вермахта Гальдер в дневнике отметил: «Охрана самой границы, в общем, была слабой».

Перед войной глава Госплана Вознесенский говорил: «Будущая война – война моторов». По моторам СССР многократно превосходил Германию. Но куда делись 20 тыс. танков, с которыми СССР начал войну, кто прикрывал отступающие войска с воздуха?

Генералы Александра I явных ошибок не допускали, хотя, пожалуй, их нерасторопность на реке Березине позволила французам переправиться на другой берег. Но в целом наши генералы не уступали прославленным маршалам Нею, Мюрату, Даву и разгромили агрессора.

Самый выдающийся советский маршал, Рокоссовский, отсидел несколько лет, но выжил, был выпущен из тюрьмы и начал войну генерал-майором. Он был автором и реализовал самую выдающуюся операцию «Багратион» по освобождению Белоруссии. Солдаты и офицеры гордились, что они «рокоссовцы», и знали: командующий их в лобовую атаку на пулеметы и пушки не пошлет. А вот некоторые советские маршалы, включая и очень знаменитых, использовали совсем другую тактику…

Рукоприкладство в РККА процветало от маршалов до лейтенантов, а вот Наполеон считал, что битый солдат не имеет чести. Что говорить о генералах?

В обеих войнах захватчиков отличала жестокость к населению, по сути, фашисты стали последователями французов. Армия Наполеона грабила и уничтожала имения, церкви, деревни, посевы. Священников, отказавшихся отдавать святыни, убивали, насиловали женщин, отбирали продукты.

С ростом агрессии росло и сопротивление народа. Крестьяне собирались группами, ловили отставших французов и убивали, если не могли спрятать хлеб и сено, то старались сжечь, а сами скрывались в лесах. В свою очередь, террор фашистов привел к тому, что война превратилась в Отечественную и героизм советских людей стал массовым, обеспечив Великую победу 1945 года.

Однако русский народ к побежденному врагу всегда относился гуманно. Пленный французский офицер, затем ставший Николаем Савиным, вспоминал, как генерал Платов сначала дал ему в морду, а затем велел напоить водкой, чтобы не замерз.

Столица Франции осталась практически нетронутой, разве что,паркет из дворцов аристократии пошел на костры, а карпы из искусственных прудов – на уху. А вот генерал Бенкендорф после оставления французами Москвы, войдя в Успенский собор, ужаснулся: мощи святых были изуродованы, а гробницы наполнены нечистотами.

В отличие от Германии в СССР пленных целенаправленно не уничтожали, но условия содержания заключенных и не только военнопленных были страшными и многие их не выдерживали.

Декабристы главным образом были офицерами, прошедшими войну и вдохнувшими воздух свободы. Уже не юноши. Поэтому от Николая I и получили соответствующее наказание – шестеро казнены, а 121 сослан на каторгу и дожившие были помилованы только после его смерти. Репрессировали и 3 тыс. солдат, даже не понявших, что они делали на Сенатской площади. Александр I о зреющем заговоре офицеров знал, но относился к этому философски, как к простуде, которая и сама пройдет.

Сталин его ошибку учел и по окончании празднования Победы напомнил генералам и маршалам, кто в стране хозяин. Генералов Гордова, Кулика и Рыбальченко арестовали и расстреляли за «длинный язык». Нарком авиапрома Шахурин и командующий ВВС Новиков просидели почти до смерти вождя за «развал» отрасли. Генсек сквозь пальцы смотрел на вывоз генералитетом трофеев, а затем воспользовался этим для опалы Жукова и его окружения. В отличие от императора вождь знал, как надо держать власть, и не церемонился.             


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Под конец хрущевской оттепели

Под конец хрущевской оттепели

Вячеслав Огрызко

О первой экранизации романа Юрия Бондарева «Тишина»

0
4510
Стихи и революции

Стихи и революции

Алекс Громов

Отрывок из книги «Персия – Иран: ХХ век»

0
5083
Я за родство по душам, не по крови...

Я за родство по душам, не по крови...

Ольга Акакиева

К 80-летию со дня рождения поэтессы Инны Кашежевой

0
4515
Лунный камень и жар-птица

Лунный камень и жар-птица

Ольга Акакиева

Юбилей поэтессы, стихи которой пели Кобзон, Магомаев, Зыкина, Кристалинская и другие

0
1898

Другие новости