Фото сайта mil.ru
19 марта в России отмечается День моряка-подводника – праздник, который официально установлен в нашей стране приказом ГК ВМФ РФ № 253 от 15 июля 1996 года «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности». Дата была выбрана не случайно – именно 19 марта (по старому стилю – 6 марта) 1906 года, согласно указу Николая II, в классификацию кораблей и судов отечественного флота был включен новый класс боевых кораблей – подводные лодки (до этого – миноносцы подводного плавания). Соответствующее предложение императору сделал морской министр вице-адмирал Алексей Алексеевич Бирилёв.
Впрочем, история проектирования, строительства и эксплуатации такого класса кораблей, как подводные лодки в России (СССР), началась задолго до этого. Так, еще в 1876 году инженер, изобретатель Степан Карлович Джевецкий создал проект малой субмарины. По нему в следующем году в Одессе был построен подводный корабль, имевший длину 5 м и приводившийся в движение ножным (педальным) приводом, при помощи которого происходило вращение гребного винта. Экипаж первой отечественной подлодки составлял один человек. Погружение осуществлялось посредством заполнения балластной цистерны, а всплытие – за счет ее продувания сжатым воздухом.
После проведенных на Одесском рейде испытаний, завершившихся удачно и продемонстрировавших преимущества корабля конструкции Степана Джевецкого, последний получил от флота заказ на разработку проекта подлодки большего водоизмещения. И уже через два года на воду были спущены две субмарины конструкции Джевецкого: одна из них была одноместной, а вторая – большой четырехместной. Последняя при этом была снабжена выдвижной оптической трубой особой конструкции, послужившей прообразом нынешних перископов, и вооружалась двумя дистанционными минами. Во время проводившихся всесторонних испытаний Джевецкий пробыл под водой около трех часов, совершив неоднократно погружение, всплытие и выполнив движение под водой со скоростью 1,5 узла. Кульминацией испытаний стал взрыв стоявшей на якоре шаланды (корабль-мишень), который был осуществлен конструктором при помощи предоставленной флотом мины.
А в 1880 году Степан Джевецкий сконструировал первую подлодку с электродвигателем, питание которого осуществлялось от аккумуляторной батареи. Субмарина была снабжена перископом и системой регенерации воздуха внутри корабля. Данный проект оказался настолько удачным и так понравился военным и государю, что в 1881 году российское военное ведомство заказало 50 подлодок данного типа, которые предназначались для обороны наиболее важных участков побережья. Это был первый в нашей стране, да и, пожалуй, во всем мире, случай серийного строительства подводных лодок. Данные субмарины вплоть до 1886 года использовались в составе интегрированной обороны главных военно-морских баз – Кронштадта и Севастополя.
Примечательно, что в 1892 году Джевецкий (с того года он живет во Франции) совместно с будущим академиком Алексеем Николаевичем Крыловым разработал и предложил военным проект торпедной подводной лодки водоизмещением 120–150 т с паровой машиной для надводного и электромотором с аккумуляторами для подводного хода. Проект был признан лучшим в своей категории на проходившем в 1898 году в Париже международном конкурсе. Позднее, в 1907 году, по другому проекту Джевецкого была построена подлодка «Почтовый», имевшая единый бензиновый мотор для надводного и подводного хода.
Но Степан Джевецкий известен не только проектами собственно подводных лодок. С его именем связано внедрение в подводное кораблестроение таких изобретений, как наружные торпедные аппараты, система регенерации воздуха, автоматический прокладчик пути корабля и многие другие.
«ДЕЛЬФИН» И «КРАБ»
Особое значение имеет для истории подводных сил России дата 7 октября 1903 года. Именно в этот день в состав Балтийского флота была введена первая отечественная полноценная, боевая подводная лодка, получившая имя «Дельфин» (первоначально корабль был зачислен в списки флота под обозначением «Миноносец № 150»). Боевой ее можно назвать по той причине, что теперь главным ударным оружием корабля стали торпеды, выстреливаемые из торпедных аппаратов. Война начала медленно, но неуклонно перемещаться под воду.
Проект новой субмарины, в котором был учтен опыт эксплуатации подлодок конструкции Джевецкого, был завершен в 1902 году. Над ним по заданию Морского технического комитета с 1901 года работали инженер-кораблестроитель, основоположник строительной механики корабля Иван Григорьевич Бубнов, капитан 2 ранга Михаил Николаевич Беклемишев и корабельный инженер Иван Семенович Горюнов. Субмарина была заложена на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге в 1902 году и уже через год спущена на воду.
На то время это была одна из лучших подводных лодок в мире: водоизмещение надводное/подводное – 113/135,5 т; скорость надводного/подводного хода – 9/4,5–6,0 узлов; дальность плавания надводная – 240 миль при скорости 4,5 узла или 28 миль на 9 узлах; дальность плавания подводная – 35 миль (2,75 узла); глубина погружения – около 50–55 м; двигатель надводного хода – бензиновый мотор (300 л.с.); двигатель подводного хода – электромотор (64 л.с.); вооружение – два торпедных аппарата Джевецкого (без перезарядки) и пулемет.
Первым командиром подлодки (1903–1904) был капитан 2 ранга Михаил Беклемишев, перешедший затем на мостик субмарины «Макрель», которой он командовал до 1907 года, а затем был назначен заведующим отделом подводного плавания Балтийского судостроительного завода с присвоением воинского звания капитан 1 ранга.
В 1904 году «Дельфин» перевезли железнодорожным транспортом на Дальний Восток, где подлодка ограниченно использовалась для обороны Владивостока во время Русско-японской войны 1904–1905 годов. Позднее, в 1916 году, подлодка была перевезена в Кольский залив, в следующем году сначала переведена в разряд учебных, а затем и вовсе исключена из списков флота.
Что интересно, в начале 1904 года Балтийскому заводу уже были выданы заказы на постройку усовершенствованных подводных лодок нового типа, проектированием которых занимались также Иван Бубнов и Михаил Беклемишев. Головная субмарина нового типа получила название «Касатка». Новые корабли имели уже следующие тактико-технические элементы: водоизмещение надводное/подводное – 152/172 т; максимальная скорость надводного/подводного хода – 14/8,5 узла; дальность плавания надводная/подводная – 750 миль (9 узлов) / до 70 миль (5 узлов); двигатель надводного хода – два керосиновых мотора и бензиновый мотор (затем – два бензиновых и один дизельный); двигатель подводного хода – электромотор мощностью 100 л.с.; вооружение – четыре наружных торпедных аппарата Джевецкого и пулемет.
А 19 августа 1912 года Россия вновь вырвалась вперед в мировом подводном кораблестроении – в этот день на воду был спущен первый в мире подводный минный заградитель «Краб», построенный по проекту талантливого русского инженера и изобретателя Михаила Петровича Налетова. Субмарина брала на борт 60 морских якорных мин, постановка которых в подводном положении осуществлялась при помощи двух специальных минных коридоров, расположенных в надстройке заградителя.
ПЕРВЫЕ В РОССИИ
После появления нового класса боевых кораблей возникла необходимость организовать подготовку и специалистов для них. С этой целью 9 апреля (27 марта) 1906 года в Либаве, при порте Императора Александра III, был образован первый в стране учебный отряд подводного плавания, который занялся подготовкой специалистов-подводников. Одновременно шла интенсивная разработка (а точнее, совершенствование) тактики подводных лодок и методов применения их оружия.
Учебному отряду придали подводные лодки «Белуга», «Сиг» и «Минога», а в слушатели принимали офицеров-подводников и новобранцев-матросов, обладавших хорошим здоровьем и знаниями необходимых предметов. И дело пошло, да еще как! Только за 1907–1909 годы из стен отряда вышли 103 офицера-подводника и 525 специалистов. Позднее, к 1914 году, отряд перебазировали в Ревель (ныне Таллин) и переформировали в соединение, на базе которого начала осуществляться подготовка полных экипажей для строящихся субмарин.
После революции личный состав отряда в ходе известного Ледового похода Балтийского флота 1918 года вывел в Кронштадт 12 уцелевших подлодок. Учебный отряд не распался и продолжил подготовку подводников. С 1939 года в его состав вошли Специальные курсы командного состава и дивизион подводных лодок. 13 января 1935 года отряду было присвоено имя Сергея Мироновича Кирова, а 10 июля 1939 года ему был вручен орден Боевого Красного Знамени.
В декабре 2010 года отряд преобразован во 2-ю Школу младших специалистов 433-го Учебного отряда ВМФ РФ и переведен в Кронштадт, затем, в январе 2014 года, включен в состав 907-го Объединенного учебного центра ВМФ и преобразован в Учебный центр подготовки военных спасателей и водолазных специалистов (переведен в Ломоносов), а в августе 2015 года в соответствии с директивой министра обороны РФ он был передислоцирован в Севастополь и приступил к работе в рамках утвержденной программы подготовки специалистов для служб поисковых и аварийно-спасательных работ флотов ВМФ РФ.
СЕВМОРПУТЬ ОСВОЕН
Особо следует отметить, что наши подводники всегда славились не только своими боевыми успехами, но и тем, что исследовали различные районы Мирового океана и покоряли недоступные ранее глубины. Один из таких подвигов – на счету подводной лодки Щ-423 под командованием капитана 3 ранга И.М. Зайдулина, которая в период с 5 августа по 17 октября 1940 года впервые в мировой истории совершила переход Северным морским путем (из Полярного во Владивосток). Совсем недавно на этом маршруте гибли крупные корабли и суда, а тут «хрупкая» подлодка идет по одному из сложнейших маршрутов.
В состав 10-й экспедиции особого назначения ЭОН-10 были включены Щ-423, транспорт «А. Серов» (на нем располагалась аварийно-спасательная партия) и ледокол «Ленин». Командиром похода (экспедиции) был назначен военинженер 1 ранга И.М. Сендик, главным инженером – военинженер 2 ранга А.И. Дубравин. Субмарина прошла дополнительную подготовку перед походом – корпус защитили деревянно-металлической обшивкой, бронзовые гребные винты заменили на стальные со съемными лопастями и пр.
По воспоминаниям участников героического похода, плавание проходило в чрезвычайно сложной ледовой обстановке. Так, транспорт «А. Серов» потерял лопасти винта (!), и его заменили на транспорт «Волга», вошедший 31 августа в состав сил сопровождения Щ-423 у бухты Тикси. Дополнительно к экспедиции подключили и знаменитый ледорез «Федор Литке». А после прохождения Берингова пролива героев-североморцев встретили тихоокеанские подлодки «ленинской» серии Л-7, Л-8 и Л-17.
В конечном итоге отряд, несмотря на обрушившийся на советских моряков на конечном участке пути сильный шторм, 9 сентября прибыл в бухту Провидения. После короткого захода в Петропавловск-Камчатский и Совгавань 17 октября Щ-423 прибыла в бухту Золотой Рог, город Владивосток.
Всего за время похода, длившегося 73 суток, в тяжелейших условиях осенней Арктики было пройдено 7227 миль, в том числе 682 мили – непосредственно во льдах. Поход «щуки» открыл многолетнюю летопись эксплуатации нашими подводниками Севморпути. И сегодня уже мощные подводные атомоходы-ракетоносцы форсируют, причем даже в условиях зимнего периода – подо льдами, моря Арктики, совершая межфлотские переходы, ставшие для наших подводников почти уже обыденным делом.
комментарии(0)