0
2685
Газета Реалии Интернет-версия

11.01.2019 00:01:00

Европа выходит из-под опеки Америки

Страны Старого Света намерены создавать истребитель не пятого, а сразу шестого поколения

Тэги: европа, сша, франция, великобритания, истребитель 5го поколения, истребитель 6го поколения, tempest, f35, b61


европа, сша, франция, великобритания, истребитель 5-го поколения, истребитель 6-го поколения, tempest, f35, b61 Будущее британской истребительной авиации в Лондоне связывают с самолетом шестого поколения, получившим название «Темпест». Иллюстрация с сайта www.gov.uk

В конце минувшего года немецкие правительственные источники сообщили, что Германия и Франция готовы принять Испанию в качестве полноценного участника программы по разработке перспективного европейского истребителя, разработка которого идет в рамках программы New Generation Weapon System (NGWS; в переводе с англ. «Система вооружения нового поколения»). Подписание трехстороннего соглашения ожидается на авиасалоне в Ле Бурже в июне 2019 года. Министр обороны Испании Маргарита Роблес официально уведомила коллег из Франции и Германии – Флоранс Парли и Урсулу фон дер Ляйен – о намерении присоединиться к проекту по созданию истребителя XXI века.

ОТ ЧЕТВЕРТОГО ПОКОЛЕНИЯ К ШЕСТОМУ

Первоначально Испанию планировали привлечь к программе в статусе наблюдателя, но после просьбы испанского министра обороны о включении ее страны в программу и предложения финансового участия в размере 25 млн евро, вопрос был решен положительно. Испания также является участником действующей программы «Еврофайтер» по созданию истребителей четвертого поколения «Тайфун», который выпускается консорциумом Eurofighter GmbH совместно с Великобританией, Германией и Италией. Франция с участниками концерна не нашла общего языка, и в результате появился британо-германо-итальяно-испанский «Тайфун», а Париж сосредоточился на «Рафале» компании Dassault. Причем машины конкурируют между собой на международном рынке.

Предполагается, что перспективный европейский боевой самолет станет заменой истребителям четвертого поколения «Тайфун» и «Рафаль». Однако Германия и Франция обсуждают планы разработки истребителя не пятого, а сразу шестого поколения. Об этом впервые было объявлено в июле 2017 года во время встречи канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Эмманюэля Макрона.

Меморандум о взаимопонимании по вопросу осуществления Германией и Францией совместной программы разработки перспективного боевого самолета NGWS, как части программы Future Combat Air System (FCAS; в переводе с английского – «Авиационная боевая система будущего»), которая является самой крупной и технологически сложной европейской оборонной программой, был подписан Урсулой фон дер Ляйен и Флоренс Парли 19 июня 2018 года. При этом в Евросоюзе открыто говорят о том, что разработка и производство истребителя нового поколения будет слишком дорогим удовольствием для каждого отдельно взятого государства, поэтому создание боевого самолета решили вести совместными усилиями. Авиастроительные компании Airbus и Dassault Aviation стали главными подрядчиками программы FCAS и, по сообщению агентства Reuters, в начале 2019 года ожидается подписание с ними соответствующих контрактов. Серийное производство начнется в начале 2040-х годов.

Новый самолет станет частью системы FCAS, которая будет объединять истребители, транспортные и разведывательные самолеты, беспилотники и спутники в единую сеть, предусматривающую взаимный обмен информацией и действующую совместно. Проектируемый самолет по маневренности, малозаметности и составу авионики будет близок к шестому поколению. Облик будущего евроистребителя во многом совпадает с американской перспективной версией F/A-XX корпорации Boeing, одной из черт которой является схема «бесхвостка».

Двухместный экипаж самолета будет представлен собственно пилотом и оператором дрона (дронов). Разрабатывается концепция использования ударного комплекса в виде «роя», в состав которого войдут как пилотируемые машины, так и беспилотники, на которые должен приходиться основной удар средств ПВО противника, тогда как пилот и оператор будут наблюдать за боем из кабины истребителя на небольшом расстоянии. Кроме того, отмечается ожидаемая способность действовать на высотах, недосягаемых для всех существующих истребителей в настоящее время. В тактико-технические требования к будущему франко-германскому боевому самолету будут включены возможности применения ядерного оружия и эксплуатации на авианосцах.

АЛЬТЕРНАТИВА F-35

Истребитель нового поколения, который планируется поставить на вооружение ВВС европейских стран, можно рассматривать и как будущую альтернативу американским истребителям F-35 «Молния II», что позволит Евросоюзу стать менее зависимым от военной промышленности США. Сейчас ни одна из стран Европы не имеет собственных самолетов пятого поколения, и они вынуждены закупать технику у американского производителя.

Осталось всего четыре государства – Франция, Германия, Бельгия и Швейцария, которые могли бы приобрести F-35, но пока этого не сделали, осознавая, что зависимость от «старшего брата» с перепоручением ему своей безопасности все больше будет увеличиваться и в то же время возрастет технологическое отставание. В Швейцарии такие вопросы решает референдум, и четыре года назад более половины населения страны высказалось против закупки новых самолетов у США. Следующий референдум по этому вопросу состоится только в 2020 году, и результат его может быть таким же. Для Бельгии Госдеп США предварительно уже одобрил поставку F-35, но правительство Бельгии заинтересовано в участии своей промышленности в производственной программе F-35, чего американцы предложить сейчас не могут. Германия же попыталась повысить независимость в оборонной сфере и поддержала совместный франко-германский проект.

22 апреля 2018 года глава Airbus Defence and Space Дирк Хоке заявил, что «Европе нужно более четко обозначить свой суверенитет и заявить, что нам необходимо быть независимыми в оборонной и космической отраслях».

Впрочем, сегодня в Берлине всерьез заняты вопросом замены более 100 устаревших истребителей-бомбардировщиков времен холодной войны «Торнадо», которые должны быть списаны в начале 2020-х годов. Единственным относительно современным боевым самолетом люфтваффе пока является «Тайфун», относящийся к четвертому поколению, причем нести ядерные бомбы B61, размещенные на территории страны, способны только «Торнадо». На сегодня есть два варианта решения этой проблемы: замена устаревшего летного парка на новую партию «Тайфунов», хотя сертификация его для применения ядерных бомб может занять несколько лет, либо же закупка в США истребителей пятого поколения F-35. Как сообщил известный ресурс Jane's 360, Германия склоняется в пользу последнего варианта. Однако это отнюдь не означает того, что Берлин отказывается от разработки нового истребителя, несмотря на то что США всячески пытались предотвратить реализацию франко-германского проекта и даже привлекли на свою сторону командующего ВВС страны генерал-лейтенанта Карла Мюльнера. Он открыто лоббировал закупку F-35, но, как сообщают зарубежные СМИ, по прямому указанию Ангелы Меркель был досрочно отправлен на пенсию.

ЕВРОПА НАЦЕЛЕНА НА ВОЕННУЮ НЕЗАВИСИМОСТЬ

Проект создания нового европейского истребителя укладывается в тенденцию обретения Европой военной независимости. Даже Италия, которая является партнером корпорации Lockheed Martin, основного разработчика F-35, и на производственной площадке FACO в Камери уже запустила линию сборки сразу двух версий этих самолетов – F-35A и F-35B для военно-морских сил Италии и Великобритании, а также для голландских ВВС, объявила о решении отказаться от дальнейшего приобретения самолетов F-35 в целях соблюдения национальных интересов после того, как на Анкару было оказано давление со стороны США и последовали угрозы об отмене поставок этих истребителей из-за подписания контракта с Москвой на поставку комплексов С-400 «Триумф».

Даже Британия, прежде возлагавшая все надежды на F-35 и терзаемая сложной процедурой выхода из Евросоюза, приняла решение реализовать свой собственный проект по созданию истребителя шестого поколения и объявила программу разработки новейшего самолета, которому было присвоен имя «Темпест». По этому поводу начались переговоры со Швецией, которая в настоящее время выпускает истребитель четвертого поколения «Грипен». Как заявила премьер-министр Великобритании Тереза Мэй, «чтобы сохранить имеющийся потенциал в авиационных технологиях» на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы будет выделено 2 млрд фунтов стерлингов до 2025 года. Создадут же новый самолет тоже к 2040 году.

При этом Франция формально не отказалась от совместного проекта с Великобританией, который стартовал в 2012 году, заявив о его переводе в «параллельный процесс» и подчеркнув, что работа в этом направлении может быть полезна для страны, хотя Brexit повлиял на перспективы реализации франко-британских проектов в авиастроении и привел к заморозке финансирования.

Европейские эксперты предполагают, что британская и франко-германская программы по созданию истребителя шестого поколения могут в перспективе объединиться, учитывая, что на их развитие потребуются огромные средства. А министр обороны Испании в этом просто убеждена. Что и понятно, поскольку перед ее ведомством стоит задача по замене в период до 2025 года 20 закупленных в США и развернутых на базе «Гандо» на Канарских островах истребителей F/A-18. К 2030 году должно быть заменено еще 65 самолетов. В качестве возможных вариантов рассматривались программы, реализуемые Dassault и Airbus, а также британским консорциумом Tempest. Как заявил представитель испанских ВВС, решающим фактором при выборе проекта, в котором будет участвовать Испания, стал предложенный объем участия в нем предприятий испанской промышленности.

СКЕПТИКИ ТУТ КАК ТУТ

В целом эксперты скептически относятся к амбициозным планам европейских производителей, считая, что европейский истребитель шестого поколения вполне может побить американский рекорд по затратам на разработку и создание F-35. Невозможно также спрогнозировать, какой будет технологическая среда в 2040-х годах, сохранится ли боевая пилотируемая авиация в современном виде или же серьезный толчок получит беспилотная авиация. Конечно, указывают эксперты, идея сразу перейти к шестому поколению, минуя пятое, имеет право на существование, но ее нельзя назвать слишком хорошей. Впрочем, отмечается очевидная выгода для промышленности и в том, что разработчикам этот проект потенциально может принести колоссальные доходы.

С политической же точки зрения стремление создать европейский истребитель шестого поколения эксперты считают вполне логичным – в отношениях США и Евросоюза за последнее время наметилась явная тенденция к охлаждению. В этих условиях полагаться только на поставки американских вооружений может быть недальновидно и даже опасно для национальной безопасности. Кроме этого США, Россия, Китай и Индия делают серьезные заявки на создание самолетов пятого и шестого поколений, что тоже заставляет европейские страны проявлять повышенную заинтересованность в вопросе разработки новейшего европейского истребителя.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Судьба Приднестровья зависит от украинской перспективы

Судьба Приднестровья зависит от украинской перспективы

Светлана Гамова

Молдавия полагает, что сумеет договориться с Евросоюзом и США

0
652
Майкл Бом. Трампу следует уловить все ядерные сигналы Путина

Майкл Бом. Трампу следует уловить все ядерные сигналы Путина

Майкл Бом

Серьезные российско-американские переговоры о стратегической безопасности являются обязательными для глобальной стабильности

0
583
Смогут ли посланцы Трампа убедить Путина принять их план

Смогут ли посланцы Трампа убедить Путина принять их план

Геополитическая реальность не позволяет рассчитывать на заметные уступки со стороны России. Без иллюзий. Но место чуду есть всегда…

0
1081
США берут на заметку опыт армии России

США берут на заметку опыт армии России

Владимир Мухин

Военно-промышленный комплекс РФ сумел адаптироваться к особенностям современных боевых действий

0
3142

Другие новости