0
6815
Газета Реалии Интернет-версия

26.04.2019 00:01:00

Как корабли с представительскими функциями превратились в инструмент большой политики

Яхты монархов

Александр Широкорад

Об авторе: Александр Борисович Широкорад – писатель, историк.

Тэги: яхта, екатерина великая, крым, 1787, флот романовых


яхта, екатерина великая, крым, 1787, флот романовых Яхта «Полярная звезда» была одной из лучших в своем классе. Александр Беггров. Императорская яхта «Полярная звезда». 1892. Центральный военно-морской музей

Со 2 января по 11 июля 1787 года Екатерина Великая совершила грандиозное путешествие в Крым. До Киева добиралась по суше, а затем до Екатеринослава (позже – Днепропетровск, у которого Порошенко изъял половину названия) – по Днепру. Чтобы преодолеть расстояние всего в 400 км, князь Потемкин построил в белорусском городе Кривичи целую флотилию из 25 гребных судов. Ради прихоти императрицы? Желая ослепить роскошью иностранных послов?

Да, действительно, путешествие Екатерины произвело сильное впечатление на Европу. Ну а военный вектор представлял собой скрытую переброску кораблей на Черное море, где только начинал строиться российский флот. После высадки в Екатеринославе императрицы и ее свиты флотилия спустилась вниз по Днепру до Херсона. Там девять  екатерининских галер стали первыми галерами Черноморского флота.

На «Десне» выкинули всю ресторанную рухлядь и установили один пудовый единорог и 16 трехфунтовых пушек. На «Днепре» поставили 19 пушек, на «Буге» – 13, на «Сейме» – 21 и т.д. Все эти суда и пушки участвовали в войне с Турцией. Галера «Десна» в бою у крепости Очаков потопила три турецких судна. Награды отличившимся вручал лично Александр Суворов.

ФЛОТ РОМАНОВЫХ

С 1894 по 1914 год среди монархов мира самую большую флотилию яхт имело августейшее семейство Романовых. По суммарному тоннажу яхты не уступали тоннажу всех крейсеров Порт-Артурской эскадры, причем большие яхты по своим размерам не уступали броненосным крейсерам того времени, хотя и Александр III, и Николай II всего лишь несколько раз совершали визиты на яхтах в Англию, Францию, Данию и Германию. А в основном яхты вояжировали между Петергофом и финскими шхерами и Южной бухтой Севастополя и Ялтинским портом.

Любопытно, что для того, чтобы хоть как-то соблюсти приличия и на законных основаниях выкачивать деньги из бюджета морского ведомства, Александр III придумал новый тип кораблей – яхту-крейсер. Так, в 1887 году началось строительство крейсера «Память Меркурия» по типу английского крейсера «Линдер». Вооружение его должно было состоять из восьми 152-мм, четырех 107-мм, шести 47-мм пушек и двух торпедных аппаратов. Крейсер предназначался для действий на океанских коммуникациях, и дальность плавания его должна была составлять 12,5 тыс. миль.

В ходе строительства крейсера в его конструкцию вносились изменения. Заодно царю объяснили, что название не очень подходит для прогулочного судна, и корабль был переименован в «Полярную звезду». В итоге, когда «Полярная звезда» в марте 1891 года вошла в строй, она оказалась не крейсером, а роскошной яхтой с четырьмя 47-мм пушками. Стоимость сего судна составила 3 млн 557 тыс. 100 руб. Для сравнения: стоимость параллельно строившегося броненосного крейсера «Память Азова» составила 3 млн 690 тыс. 254 руб., включая артиллерию. Замечу, что и «Память Азова» строили с роскошными салонами для перевозки высочайших особ.

В 1892 году морское ведомство заказало датской фирме «Бурмейстер ог Вайн» крейсер. Но в октябре 1893 года Александр III приказал переделать его в императорскую яхту. В строй она вошла под названием «Штандарт» в 1896 году, уже при новом царе. Водоизмещение ее составило 5480 т. Для салютов яхта имела восемь 47-мм пушек Гочкиса.

Кроме этих яхт у высочайшего семейства имелось еще не менее дюжины яхт: «Царевна», «Александрия», «Держава» и др.

Помимо того, для царских родственников было построено еще несколько яхт-крейсеров. Для генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича – яхта-крейсер «Светлана» водоизмещением 3727 т, поскольку Алексею не хватало морской яхты «Стрела» постройки 1890 года. Для наместника на Дальнем Востоке адмирала Алексеева (внебрачного сына Александра II) была построена яхта-крейсер «Алмаз» водоизмещением 3285 т. Однако отправка «Алмаза» в Порт-Артур задержалась, и Алексеев приказал перевести в Порт-Артур один из лучших вспомогательных крейсеров – «Ангару». Этот корабль водоизмещением 12 050 т имел скорость 20,1 узла и мог причинить японцам немало хлопот в ходе рейдерства в океане, если бы он остался во Владивостоке. Но куда наместнику высочайшей крови без яхты? И «Ангара» бесславно сгинула в Порт-Артуре вместе с остальными кораблями эскадры.

Простые адмиралы не получили больших яхт. Зато они для своих ближних служебных поездок (час—три на миноносце) требовали подавать им большие крейсера. Так, адмирал Григорович ездил из Севастополя в Ливадию не на автомобиле (3 часа) и не на миноносце (1,5 часа), а на новейшем крейсере «Кагул». А адмирал Иессен решил 15 мая 1904 года совершить инспекцию поселка Посьет в 100 верстах от Владивостока по Амурскому заливу не иначе, как на крейсере «Богатырь». В пути адмирал фактически отстранил капитана от управления крейсером, и «Богатырь» налетел на камни, выйдя из строя до конца войны.

Замечу, что в 1901—1903 годы корабли русской Тихоокеанской эскадры в Порт-Артуре в основном находились в «вооруженном резерве». «Необходимо сказать, что вооруженный резерв был вынужденным изобретением Морского министерства, бюджетных средств которого не хватало для постоянного нахождения флота в море. Поэтому значительная часть кораблей систематически отстаивалась в гаванях, занимаясь лишь рейдовыми учениями, но сохраняя готовность к немедленному выходу в море», – указывает Р.М. Мельников в труде «Крейсер «Варяг», вышедшем в издательстве «Судостроение» в 1975 году.

Зато яхта-крейсер «Штандарт» два раза в год гонялась с Балтики на Черное море только для того, чтобы отвезти императора из Севастополя в Ялту. Правда, жалеть начальство, команду и прислугу особенно не приходится. Царские яхты не подлежали таможенному досмотру и… Бесспорный рекорд по провозу контрабанды держала яхта «Полярная звезда» на маршруте Копенгаген–Кронштадт. По этому маршруту вояжировала вдовствующая императрица Мария Федоровна…

Любопытно, что три часа от Южной бухты Севастополя до набережной Ялты «Штандарт» шел не один, а в сопровождении целой эскадры кораблей Черноморского флота. Так, 30 марта 1914 года его сопровождали крейсер «Кагул», яхта «Алмаз» и четыре эсминца.

И это, замечу, был не только почетный эскорт. Дело в том, что яхта «Алмаз» по своему силуэту почти не отличалась от «Штандарта». Поэтому в течение шести лет, с 1906 по 1911-й, «Алмаз» служил яхтой-двойником «Штандарту» на Балтике. Периодически царская яхта менялась стоянками в финских шхерах с ее двойником. Современники утверждали, что в 1907 году при входе в Коткинскую бухту была обнаружена плавучая мина. Но при этом на стоянке, предназначенной для «Штандарта», была пришвартована яхта «Алмаз».

В начале 1911 года «Алмаз» прошел ремонт (в 1908 году его официально включили в число императорских яхт), а 23 июля того же года он навсегда покинул Балтику и отправился на Черное море сопровождать яхту «Штандарт».

СУРОВЫЕ СТРАЖИ

Если на Черном море на «Штандарте» царь обычно проводил несколько часов по пути из Севастополя до Ялты и обратно, то на Балтике он пребывал на «Штандарте» неделями. Николай II и его семья любили отдыхать с конца июня до начала августа на островах в финских шхерах. Чаще всего это происходило у поселка Виролахти. Сейчас он находится в нескольких километрах от российско-финской границы, а тогда был территорией Российской империи.

Безопасность царя помимо дворцовой охраны, численность которой составляла от 50 до 200 человек, обеспечивали несколько тысяч матросов, находившихся на кораблях конвоя и окружающих островках.

В сентябре 1906 года царь писал родственникам: «С нами здесь «Украина» и «Финн», миноносцы «Видный», «Резвый» и «Гремящий», «Царевна», «Генерал-адмирал» и «Азия». Все они по ночам светят боевыми фонарями кругом яхты». Замечу, что «Азия» и «Генерал-адмирал» представляли собой старые крейсера. На «Азии» размещались чины дворцовой охраны, а на «Генерал-адмирале», видимо, находились тоже какие-то части охраны. Ну а «Украина» и «Финн» – эсминцы, построенные на пожертвования населения в ходе Русско-японской войны.

С 1911 года для размещения дворцовой охраны стал использоваться специально построенный в 1910–1911 годы на Невском судостроительном заводе транспорт «Печора» водоизмещением 2000 т. На транспорте помимо всего прочего имелись большая фотолаборатория, а также помещение для полицейских собак. Кроме того, в состав царской флотилии входили угольная баржа, судно-баня, водовоз «Водолей» и госпитальное судно.

А вот состав царского конвоя в финских шхерах в конце августа 1907 года (обычно в это время царь уже был в Ливадии, но из-за волнений на Черноморском флоте о Крыме не могло быть и речи). Впереди «Штандарта» шли эсминцы «Украина» и «Выносливый»; сзади – «Азия», яхты «Элекен» и «Александрия», а также конвоиры царских яхт «Дозорный» и «Разведчик». Замечу, что именно при Николае II в составе русского флота появился новый тип кораблей – конвоиры царских яхт. В 1900–1904 годы были построены четыре конвоира – «Конвоир», «Спутник», «Дозорный» и «Разведчик».

Шхерный район, где вояжировал «Штандарт», был заранее хорошо оборудован в гидрографическом отношении: взорваны подводные камни, поставлены буи, четко обозначены фарватеры. Тем не менее 29 августа 1907 года на траверзе острова Граншер «Штандарт» налетел на узкий камень на глубине 5,5 м, не обозначенный на карте. Приняв 1200 т воды, «Штандарт» накренился. Царская семья немедленно перешла на яхту «Александрия».

Охрана «Штандарта» имела четкие указания не допускать любые суда к царской яхте.

Как-то раз во время отдыха царя какой-то финн, незнакомый с русскими порядками, подплыл на лодке к сторожевой линии, чтобы продать яблоки. Снайпер охраны метким выстрелом сбил с финна шляпу. А в 1907 году потопили финскую лайбу, которая шла прямо на «Штандарт», игнорируя пароходные гудки и предупредительный выстрел. В итоге один из миноносцев пошел на таран и потопил лайбу. Пятеро финских рыбаков были спасены командой миноносца. На допросе выяснилось, что они не имели злого умысла, а просто хотели посмотреть поближе на императорскую яхту.

В другой раз более серьезный инцидент произошел с английским пароходом «Вудберн». Груженное лесом судно приближалось к стоянке «Штандарта», чтобы обогнуть яхту на расстоянии трех кабельтовых. «Вудберн» начали оттеснять миноносцы. Уклоняясь, пароход дал задний ход, и его нос оказался повернутым прямо на «Штандарт». Немедленно конвоиры царской яхты открыли предупредительный огонь, а эсминец «Эмир Бухарский» угодил 75-мм снарядом в борт судна. В итоге был поврежден паропровод и ранен кочегар. Последовавший за этим скандал русские дипломаты замяли с большим трудом.

Любопытно, как велось снабжение высочайших пассажиров яхты. Обратимся для этого к труду И.В. Зимина «Царская работа. XIX – начало ХХ века. Повседневная жизнь Российского императорского двора» (М.: Центрполиграф, 2011): «Поскольку все стоянки «Штандарта» были заранее определены, то еще до начала плавания «полковники от котлет» Гофмаршальской части отправили из Петербурга в Финляндию вагон с различным хозяйственным барахлом, включая и кухонное. Также из Петербурга в Финляндию регулярно отправлялся вагон-ледник, в котором перевозили мясо и молочные продукты.

О том, что необходимо Пьеру Кюба на «Штандарте», Гофмаршальская часть узнавала по самому современному на то время средству связи – радиотелеграфу. «Маршрут» радиограммы от Кюба до «полковников от котлет» в Петергофе был следующим. Сначала радиограмма поступала на радиотелеграф в Главный морской штаб (то есть в Адмиралтейство), затем ее передавали в Гофмаршальскую часть Зимнего дворца, а уже оттуда по телефону в Петергоф, откуда и отходил очередной миноносец. Так, 19—20 августа состоялся обмен радиотелеграммами следующего содержания.

Петергоф, 19 августа 1907 г.: «Миноносец «Бурный» выйдет из Петергофа завтра вторник 10 часов утра сообщите кому признаете нужным». Кн. Путятин.

«Штандарт», 20 августа 1907 г.: «Благоволите выслать сливок 50, молока 50 бутылок, масла 20 фунтов, дворцовых оранжерей персиков, слив, винограду, крыжовнику, по возможности цветов разных для убранства стола».

ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ

Яхты нужны были Николаю и для приема монархов и глав государств. С 1894 по 1914 год никто из них не попал в Петербург, куда им положено было приезжать по дипломатическому протоколу. Почему? Да потому, что Александр III и Николай II сами никогда не жили в столице. Они приезжали туда на несколько часов, а затем уезжали ночевать в свои резиденции в Гатчину, Царское Село и Петергоф. Дело в том, что в марте 1881 года народовольцы фактически выселили царей из Зимнего дворца, хотя над ним постоянно реял черно-желтый императорский штандарт – «Царь всегда на своем месте». Поэтому монархов и глав государств принимали в Кронштадте или Ревеле на борту царских яхт. Так, в июле 1897 года Вильгельма II, а в августе того же года президента Франции Феликса Фора Николай II принимал на яхте «Александрия». Позже для подобных встреч использовались яхты «Штандарт» и «Полярная звезда».

Николай II берег свои яхты. В начале Русско-японской войны лучший российский военно-морской теоретик (за границей его именовали «русский Мэхэн»), капитан 2 ранга Н.Г. Кладо предложил послать яхты-крейсера на Тихий океан, за что был посажен под арест. А вскоре его вообще выкинули из флота.

Большевики выполнили указание Александра III и обратили «Штандарт» в минный заградитель «Марти» с мощным артиллерийским вооружением, за что его в зарубежных справочниках числили «крейсером – минным заградителем». В 1941–1945 годы «Марти» потопил подводную лодку противника, вывез с Ханко 2029 бойцов, 60 орудий, 11 минометов и 800 т груза. В 1941–1944 годы его 130-мм пушки регулярно обстреливали позиции германских войск под Ленинградом.

3 апреля 1942 года минзаг одним из первых во флоте удостоился звания Гвардейского. В 1947 году «Марти» переименовали в «Оку», а в 1960 году режиссер Михаил Швейцер снял корабль в фильме «Мичман Панин», где он сыграл роль вспомогательного крейсера «Елизавета». В следующем году минзаг «Ока» переоборудовали в корабль – цель для испытаний противокорабельных ракет.

Крейсер-яхта «Полярная звезда» также участвовал в Великой Отечественной войне в качестве плавбазы подводных лодок.

ЧУЖИЕ ЯХТЫ

А как дело обстояло с яхтами в других странах?

В Англии в XIX–XX веках монархи имели только по одной паровой яхте. Кроме того, у них имелись одна-две деревянные беспалубные парусные яхты. Так, в 1855 году в строй вошла колесная паровая яхта «Виктория и Альберт». К 1897 году яхта обветшала, и королева Виктория потребовала новую. Большинство членов парламента было против. Тогда представители королевы сослались на Россию. Нетрудно догадаться о реакции парламентариев. И вот в 1899–1901 годы была построена новая одноименная яхта водоизмещением 4700 т. Увы, королева к тому времени умерла, но ее наследники Эдуард VII и Георг V на этой яхте много раз объехали весь мир. Замечу, что по протоколу все английские монархи по восшествии на престол должны были объехать британские доминионы Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Индию и др. А вот в России никто из Романовых так далеко на яхтах не плавал. Лишь великий князь Александр Михайлович на яхте «Тамара» (600 т) в 1890 году совершил плавание, пройдя 23 тыс. миль.

Наследники Георга V не любили яхты. Согласно королевскому завещанию, яхта «Виктория и Альберт» 9 июля 1936 года была торжественно затоплена к югу от острова Уайт. После этого 18 (!) лет британские монархи обходились вообще без яхт. Если не считать парусной яхты «Блатхаунд» постройки 1930 года, вмещавшей восемь пассажиров.

Лишь 16 апреля 1953 года была спущена на воду яхта «Британия» водоизмещением 5769 т. Через шесть лет она вошла в строй. Королева Елизавета II совершила на «Британии» 968 государственных визитов в страны Европы, Америки, Азии, Африки и Австралию. Даже побывала в 1994 году в Санкт-Петербурге.

Но, увы, 1 декабря 1997 года яхта «Британия» была обращена в музей. Королева горевала, но парламент был неумолим. И до сих пор (2019 год) у «владычицы морей» нет королевской яхты.

В Германии в XIX – начале ХХ века кайзеру тоже полагалось иметь только одну яхту. В 1876–1880 годы ему построили колесную яхту «Гогенцоллерн». В 1892 году ее сменила винтовая мореходная яхта «Гогенцоллерн» (4200 т, 21,5 узла). Она имела мощное вооружение: три 105-мм пушки, двенадцать  50-мм скорострельных пушек и два торпедных аппарата. Напомню, что на «Штандарте» – лишь восемь 47-мм салютных пушек. На самом же деле «Гогенцоллерн» представлял собой боевой корабль. В составе флота он числился как авизо (малый крейсер). А бытовые потребности кайзера были более чем умеренные и удовлетворялись вестовыми матросами.

Хуже всех дела с яхтами обстояли у президентов США. Последняя президентская яхта «Секвойя» построена в 1925 году. Яхта длиной 32 м внешне напоминала разъездной катер речфлота СССР. В 1977 году президент Джимми Картер продал «Секвойю» частной компании. Так и мыкаются 42 года американские президенты без яхт.

КАК «КРЫМ» ВЕРНУЛСЯ В РОССИЮ

А были ли правительственные яхты в СССР?

До 1945 года в них просто не было нужды. Вот, к примеру, Сталин в августе 1925 года отдыхал в районе Сочи. Кто-то ему разрекламировал новый санаторий «Мухалатка». 28 августа генсек не мудрствуя лукаво сел на беспалубный моторный катер «Урицкий» из 34-го Сочинского погранотряда и «прикатил» в Ялту. Сейчас за перевозку из Сочи в Ялту на такой посудине не то что генсека, а даже челночников, капитана катера надолго отправили бы за решетку.

В январе 1946 года в состав ВМФ СССР вошла трофейная германская яхта «Хела», точнее, штабной корабль адмирала Деница. «Хела» построена в 1937 году и имела водоизмещение 25 200 т. Информация о том, что «Хела» была личной яхтой Гитлера, полнейшая чушь. Свое новое имя – «Ангара» – эта яхта получила в мае 1946 года. У нас она также числилась, как у гросс-адмирала Деница, «штабным кораблем».

С 22 июня 1957 года по 13 марта 1958 года «Ангара» временно входила в состав Морской пограничной охраны МВД—КГБ СССР в качестве официальной правительственной яхты, а затем была возвращена Черноморскому флоту для использования в качестве штабного корабля управления.

В наших СМИ публиковалось множество рассказов о пребывании на «Ангаре» И.В. Сталина. По одной из версий, во время ночевки Сталина на яхте прорвало трубу отопления, и его ботинки плавали в воде. Но это байки. Сталин никогда не был на «Ангаре».

Зато яхту периодически посещали главы правительства СССР и зарубежных стран. Так, с 9 по 14 сентября 1954 года на борту яхты Маленков, Молотов, Хрущев и Кириленко совершили круиз Севастополь–Ялта–Сочи–Ялта. 

В ходе визита в Севастополь произошел эпизод на уровне Чичикова и Манилова. Вот что об этом пишут С.П. Горбачев и М.В. Макарчев в книге «Ангара»: от свастики до Андреевского креста. Страницы биографии корабля, сменившего пять флагов» (Севастополь: Глория-Информ, 2007, с. 18): «Около полудня на причале появляется кортеж легковых автомашин, и его сверкающая чистотой площадка заполняется массой людей. Впереди процессии Н.С. Хрущев и Н.А. Булганин, которые за несколько шагов до трапа начинают подталкивать друг друга вперед, видимо, взаимно уступая первенство восхождения на борт корабля. Такая потешная сцена заканчивается тем, что первым оказывается первый секретарь ЦК КПСС. Он и выслушал доклад командира корабля Н.Н. Симонова».

Бывал на «Ангаре» и министр обороны Георгий Жуков, а также Иосип Броз Тито, король Афганистана Мухаммад Захир Шах, Урхо Кекконен, Владислав Гомулка, Янош Кадор и другие государственные деятели.

Яхта неоднократно участвовала в киносъемках, и на ее борту снимались эпизоды фильмов «Нейтральные воды», «Увольнение на берег», «Семь криков в океане».

В 1983 и 1989 годах яхта прошла капитальный ремонт в Греции. После распада Советского Союза «Ангара» осталась в распоряжении Черноморского флота России и с 1 мая 1998 года передана гражданскому экипажу. 

К этому времени судно числилось не яхтой, а плавказармой ПКЗ-14, хотя никто в этой «казарме» не проживал. Чтобы продать за рубеж, яхту безуспешно пытались ремонтировать, но к 2018 году она сгнила в Южной бухте Севастополя у борта дока ПД-5.

Первые советские правительственные яхты были заказаны морпогранохраной ПО «Алмаз» в 1976 году. Закладка головного катера проекта 1360 «Крым» состоялась 7 января 1977 года. В сентябре того же года катер был передан черноморским пограничникам. 

В 1979 году построили второй катер проекта 1360 «Кавказ». Полное водоизмещение катеров – 254 т, скорость хода (по материалам КБ «Алмаз») – 44 узла, фактически – около 31 узла. При разделе Черноморского флота «Кавказ» достался России, а «Крым» – Украине. В марте 2014 года катер «Крым» вместе с одноименным полуостровом был возвращен России. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Назовем это созвездием Вечной Козы

Назовем это созвездием Вечной Козы

Ирина Осинцова

Так странно купаться среди развалин домов, ушедших под воду много веков назад

0
6097
 ВЫСТАВКА "Архитектор Высочайшего двора. Крымские проекты Николая Краснова"

ВЫСТАВКА "Архитектор Высочайшего двора. Крымские проекты Николая Краснова"

0
3724
В диабазовом фраке

В диабазовом фраке

Виктор Леонидов

Влюбленность в Крым в стихах и акварелях

0
2027
Возрождение франко-британского альянса

Возрождение франко-британского альянса

Алексей Фененко

Расклад сил на Западе напоминает Крымскую войну

0
4409

Другие новости