Российское оружие всегда в цене. Фото РИА Новости
У россиян появился новый повод для гордости: Москва наконец-то сумела обойти Лондон в сфере продаж вооружений и военных услуг и заняла второе место в общемировом зачете.
Согласно ежегодному рейтингу топ-100, опубликованному Стокгольмским международным институтом исследований проблем мира (SIPRI), совокупный объем продаж вооружений и военных услуг ведущими оборонными компаниями мира составил 398,2 млрд долл., увеличившись по сравнению с 2016 годом на 2,5% и на 44% – по сравнению с 2002 годом.
Лидером рейтинга топ-100 в этом году вновь стали США: на долю 42 американских компаний, попавших в текущий рейтинг, пришлось в общей сложности 226,6 млрд долл., или 57% от общего объема продаж вооружений и военных услуг в мире. При этом зафиксирован рост по сравнению с предыдущим годом на 2,0%. А вот на второе место, как уже отмечалось, пробилась Россия, которая за 2017 год произвела вооружений на 37,7 млрд долл., что составило 9,5% от общего объема продаж компаний, попавших в рейтинг SIPRI, и на 8,5% превысило показатель предыдущего года. Ранее, с 2002 года, второе место в рейтинге уверенно занимала Великобритания, которая, впрочем, сохранила лидирующие позиции среди стран Западной Европы с показателем 35,7 млрд долл. (прирост на 2,3%).
Примечательно, что основным драйвером роста объема продаж и в США, и в России стал, судя по всему, высокий спрос на различные вооружения со стороны своих же военных: в США продолжается наращивание военных расходов, в том числе и для закупки новых вооружений, необходимых для модернизации армии, а в РФ осуществляется амбициозная программа перевооружения, также характеризующаяся значительными по объему закупками оружия.
«С 2011 года наблюдается значительный рост объема продаж вооружений российскими компаниями, – отмечает старший научный сотрудник Программы вооружений и военных расходов SIPRI Симон Веземан. – Это согласуется с возросшими расходами России на закупки оружия для модернизации ее вооруженных сил».
Крупнейшим производителем и продавцом вооружений и поставщиком услуг военного назначения в мире стала американская Lockheed Martin (44,9 млрд долл.), причем американцы заняли половину первой десятки крупнейших продавцов оружия и военных услуг в мире.
«Американские компании получают непосредственную выгоду от продолжающегося спроса Министерства обороны США на вооружения», – отмечает директор Программы вооружений и военных расходов SIPRI Од Флеран.
Что касается России, то в этом случае крупнейшим продавцом вооружений и военных услуг по итогам 2017 года стал Концерн ВКО «Алмаз – Антей» (8,6 млрд долл., прирост по сравнению с предыдущим годом на 17%).
Причем концерн первым из российских компаний вошел в десятку лидеров рейтинга SIPRI топ-100.
Примечателен и еще один факт: специалисты SIPRI отметили достаточно серьезный рост продаж вооружений и военных услуг со стороны стран, которые ранее являлись крупными импортерами оружия. Так, в 2017 году по сравнению с предыдущим периодом продажи турецких оборонных компаний выросли на 24%, а совокупный объем продаж четырех индийских компаний, вошедших в рейтинг, достиг 7,5 млрд долл., что составило 1,9% от общего объема продаж топ-100.
Объяснение этому вполне простое: все большее число стран хотят избавиться от иностранной зависимости в поставках оружия для своих армий, а заодно и самим стать продавцами оружия на мировом рынке. Все это неизбежно будет способствовать усилению конкуренции в сфере военно-технического сотрудничества, и Москва должна быть к этому готова.
комментарии(0)