0
8625
Газета Реалии Интернет-версия

14.12.2018 00:01:00

Россия закрывает Севморпуть

Москва решила ужесточить правила пользования своей стратегической водной магистралью

Тэги: Севморпуть, перевозки, корабли, ледоколы, свобода навигации, американцы, претензии, береговая охрана, Арктика, НАТО, Россия


В новом году Северный морской путь (СМП) станет еще более недоступным для боевых кораблей, вспомогательных судов и судов обеспечения иностранных военно-морских сил. И льды здесь совершенно ни при чем. Дело в том, что в свете ухудшения военно-политической обстановки и усиливающегося давления на нее Москва решила ужесточить правила пользования СМП.

В результате совместной работы нескольких ведомств, включая и Министерство обороны, было решено ввести в 2019 году новый порядок прохождения по СМП для иностранных боевых кораблей, вспомогательных судов и судов обеспечения. Отныне проход для этих категорий кораблей (судов) будет разрешен только после уведомления российских властей о целях и маршруте плавания. Об этом на конференции по межведомственному взаимодействию заявил недавно начальник Национального центра управления обороной РФ генерал-полковник Михаил Мизинцев.

Севморпуть является главной арктической судоходной магистралью России и кратчайшим водным маршрутом между Дальним Востоком и европейской частью страны, а для международного судоходства он был открыт в 1991 году. По итогам 2017 года объем грузоперевозок по СМП составил 10,7 млн т, причем, по данным компании «Оборонлогистика», около 700 тыс. т грузов в год по Севморпути перевозит МО РФ. Однако, указывают эксперты, повышение транспортной активности требует совершенствования законов и правил, регулирующих деятельность на СМП. Введение уведомительного режима, по заявлению российских представителей, позволит устранить имеющиеся правовые пробелы и снизить риски аварий для судов из других стран, которым без содействия российской стороны не гарантируется безопасное прохождение по этой трассе.

Впрочем, главная цель предпринимаемых Москвой действий, как представляется, заключается в том, чтобы обеспечить военную безопасность России с арктического направления и закрыть для недружественных стран стратегическую дорогу, ведущую в самое сердце страны. Возможно, ввести новые правила пользования СМП в Кремле решили после тщательного анализа ситуации, возникшей в сентябре с.г. Тогда, напомним, по Севморпути впервые за многие десятилетия прошло вспомогательное судно военно-морских сил одной из зарубежных стран (подробнее см. «Флот НАТО ворвался в русскую Арктику», «НВО» от 04.10.18).

Холодное безмолвие русской Арктики тогда нарушило вспомогательное судно ВМС Франции «Рона» (А603 Rhone), которое 1 сентября с.г. вышло из норвежского Тромсё, после чего, преодолев за две недели Севморпуть, форсировало Берингов пролив и 17 сентября вошло в гавань военно-морской базы Датч-Харбор на Алеутских островах, перейдя, таким образом, в зону ответственности 3-го оперативного флота ВМС США. «Цель данного похода состояла в том, чтобы расширить наши знания об этом регионе, стратегический интерес к которому возрастает. Арктическая зона занимает площадь почти в 40 раз больше, чем территория Франции, и имеет большие запасы минералов и углеводородов», – подчеркнул командир судна капитэн дё фрегат (капитан 2 ранга) Филипп Гена.

В Москве недвусмысленный намек офицера французских ВМС, видимо, поняли весьма четко и надлежащие выводы сделали. Тем более что у нас уже есть исторический прецедент слишком доверчивого отношения к зарубежным «партнерам». Напомним, что в 1940 году Иосиф Сталин, уповавший на длительный союз с Германией, дал разрешение на проход по СМП немецкого рейдера «Комета» (Komet). Предоставив немецким «союзникам» уникальную возможность скрытно перебросить в Тихий океан для нарушения англо-американских коммуникаций один из новейших вспомогательных крейсеров, Сталин и не предполагал, что немецкие моряки «бесчестно» будут вести по дороге разведку советской Арктики, результаты которой в годы Великой Отечественной были использованы в интересах действовавших в советских арктических водах подлодок и «карманных» линкоров кригсмарине, немало попортивших кровь нашему Северному флоту.

В Кремле, судя по всему, решили не наступать дважды на одни и те же грабли: сегодня Франция – пока еще деловой партнер, но в то же время член враждебного России блока НАТО, а завтра Париж, может, и вовсе станет врагом. Да и результаты плавания по СМП французские адмиралы скорее всего оперативно предоставили своим коллегам по Североатлантическому альянсу. В том числе и американцам, которые, кстати, считают, что Севморпуть должен быть открыт для свободного использования всеми странами мира. К тому же в Вашингтоне вызывают беспокойство прогнозы специалистов о глобальном потеплении и таянии льдов в Арктике, что, по оценке экспертов, может дать дополнительные преимущества России в военно-стратегическом и экономическом планах.

Весной этого года занимавший тогда должность коменданта Береговой охраны США адмирал Пол Цукунфт отметил в беседе с журналистами: «В настоящее время не существует намерения проводить в Арктике мероприятия по обеспечению свободы мореплавания, но я должен отметить, что подход США заключается в том, что Северный морской путь должен быть открыт как международный водный коридор для, если угодно, транзитного прохода – по мере того, как мы видим этот участок освобождающимся (ото льда). Но в данный момент у нас нет какого-либо плана, который требовал бы от нас немедленно проводить мероприятия по обеспечению свободы мореплавания».

«Сегодня Арктика превратилась в объект территориальных, ресурсных и военно-стратегических интересов ряда государств. Это может привести к нарастанию конфликтного потенциала в данном регионе», – сказал в августе министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.

Уведомление о приближении к территориальным водам России будет обязательным, и направлены эти действия на то, чтобы сделать акваторию, прилегающую к России, мирной. Корабли, зашедшие в территориальные воды без уведомления или в результате плохого счисления пути и без уважительной причины, будут, судя по всему, считаться нарушителями госграницы. Со всеми вытекающими последствиями. А какими эти последствия могут быть, мы видели на примере недавних событий в районе Керченского пролива.         


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

0
408
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
2033
На развитие транспорта потратят триллион рублей

На развитие транспорта потратят триллион рублей

Ольга Соловьева

Дорогие авиабилеты замедляют увеличение пассажиропотока

0
1771
У нас

У нас

0
907

Другие новости