Обладающие колоссальным ударным потенциалом авианосцы стали одним из главных средств обеспечения нацбезопасности США. Фото с сайта www.navy.mil
В последнее время напряженность в отношениях между США и Ираном возросла многократно. Причиной стало заявление Тегерана о намерении прекратить выполнение некоторых обязательств по ядерной сделке, а также по ракетной программе, активизировать свою политику на Ближнем и Среднем Востоке, прежде всего в Сирии и Йемене.
Ситуацию усугубило то, что 13 июня с.г. в водах Оманского залива неподалеку от иранского побережья были атакованы и повреждены два танкера, а неделю спустя, 20 июня, иранскими силами ПВО был сбит американский стратегический беспилотный разведчик MQ-4C «Тритон», который, по заявлению иранской стороны, нарушил воздушное пространство страны.
Вашингтон в очередной раз пообещал силовой ответ. Но каким он может быть?
СЕКРЕТНАЯ «УТЕЧКА»
В мае с.г. в Персидский залив вошли семь американских боевых кораблей во главе с авианосцем «Абрахам Линкольн» (причем в их число входил также и универсальный десантный корабль «Кирсардж» типа «Уосп» с кораблями охранения. – «НВО»), плюс в зону ответственности 5-го оперативного флота ВМС США направился десантно-транспортный корабль-док «Арлингтон», способный принять до 700 военнослужащих и 14 единиц техники. Кроме того, в регион доставили зенитные ракетные комплексы «Пэтриот». Как пояснили в Пентагоне, это было сделано в ответ на «признаки повышенной готовности Ирана проводить наступательные операции» и для защиты американских интересов. Военное командование объявило о намерении перебросить дополнительно около 1 тыс. военнослужащих на Ближний Восток.
Кульминацией стала публикация в Сети якобы секретного оперативного плана (или его части) OPLAN 1002–18, в котором расписан сценарий войны с Ираном, включая захват иранской провинции Хузестан, а также нескольких иранских портов в Персидском заливе. Для этой операции Пентагону должны понадобиться две пехотные дивизии, танковая бригада и дивизия морской пехоты – при поддержке флота и авиации с баз в сопредельных с Ираном странах. Всего планируется задействовать около 120 тыс. военнослужащих, которым будут противостоять более чем 650 тыс. военнослужащих ВС Ирана.
Заметим, что Хузестан как цель удобен по нескольким причинам. Провинция преимущественно населена арабами, а не персами, при этом население Хузестана имеет давние традиции сепаратизма. Хузестан не только граничит с Ираком, но и расположен рядом с Кувейтом и Саудовской Аравией, что не позволит Ирану реализовать ряд ответных военных ходов.
Кроме того, в Хузестане расположено порядка 80% запасов иранского газа и нефти и около трети источников пресной воды.
Основные цели операции: стратегическая цель – заставить Иран полностью отказаться от программы создания своего ядерного оружия; политическая цель – заставить иранское руководство отказаться от ответных действий, ведущих к эскалации конфликта, чреватого тяжелыми экономическими, социальными и политическими последствиями для страны и правящего режима, дестабилизировать политическую ситуацию в районах с преобладающим азербайджанским и курдским населением; создать условия для прихода к власти умеренных сил, готовых сотрудничать с Западом и во многом поменять политическую ситуацию в стране; военная цель – «дать практику» Сухопутным войскам, Военно-воздушным и Военно-морским силам, а также Силам спецопераций, Корпуса морской пехоты и соединениям резерва в части взаимодействия в воздушной, морской, информационной операции, а также провести испытания в боевых условиях новых и перспективных образцов вооружения; экономическая цель – продолжить санкционное давление против ключевых областей экономики Ирана, затруднить доставку нефти в Китай и Индию, поскольку прекращение судоходства через Ормузский пролив приведет к прекращению большей части нефтяных и газовых поставок из стран зоны Персидского залива.
Предлагались три основных сценария удара по Ирану. С внутриполитической точки зрения первый сценарий – короткая победоносная война – наиболее предпочтителен, поскольку в случае успешного осуществления его результаты будут восприняты политиками и общественностью США как грандиозная победа Америки, достигнутая малой кровью и компенсирующая все провалы ближневосточной политики администрации Дональда Трампа, в том числе и неудачи в Сирии, и провал переговоров Трампа и Ким Чен Ына. Америка давно придерживается принципа «победителей не судят», и поэтому реакция мировой общественности в случае успеха операции мало беспокоит американскую администрацию.
КТО АТАКУЕТ ПЕРВЫМ
В рамках реализации первого сценария боевые действия могут быть начаты только США или Израилем. Возможен и такой вариант, при котором боевые действия начинает Израиль, но ему не удастся предотвратить ощутимые ответные действия Ирана и в операцию будут включены ВС США. Задачи операции – уничтожение инфраструктуры ядерного комплекса и максимальное сокращение возможностей иранских ВС по нанесению ударов по группировке войск США в заливе и блокированию Ормузского пролива.
Сценарий может быть реализован существующей группировкой ВС США в регионе. Координацию действий американских войск на Ближнем Востоке осуществляет Центральное командование (ЦК) ВС США, зона ответственности которого простирается от стран Африканского Рога (Эфиопия, Кения, Танзания, Джибути) до Пакистана, всего 25 государств.
В Ираке сейчас находится около 5 тыс. американских военнослужащих, в основном – 1-й бригадной боевой группы 101-й воздушно-десантной дивизии СВ США. Подразделение обучено вертолетно-штурмовым атакам. В случае подготовки сосредоточения американских войск в Ираке для наступления на Иран подразделения 1-й бригады могут легко взять под контроль нужные американцам иракские аэродромы и надежно защитить от нападений шиитских ополченцев и прочих партизан пути продвижения американских войск в Ирак. Следует заметить, что в настоящее время американские военные имеют на территории Ирака пять опорных пунктов – военных баз, которые задействованы Силами спецопераций США в операции Inherent Resolve против террористов.
Всего в Персидском заливе находится около 35 тыс. американских военнослужащих, в том числе в Кувейте – около 13,5 тыс. В марте с.г. в рамках девятимесячной ротации в Кувейт заведена 155-я бронетанковая бригада Национальной гвардии США, сменившая 3-ю бронетанковую бригаду 4-й пехотной дивизии. В Кувейте развернуто также управление 28-й пехотной дивизии. При этом в соответствии с соглашением о военном сотрудничестве с Кувейтом американцы держат здесь 2,2 тыс. бронемашин с противоминной защитой (MRAP), которых как раз хватает, чтобы посадить на них до трех бригад легкой пехоты.
В Катаре находится 8 тыс. военнослужащих ВС США, здесь располагаются тылы группировок СВ для развертывания в Ираке и Кувейте. Имеется большое количество складов с искусственным климатом. Хранится бронетехника на одну механизированную бригаду. На авиабазе Эль-Удейд находится КП американских ВВС, а на авиабазе Ас-Салия – передовой КП ЦК ВС США, откуда осуществляется общее руководство боевыми действиями в Ираке.
В Саудовской Аравии находится 9 тыс. военнослужащих США, а в Бахрейне расположен штаб 5-го флота ВМС США и главные компоненты обеспечения его функционирования. Зона ответственности флота распространяется на Персидский залив, Аравийское и Красное моря. Всего в Бахрейне размещено до 4 тыс. американских военнослужащих.
В Омане США имеют право использовать военные базы Масира, Марказ-Тамарид, Сиб, Эль-Хасиб, пункты базирования ВМС в Маскате, Райсуте и Сиди Лехза. В Омане имеется КП ВВС США. С баз в Омане ведутся полеты американских разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов (БЛА) над Афганистаном и другими странами региона.
В свою очередь, в Афганистане находятся около 8 тыс. американских военнослужащих (причем здесь развернута одна дивизионная штабная структура – 1-й кавалерийской дивизии, что означает: в случае необходимости в Афганистане дополнительно можно будет развернуть еще три легкие бригады СВ США), а в Джибути размещены военнослужащие американского спецназа. В порту Джибути базируется 152-е оперативное соединение государств – участников антитеррористической операции – США, Великобритании, ФРГ, Франции, Испании и ряда других стран.
Следует заметить, что Турция в случае удара по Ирану скорее всего не разрешит разместить часть группировки ВВС США, из-за чего возникнут серьезные проблемы – оперативная емкость военных аэродромов Саудовской Аравии недостаточна для потребного количества боевой авиации. А это, в свою очередь, существенно ограничит численность группировки и поставит под сомнение конечный успех.
РАЗБЛОКИРОВАТЬ ПРОЛИВ
Согласно второму сценарию войны с Ираном, стратегические цели операции останутся прежними, но первоочередной задачей станет разблокирование Ормузского пролива и восстановление транзита нефти через него.
В рамках этого сценария будут решаться следующие задачи: организация перманентного наблюдения в режиме реального времени за территорией страны, важными военными, промышленными и транспортными объектами с целью проведения необходимых действий в соответствии со складывающейся ситуацией; разведка и уничтожение ракетных и артиллерийских позиций, боевых кораблей и других боевых средств, которые могут быть использованы для нанесения ударов по группировке войск США в заливе, по его союзникам или использованы для блокирования Ормузского пролива; нейтрализация действий иранских Сухопутных войск, недопущение их проникновения в Ирак и Афганистан; разрушение транспортной системы страны; уничтожение наиболее важных промышленных объектов; разрушение системы связи, радио- и телевизионного вещания и центров государственного управления; поддержка, в том числе военная, сепаратистских движений в национальных анклавах страны.
Вероятнее всего, первыми целями налетов станут объекты транспортной инфраструктуры – аэродромы гражданской авиации, железнодорожные и автомобильные мосты и крупные транспортные узлы, морские и речные порты. В результате авиаударов уже в течение нескольких суток в стране будет полностью парализован воздушный и железнодорожный транспорт, а в горных районах и автомобильное движение. Под регулярными налетами авиации и круглосуточным дежурством БЛА будет невозможно осуществлять судоходство, экспорт иранской нефти прекратится.
Учитывая размеры и особенности территории Ирана, можно утверждать, что в результате поражения транспортной инфраструктуры будет в значительной степени парализована экономическая жизнь страны и многие районы изолированы друг от друга. Возникнут проблемы обеспечения населения городов и армии продовольствием, горючим и другими товарами первой необходимости. Очевидно, что в ходе операции американцы будут провоцировать курдское и азербайджанское население Ирана на выступление против центрального правительства.
Тегеран обладает значительным арсеналом баллистических ракет различной дальности. Фото с сайта www.tasnimnews.com |
Анализ состава сил и средств ВС США в зоне Персидского залива, на Ближнем и Среднем Востоке позволяет сделать вывод о том, что для боевых действий против Ирана в состав военно-морской группировки могут включаться две авианосные ударные группы. На борту каждого авианосца находится свыше 5 тыс. человек, в том числе летный и летно-технический состав, а также 80 боевых самолетов. Общая численность личного состава в каждой группе – 12–15 тыс. человек. В свою очередь, группировка ВВС США может включать семь авиакрыльев и групп, насчитывающих более 700 самолетов. К операции может быть подключено свыше 40 самолетов-носителей крылатых ракет, атомные подлодки и надводные корабли (всего около 600 крылатых ракет морского базирования). Защиту группировок от ударов с воздуха могут осуществлять до 40 зенитных ракетных комплексов, часть из которых будут прикрывать Израиль, Ирак, Иорданию, Саудовскую Аравию и Кувейт.
Для мощного воздушно-космического воздействия на инфраструктуру ядерного комплекса Ирана и критически важные объекты его ВС могут быть использованы стратегические бомбардировщики ВВС США В-2А, дислоцированные на авиабазе Диего-Гарсия (архипелаг Чагос, Индийский океан), а также стратегические бомбардировщики В-52 c авиабазы Фэрфорд (Великобритания), которые могут использовать отработанный в 2003 году маршрут через зону Балтийских проливов, воздушное пространство Дании, Польши, Венгрии, Румынии, над акваторией Черного моря и далее – через воздушное пространство Ирака.
Стратегия Пентагона предусматривает уничтожение неядерными средствами на больших дальностях и в сжатые сроки – всего через часы или минуты после получения приказа – труднодоступных целей, защищенных средствами ПВО. Такими целями являются запасы оружия массового поражения, ядерные объекты, межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) на старте и другие стратегические системы оружия.
Сосредоточенная в регионе Персидского залива группировка сил и средств ВС США вполне достаточна, чтобы в первые же дни уничтожить большинство наиболее важных ядерных и военных объектов в Иране. Однако сможет ли Вашингтон достичь поставленных военных и политических целей в результате реализации любого из сценариев операции?
В конечном итоге приходится констатировать, что прямое военное столкновение США и Ирана маловероятно. В Вашингтоне и Тегеране понимают, что если дело дойдет до применения силы, то это будет катастрофа. Иран – это не Ирак, это 82 млн жителей, это довольно многочисленные Вооруженные силы и Корпус стражей исламской революции (КСИР). По разным данным, их общая численность – от 550 до 900 тыс. человек. Это мощная сила, даже если не учитывать подготовленное народное ополчение, составляющее 3 млн человек. Проводить сухопутную операцию против Ирана без применения ядерного оружия невозможно. Ракетные и авиационные удары также исключены, потому что иранцы в состоянии ответить на них.
В целом по продолжительности подготовка такой кампании может занять от трех-четырех до пяти-шести и более месяцев. Так что ни о какой стратегической внезапности говорить не приходится. Стало быть, у Ирана есть время для полномасштабной подготовки страны к отражению агрессии, а у его союзников – для оценки целесообразных объемов военной помощи и последствий ее оказания. Если Россия примет решение поддержать Иран, это может выразиться в масштабных поставках современных средств ПВО, к примеру С-300 и даже С-400 экспортных модификаций, средств РЭБ и управления системой ПВО, а также современных средств контроля воздушной обстановки и дополнительного боекомплекта.
Помощь со стороны России значительно осложнит агрессору ведение воздушной кампании и существенно увеличит его потери (до 8–10% пилотируемой авиации). Эффективность снизится до уровня, при котором даже пропагандистам будет трудно утверждать, что воздушное наступление на Иран имеет успех. А это означает, что позиция России имеет ключевое значение при принятии решения на подготовку и начало воздушной кампании против Ирана. Таким образом, экономическая и политическая ситуация чрезвычайно затрудняет для США, Израиля и Саудовской Аравии создание военно-стратегических и международно-правовых условий для проведения масштабной воздушной кампании против Ирана. В среднесрочной перспективе она маловероятна.
Причем одна лишь воздушная операция не позволит Вашингтону и его союзникам сломить волю иранцев к сопротивлению. Единственным путем решения проблемы станет наземная операция ВС США с целью оккупации отдельных, ключевых районов страны. Но в настоящее время Америка не имеет для этого достаточно сил и не пойдет на открытие третьего фронта в регионе. Еще менее вероятна полномасштабная война с участием ВВС, ВМС и Сухопутных войск с целью полного разгрома ВС Ирана, оккупации его территории и установления в стране марионеточного проамериканского режима. В этом случае необходимо будет создать еще и достаточно мощную группировку армии и морской пехоты. По численности она, по самым осторожным оценкам, должна быть не менее 500 тыс. человек. Но после оккупации страны война не прекратится. Итог же будет, как в Ираке, Афганистане, Сирии.
Огромными будут морально-политические потери США и их союзников на международной арене. Следует ожидать резкого ухудшения экономической и социально-политической ситуации в США и странах Европы. Таким образом, в среднесрочной и даже долгосрочной перспективе вероятность того, что США и их союзники начнут полномасштабную войну против Ирана, близка к нулю. Президент Трамп действует, как американской бизнесмен, который стремится напугать и склонить Иран к переговорам по американскому варианту. Что из этого выйдет – покажет время.
комментарии(0)