Оружие массового поражения составляет значительную часть арсенала Пентагона. Фото с сайта www.energy.gov
19 июня с.г. в блоге Secrecy News, находящемся на сайте некоммерческой организации «Федерация американских ученых» (Federation of American Scientists, FAS), появилось сообщение о том, что Комитет начальников штабов (КНШ) ВС США на своей странице в Интернете в открытой форме опубликовал новые указания по применению ядерного оружия под названием «Руководство по ядерным операциям» (Joint Publication 3–72, Nuclear Operations). Правда, в открытом доступе этот документ, датированный 11 июня 2019 года, просуществовал всего неделю. Затем ему был присвоен гриф «Для служебного пользования», и ядерные указания КНШ подчиненным теперь могут читать только посвященные лица, имеющие доступ к электронной библиотеке этого ведомства. Но ведущему блога Secrecy News Стивену Афтергуду все-таки удалось скопировать новый документ и разместить его на сайте FAS. Так что теперь все желающие могут ознакомиться с указаниями руководства КНШ о формах и методах ведения боевых действий с использованием ядерного оружия.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Текст руководства, состоящего из пяти глав, занимает 60 страниц. Как говорится в предисловии, подписанном генерал-лейтенантом Даниэлем Донахью, возглавляющим Директорат развития объединенных сил (Joint Force Development) КНШ, в нем сформулированы фундаментальные принципы и доктринальные требования к планированию, проведению и оценкам результатов операций объединенных сил с использованием ядерного оружия.
Как указывается в документе, ядерные силы Америки обеспечивают выполнение требований, изложенных в Стратегии национальной безопасности (СНБ) и Стратегии национальной обороны (СНО) США, путем эффективного решения таких задач, как сдерживание ядерных и обычных ударов вероятных противников, обеспечение безопасности союзников и партнеров, решение национальных задач в случае невозможности сдерживания атакующих сторон, а также исключение возможности неблагоприятного развития событий в неопределенном будущем.
В первом из этих основополагающих документов, на базе которых были сформулированы положения нового Руководства, говорится, что ядерное оружие является базовым инструментом сохранения мира и стабильности на земле. А во втором указывается, что США будут предпринимать все необходимые усилия для модернизации своей ядерной триады в противодействие агрессивным усилиям врагов Америки.
Еще одним источником, на котором базировались авторы Руководства, стал «Обзор ядерной политики» США, опубликованный 2 февраля с.г. В нем излагается новая ядерная доктрина Америки и говорится, что США намерены продолжить модернизацию ядерных сил в связи с «развитием российского ядерного потенциала». Там также подчеркивается, что «Россия должна понять, что любое применение ядерного оружия, пусть и ограниченное – неприемлемо», и что «даже ограниченное использование ядерного оружия для достижения своих целей может коренным образом изменить характер конфликта» и стать источником неисчислимых и невосполнимых потерь.
Следует подчеркнуть, что в опубликованном Руководстве дается обзор состояния всех элементов ядерных сил США, начиная с их структуры и систем обеспечения и заканчивая моделированием ядерных операций, обеспечением безопасности систем и средств, а также профессиональной подготовкой и надежностью личного состава эксплуатирующих их подразделений.
Как отметил Стивен Афтергуд, опубликованный «документ содержит несекретный и в основном знакомый обзор ядерной стратегии, структуры этого рода войск, планирования операций, определения целей, управления боевыми действиями». А утверждение авторов Руководства о том, что «применение ядерного оружия может создать условия для решающего результата и восстановления стратегической стабильности», он назвал пассажем Стрейнджлава – одного из персонажей сатирической комедии Стэнли Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу», вышедшей в 1964 году и рассказывающей о ненормальном американском генерале, одержимом антикоммунистической паранойей, который, невзирая на указания начальства, начал ядерную войну с СССР, и о том, к чему это привело.
ИЗМЕНИТЬ МАСШТАБЫ БОЯ
Как указывается в Руководстве, «использование ядерного оружия фундаментально изменит масштабы боя и создаст условия, которые повлияют на то, как командиры получат преимущество в конфликте». Поэтому наибольший интерес представляет пятая глава этого документа, которая так и называется: «Ядерные операции». В ней отмечается, что ядерное оружие является важнейшим элементом обеспечения нацбезопасности США, и сформулированы общие требования к ядерным силам, решаемым ими задачам и формам их применения.
Ядерные операции проводятся в соответствии с уникальными требованиями и включают неординарные процессы, отраженные в общих подходах к их реализации и в соответствующих плановых документах. Нанесение любого ядерного удара требует решения президента и имеет далеко идущие последствия дипломатического, стратегического, оперативного и юридического характера.
Основной задачей триады Стратегических ядерных сил (СЯС) США является сдерживание ядерного нападения на Америку, ее союзников и партнеров. В ее основе лежит ряд принципов, определяющих уникальные характеристики СЯС, чьи возможности дополняют боевые потенциалы других компонентов ВС США.
Объединенные ВС США являются гибкой структурой, применение которой позволяет Пентагону обеспечивать эффективное сдерживание вероятного противника и при необходимости наносить удары по широкому спектру потенциальных целей. Это дает президенту США возможность осуществлять эскалацию конфликтов или предпринимать действия по их прекращению. Гибкость же, которой обладают стратегические бомбардировщики и самолеты тактической авиации, способные нести ядерное оружие, является важной характеристикой ВС, поскольку их возможности по нанесению множества ядерных и обычных ударов являются весьма убедительным фактором в процессе сдерживания противника.
Использование адаптированных ответов на провокации противников позволяет осуществлять эффективное управление возможной эскалацией конфликта. На оперативном уровне ВС США могут быстро приспосабливаться к изменяющейся обстановке и дают командирам множество способов предотвращения конфликта или наращивания усилий для одержания победы, если конфликт все-таки произошел.
Живучесть ядерного оружия, средств его доставки и систем управления, а также реакция на возникающие угрозы командиров соответствующих подразделений является показателем того, что они способны сохранять свои боевые возможности на любой стадии конфликта. Сочетание избыточности количества применяемых систем ядерных вооружений, их мобильность, численность средств доставки, защищенность и значительная вариантность концепций их применения существенно повышают живучесть ядерных сил.
В частности, мобильность повышает живучесть формирований объединенных сил: противник оказывается не в состоянии атаковать их с высокой степенью поражения, поскольку их дислокация в момент удара не может быть точно определена. Живучесть же этих сил позволяет более эффективно осуществлять сдерживание противника, поскольку эти силы могут использоваться непрерывно или создавать угрозу их применения. В связи с трудностью, а иногда и невозможностью определения местоположения стратегических подводных ракетоносцев они являются самым живучим компонентом СЯС.
В ходе ядерного конфликта может потребоваться нанесение ударов по высокоприоритетным целям противника в ограниченные промежутки времени. В некоторых случаях сохранившиеся ядерные вооружения должны быть способны атаковать врага в удобные моменты и в самые короткие промежутки времени. Мгновенная реакция на наносимые удары позволяет заставлять противника кардинально переориентировать свои войска в процессе упреждающей атаки, которая повышает пороги использования им ядерного оружия. Находящиеся на постоянном боевом дежурстве межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) являются наиболее реактивным элементом ядерной триады США.
МЕТОДЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ВОЙСК
Одним из наиболее важных и менее всего осознаваемых факторов ведения боевых действий с применением ядерного оружия, с которым сталкиваются объединенные силы в ядерном конфликте, является понимание солдатами и командирами того, как надо действовать после нанесения по ним ядерного удара и в условиях радиоактивного заражения местности.
Понимание физических и физиологических последствий воздействия ядерного оружия на живые организмы, а также психологических эффектов, возникающих в ходе таких боевых действий, в совокупности с руководящими указаниями и практической подготовкой солдат и офицеров к преодолению этих факторов существенно повышает возможности армейских подразделений по действию в таких условиях.
При планировании ядерных операций командиры разных степеней и подчиненные им штабы должны четко понимать, что применение ядерного оружия имеет специфические и длительно действующие последствия, которые выходят далеко за пределы поражающих эффектов обычных взрывчатых веществ. Командиры должны планировать и внедрять защитные меры, направленные на снижение воздействия ядерного оружия на личный состав и вооружения, а также на обеспечение непрерывности боевых действий. Они должны понимать, как ядерное оружие воздействует на личный состав, используемые им системы и средства и на динамику ведения боевых действий, а также должны готовить своих подчиненных к действиям в таких условиях и применять все необходимое для обеспечения их выживаемости.
Масштабы ядерной войны могут простираться от тактических операций в ограниченных регионах до действий противостоящих сторон на всей территории земного шара. Однако использование ядерного оружия даже в тактических пределах требует детального планирования на всех уровнях управления войсками. Причем вне зависимости от сценариев применения ядерных вооружений планирование их использования не должно проводиться в отрыве от составления планов нанесения ударов обычными огневыми средствами.
Применение ядерных средств может радикально изменить или ускорить ход любой военной кампании. Ядерное оружие может быть введено в действие в тех случаях, когда применение обычных вооружений не дает ожидаемого эффекта и поражение неизбежно, когда войска теряют контроль над происходящими событиями или тогда, когда возникает необходимость интенсификации конфликта с целью заключения мира с противником на более выгодных условиях. Потенциальные последствия использования этого вида оружия могут существенно повлиять на ход боевых действий и значительно осложнить оперативную обстановку.
Интеграция нанесения ядерных ударов в сочетании с действиями обычных войск и Сил спецопераций (ССО) крайне важна для достижения успеха в сражении или операции. В региональных конфликтах ВМС и ВВС США обеспечат ядерную поддержку начальникам географических командований путем регионального сдерживания противника и/или гибким ответом на указания президента.
Сегодня Сухопутные войска (СВ) США и Корпус морской пехоты (КМП) не имеют в своем распоряжении ядерного оружия. Однако его применение противником может повлиять на их формирования в значительно большей мере, чем на подразделения других видов ВС. И конечно, СВ и ССО при поддержке объединенных сил должны быть готовы к проведению операций на территориях, подвергшихся ядерным ударам.
В целях успешного завершения проводимых ими операций командиры боевых подразделений имеют право на предложение целей, по которым могут быть нанесены ядерные удары. Эти командиры и их штабы должны провести оценку планируемых целей и представить в соответствующие инстанции перечень мероприятий по снижению негативных последствий применения ядерного оружия или сделать запрос о привлечении экспертов к проведению таких оценок.
Для реализации процедур планирования использования ядерного оружия штабами командиров разных степеней нескольким специализированным структурам МО США вменено в обязанность предоставление в распоряжение их сотрудников соответствующих средств моделирования будущих операций. Эти инструменты должны позволить специалистам по планированию оценивать влияние ядерных ударов на свои войска и войска противника, а также определять, в какой мере могут быть реализованы их замыслы. Управление ограничения угроз МО США (Defense Threat Reduction Agency, DTRA) занимается разработкой таких моделей, руководит их созданием в других подразделениях военного ведомства и постоянно совершенствует этот инструментарий с целью обеспечения его эффективности при решении задач планирования командирами и их штабами.
Сотрудники этого управления в Школе ядерного оружия МО (Defense Nuclear Weapons School, DNWS) обучают войсковых специалистов работе на этих моделях. А специалисты Управления ядерного оружия и противодействия оружию массового уничтожения (ОМУ) СВ США (United States Army Nuclear and Countering Weapons of Mass Destruction Agency, USANCA) проводят подготовку работников различных штабов и обеспечивают их необходимыми средствами для составления оперативных планов.
В свою очередь, Центр разработки моделей для противодействия ОМУ (Countering Weapons of Mass Destruction Fusion Center) Командования сил спецопераций осуществляет планирование централизованного противодействия ОМУ, проводит соответствующие учения, дает аналитические оценки и оказывает разведывательную поддержку мероприятиям МО, проводимым в рамках плановой кампании для защиты от оружия массового уничтожения Пентагона и столичного региона США.
комментарии(0)