Российские малые ракетные корабли типа «Буян-М» вооружены мощным комплексом ракетного оружия «Калибр-НК». Фото с сайта www.mil.ru
Армии Российской империи, СССР и Российской Федерации пролили очень много крови в горах Северного Кавказа в боях как с внутренними, так и с внешними противниками. Сейчас здесь наступил почти мирный период.
Пусть и со второй попытки, но Россия выиграла войну с внутренним противником (в Чечне), а в 2008 году победила и внешнего противника, разгромив Грузию (см. «Война 08.08.08 – послесловие» – «НВО» от 03.08.18). Хотя угроза радикального ислама в кавказских республиках РФ полностью не устранена, сейчас с ней справляются Росгвардия (бывшие Внутренние войска) и местные полицейские формирования. Наиболее эффективными из них оказались как раз чеченские, которые не только весьма успешно подавляют радикалов на своей земле, но и воюют за Россию за пределами страны (например, в той же Грузии, а также в Сирии).
МОЩНАЯ ГРУППИРОВКА
В республиках Северного Кавказа развернута мощная группировка ВС РФ. Ее основу составляет 58-я армия со штабом во Владикавказе. Крупнейшим ее соединением является 42-я мотострелковая дивизия, развернутая в Чечне. В ее составе – 70-й мотострелковый полк, 71-й мотострелковый полк, 291-й мотострелковый полк, 50-й артполк, 1203-й зенитно-ракетный полк, несколько отдельных батальонов и рот.
На вооружении дивизии имеется примерно 100 танков Т-72Б3, порядка 430 боевых бронированных машин, 90 самоходных артустановок (САУ) «Гвоздика» и «Мста», более 50 минометов, 18 реактивных систем залпового огня (РСЗО) «Град», а также более 30 зенитных ракетных комплексов (ЗРК) «Тор» и «Стрела-10» и зенитных ракетно-пушечных комплексов (ЗРПК) «Тунгуска».
В регионе также дислоцированы 19-я и 136-я мотострелковые бригады и 291-я артиллерийская бригада, на вооружении которых суммарно имеется около 80 танков Т-72Б3 и Т-90А, порядка 350 боевых бронированных машин разных типов, свыше 80 САУ (в том числе 203-мм САУ «Пион»), около 40 буксируемых и противотанковых орудий, более 40 минометов (в том числе 240-мм самоходные минометы «Тюльпан»), более 40 РСЗО «Град», «Торнадо-Г» и «Ураган», более 40 самоходных ПТРК «Штурм-С» и «Хризантема-С», до 50 ЗРК «Тор» и «Стрела-10» и ЗРПК «Тунгуска».
12-я ракетная бригада, сформированная в 2015 году, дислоцирована в Моздоке (Северная Осетия) и имеет на вооружении 12 пусковых установок (ПУ) оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) «Искандер». Причем одна из батарей (2 ПУ) бригады размещается в Южной Осетии в составе российской 4-й военной базы.
В свою очередь, 67-я зенитно-ракетная бригада включает четыре дивизиона ЗРК «Бук-М1» (в каждом дивизионе – по шесть пусковых и три пуско-заряжающих установки).
Кроме того, в составе 58-й армии имеются бригады управления и разведывательная, а также инженерно-саперный полк и полк радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ). Последний имеет на вооружении три огнеметных РСЗО ТОС-1А «Солнцепек». Также в регионе дислоцируется бригада спецназа, находящаяся в прямом подчинении командования Южного военного округа (ЮВО).
АВИАЦИЯ И ФЛОТ
В Моздоке имеется аэродром, способный принимать самолеты любых типов и классов, но на постоянной основе никакие части российских Воздушно-космических сил (ВКС) в республиках Северного Кавказа не базируются.
Зато в дагестанском Каспийске (город-спутник Махачкалы) находится главная военно-морская база (ВМБ) Каспийской флотилии. Ее штаб пока размещается в Астрахани, но также будет переведен в Каспийск. Здесь базируются корабли, составляющие основную ударную силу флотилии – два ракетных корабля проекта 11661 («Татарстан» и «Дагестан») и три малых ракетных корабля (МРК) проекта 21631 («Великий Устюг», «Град Свияжск», «Углич»). При достаточно небольших размерах они обладают очень мощным ударным средством – ракетами «Калибр», которые в 2015–2016 годы уже применяли из каспийской акватории по целям в Сирии.
Кроме того, в Каспийске находятся два старых ракетных катера проекта 12411Т, из них один («Ступинец») в «оригинальном» виде, то есть с противокорабельными ракетами (ПКР) П-15, а второй (МАК-160) – без ПКР, используется в роли сторожевого катера. Десантные силы представлены шестью катерами: «Атаман Платов» проекта 21820, Д-185 проекта 1176 и четыре катера проекта 11770 (Д-56, Д-131, Д-156, Д-172). В распоряжении командования базы также имеются два базовых тральщика проекта 12650 («Магомед Гаджиев», «Герман Угрюмов»), рейдовый тральщик РТ-233 проекта 10750 и противодиверсионный катер проекта 21980.
В Каспийске также дислоцирован 177-й полк морской пехоты, который имеет на вооружении среди прочего около 60 бронетранспортеров и более десятка САУ.
На данный момент внешние угрозы в данном регионе в классическом виде почти отсутствуют, хотя при определенных обстоятельствах противниками могут оказаться Азербайджан и, конечно, Турция (которая, впрочем, не имеет общей границы с РФ). Угроза со стороны Грузии на обозримую перспективу устранена, для ее парирования даже с избытком достаточно двух российских баз в Абхазии и Южной Осетии (см. «Внешний щит Кавказа» – «НВО» от 31.08.18).
Гораздо серьезнее угроза со стороны радикальных исламистов, но в ее отражении роль армии ограничена. Здесь нужны усилия спецслужб, Росгвардии, а также органов, отвечающих за пропаганду и идеологию. Нужно также реальное сплочение российского общества, всех национальностей и конфессий. В последние годы ситуация в этом плане однозначно улучшилась, но до идеала, конечно, далеко (хотя идеал вообще вряд ли достижим).
Впрочем, ВС РФ сейчас весьма успешно борются с радикальными исламистами в Сирии. Чем больших успехов они добьются там, тем меньше проблем будет на Кавказе, связь здесь самая прямая и непосредственная. Хочется надеяться, что эта военная кампания, которую на данный момент можно считать выдающейся (если сопоставить задействованные силы, понесенные потери и затраты с достигнутыми результатами), не станет жертвой какого-нибудь мелкого политиканства, внутреннего и внешнего. Ибо последствия будут чрезвычайно плачевными, причем на Кавказе это проявится в первую очередь. Поэтому так важно в данном случае игнорировать мнение разнообразных «уважаемых партнеров» за рубежом и лицемерные стоны «лучше бы раздали эти деньги старикам и детям» внутри страны. Чем увереннее будет победа в Сирии, тем лучше станет нашим старикам и детям и тем вежливее и внимательнее к нам будут «уважаемые партнеры», понимающие только и исключительно силу.
НОВАЯ УГРОЗА
Поскольку войска, дислоцированные в республиках восточной части Северного Кавказа, являлись «фронтовыми», то группировки в русских регионах (краях и областях) Северокавказского региона и республиках его западной части считались их ближайшим тылом. Но теперь все изменилось. Угроза с юга, как было показано выше, резко уменьшилась. Зато она возникла с противоположной стороны, с северо-запада ЮВО. Теперь «фронтовыми» стали части, дислоцированные в пограничной с Украиной Ростовской области, а штаб ЮВО, находящийся в Ростове-на-Дону, оказался вдруг вблизи линии фронта.
В связи со сложившейся ситуацией в настоящее время формируется 8-я армия со штабом в Новочеркасске Ростовской области. Ее основу составит 150-я мотострелковая дивизия, которая также находится в стадии формирования. В настоящее время в ее составе сформированы мотострелковый, артиллерийский и зенитно-ракетный полки, на вооружении которых – порядка 30 танков Т-72Б3, около 120 боевых бронированных машин, более 80 артсистем, а также порядка 20 ЗРК «Тор-М2», «Стрела-10» и ЗРПК «Тунгуска». После полного завершения ее формирования техники, разумеется, станет гораздо больше. В состав 8-й армии входит также зенитно-ракетная бригада с двумя дивизионами новейшего ЗРК «Бук-М3», а в будущем она, вероятно, получит и ракетную бригаду с ОТРК «Искандер».
Пока же основу группировки сухопутных войск в северной, западной и центральной частях Северного Кавказа составляет 49-я армия со штабом в Ставрополе.
В ее составе восемь бригад и три полка.
20-я и 205-я мотострелковые, 34-я мотострелковая горная и 227-я артиллерийская бригады имеют на вооружении суммарно более 80 танков Т-72Б3 и Т-90А, порядка 430 боевых бронированных машин различных типов, более сотни самоходных и 152-мм буксируемых орудий, до 50 минометов 2С12, более 40 РСЗО «Град», «Торнадо-Г» и «Ураган», около 60 самоходных ПТРК «Штурм-С» и противотанковых орудий МТ-12, до 50 ЗРК «Тор-М1/М2У», «Стрела-10» и ЗРПК «Тунгуска».
Дислоцированные в Краснодарском крае 1-я ракетная и 90-я зенитно-ракетная бригады имеют на вооружении соответственно 12 ПУ ОТРК «Искандер» и ЗРК «Бук-М2» (три дивизиона). Также в составе армии – бригады управления и материально-технического обеспечения, полки спецназа, инженерно-саперный и РХБЗ. Последний имеет на вооружении три огнеметных РСЗО ТОС-1А «Солнцепек».
В регионе к тому же развернуто значительное количество других частей и соединений. В частности, десять бригад находятся в прямом подчинении командования Южного военного округа, включая две бригады спецназа, бригаду РСЗО с «Торнадо-С» (при этом по одной батарее, то есть по две РСЗО, развернуты в Южной Осетии и Армении) и зенитно-ракетную бригаду с двумя дивизионами С-300В4. Имеются также инженерная бригада, две бригады РХБЗ, радиотехническая бригада, бригада управления и бригада связи.
МОЩНАЯ ГРУППИРОВКА
На Северном Кавказе дислоцированы два соединения Воздушно-десантных войск ВС РФ.
7-я десантно-штурмовая дивизия имеет статус горной, ее личный состав соответственно проходит горную подготовку. В составе дивизии – 108-й парашютно-десантный, 247-й десантно-штурмовой, 1141-й артиллерийский, 3-й зенитно-ракетный полки, ряд отдельных батальонов и рот. Штаб и большинство частей дивизии дислоцированы в Новороссийске, а в Камышине Волгоградской области дислоцирована 56-я десантно-штурмовая бригада. На вооружении эти соединения имеют порядка 20 танков Т-72Б3, более 440 различных боевых бронированных машин, не менее 100 артсистем и десятка ЗРК «Стрела-10».
В регионе также развернута и крупная группировка ВКС РФ.
1-я смешанная авиадивизия ЮВО включает четыре полка: 559-й бомбардировочный, 3-й и 31-й истребительные, а также 368-й штурмовой. На вооружении дивизии – более 30 Су-34, около 20 Су-25СМ и порядка 60 Су-30СМ/М2 и Су-27, а также другая авиатехника. В свою очередь, в составе 4-й смешанной авиадивизии ЮВО – два полка: 11-й авиаполк (имеет на вооружении по 12 бомбардировщиков Су-24М и разведчиков Су-24МР) и 960-й штурмовой авиаполк (примерно 20 Су-25СМ/УБ).
В ЮВО также имеются 16-я бригада и 55-й и 487-й полки армейской авиации, которые имеют на вооружении порядка 80 боевых вертолетов Ми-28Н, Ми-35М и Ка-52, а также до 40 многоцелевых Ми-8 различных модификаций.
К ЮВО относится и 30-й военно-транспортный полк, располагающий двумя самолетами радиоэлектронной разведки Ил-20М, 15 военно-транспортными самолетами Ан-12, Ан-26 и Ан-148, а также 8 тяжелыми транспортными вертолетами Ми-26. Штабу военно-транспортной авиации подчинен 708-й военно-транспортный авиаполк из Таганрога, имеющий 21 военно-транспортный Ил-76 (еще пять – на хранении).
В прямом подчинении командования ВКС РФ находится Краснодарское авиационное училище, включающее пять учебных авиабаз, а на аэродроме Ахтубинск Астраханской области дислоцирован 929-й Государственный летно-испытательный центр имени В.П. Чкалова, в составе которого имеется до 50 самолетов различных типов.
Подчиненная командованию Южного военного округа 51-я дивизия ПВО включает три зенитно-ракетных полка: 1536-й (три дивизиона С-300ПМ), 1537-й (два дивизиона С-400) и 1721-й (два дивизиона «Бук-М1»). Последний полк сформировали специально для обеспечения безопасности Олимпийских игр 2014 года.
СЕВАСТОПОЛЬ И НОВОРОССИЙСК
В период нахождения Крыма в составе Украины существовала серьезная угроза того, что Черноморский флот (ЧФ) придется полностью выводить из Севастополя. Поэтому в середине 2000-х годов началось строительство Новороссийской ВМБ, которое сейчас близко к завершению. Хотя угрозы потери Севастополя теперь нет, значение Новороссийска как ВМБ даже возросло. Во-первых, он обеспечивает оборону кавказского побережья России. Во-вторых, в значительной степени через него идет снабжение Крыма. В-третьих, именно из Новороссийска, с материковой части РФ, работает «сирийский экспресс», то есть осуществляются рейсы больших десантных кораблей и вспомогательных судов ВМФ РФ с грузами для ВС Сирии и российской группировки в этой стране.
В настоящее время к Новороссийской ВМБ приписаны все подлодки ЧФ: одна проекта 877 («Алроса», в ремонте) и шесть проекта 06363 («Ростов-на-Дону», «Новороссийск», «Старый Оскол», «Краснодар», «Великий Новгород» и «Колпино»). Впрочем, все они большую часть времени базируются в Севастополе. В Новороссийске же находятся корабли, решающие задачи непосредственной обороны ВМБ: три малых противолодочных корабля проекта 1124М («Поворино», «Ейск», «Касимов»), головной патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков», три морских тральщика («Железняков» проекта 12660, «Валентин Пикуль» проекта 266М и «Вице-адмирал Захарьин» проекта 02668), базовые тральщики проекта 12650 «Лейтенант Ильин» и «Минеральные Воды», рейдовые тральщики проектов 1258 (РТ-46) и 12592 (РТ-278), а также три десантных и семь противодиверсионных катеров.
11-я ракетная бригада береговой обороны, дислоцированная около Анапы, – единственная в ВМФ РФ, имеющая на вооружении батарею из шести 130-мм САУ «Берег». Больше береговой артиллерии у нас нигде нет и, видимо, не будет. Также в составе бригады – один дивизион (4 ПУ) противокорабельного ракетного комплекса (ПКРК) «Бал» и два дивизиона (8 ПУ) ПКРК «Бастион».
В Астрахани, как уже говорилось, пока находится штаб Каспийской флотилии, и там же развернуты силы охраны водного района: три малых артиллерийских корабля проекта 21630 («Астрахань», «Волгодонск», «Махачкала»), четыре бронекатера проекта 1204 (АКА-201, 209, 223, 248) и три рейдовых тральщика (РТ-234 проекта 10750, РТ-59 и РТ-181 проекта 697ТБ). В мае 2018 года АКА-201 и АКА-248 перешли в Азовское море.
В целом бывший Северо-Кавказский военный округ, составивший основу нынешнего ЮВО, сейчас «накачан» очень хорошо, радикальные меры для его дальнейшего усиления пока не нужны.
комментарии(0)