Начальник Главного военно-политического управления ВС РФ генерал-полковник Андрей Картаполов на церемонии принятия военной присяги. Фото с сайта www.mil.ru
Как-то знакомясь с материалами музея и архива Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого, столкнулся с интересной судьбой офицера-артиллериста – впоследствии одного из видных советских ученых-математиков, который в 1944 году мог быть расстрелян на месте из-за нарушения устава и инструктивных документов. Однако благодаря вмешательству политрука «офицер-нарушитель», возглавлявший в то время топографический взвод, был не только не наказан, но представлен к высокой государственной награде.
Подключившиеся к этой истории политчасть полка и особый отдел части проявили повышенное внимание ко всем обстоятельствам, включая биографию лейтенанта Алексея Ляпунова, его довоенную специальность и квалификацию, взаимоотношения с сослуживцами, но самое главное, приняв его аргумент насчет малозаметного, но ощутимого воздействия месторождений железных руд и Курской магнитной аномалии на траекторию артиллерийских снарядов и изменение параметров целей.
В итоге командиром полка было принято решение насчет дополнительных проверочных стрельб и сравнения стандартных координат с поправкой лейтенанта Ляпунова. В первоначальном случае разрывы снарядов даже не попадали в поле зрения бинокля тех, кто находился на наблюдательном пункте. А когда дали координаты с поправкой, четыре снаряда легли один за другим – прямо в цель.
Алексею Ляпунову было поручено провести учебные занятия с командирами артиллерийских подразделений, внести предложения по дополнению инструкций и методических материалов. Однако математический аппарат расчета артиллерийской стрельбы был настолько сложен, что командиры артиллерийских взводов приняли важность поправок, но затруднились с проведением необходимых расчетов. В итоге были выделены дополнительные военнослужащие для усиления топографического взвода, возглавляемого лейтенантом Ляпуновым, и ему было приказано разрабатывать поправки не только для своего подразделения, но и для всей части.
В результате удалось добиться существенного повышения качества артиллерийской подготовки и следующего за ней наступления.
Топографическую привязку батарей, наблюдательных пунктов и в целом подготовку исходных данных для стрельбы стали выполнять во много раз быстрее и многократно точнее, что повышало действенность артиллерийской поддержки стрелковых подразделений.
В итоге перед большими наступательными операциями лейтенанту Ляпунову стали поручать руководство подготовкой огня также для полковой артиллерийской группы.
ОТНОШЕНИЕ ПОЛИТРАБОТНИКОВ
Что в этой фронтовой истории впечатляет?
Прежде всего позиция конкретных политработников и отношение политчасти полка к действиям молодого офицера-артиллериста, включая создание особой атмосферы уважения и понимания вокруг молодого офицера (вместо вполне допустимой по законам военного времени жесткой реакции на недисциплинированность), стремление политорганов учесть все обстоятельства дела, далеко выходящие за рамки геологических факторов.
Просматривается заинтересованная позиция с целью максимально раскрыть потенциал одного из офицеров для повышения эффективности боевых действий, чтобы он даже мог в свободное от боевых действий время заниматься работой над изобретением прибора «засечек» противника по звуку выстрела, разработкой специфической теории ошибок боевых артиллерийских стрельб, а также подготовкой необходимых публикаций.
Постепенно перестала веселить сослуживцев огромная лейтенантская сумка, заполненная бумагами с расчетами и схемами и набитая различными трофейными приборами, а отношение офицеров, бойцов, политчасти и командования становилось все более заинтересованным.
Подобную ситуацию и отношение к творческому офицеру-артиллеристу трудно даже представить, поскольку фронтовая обстановка была крайне напряженной.
Политрук Павел Кацуба, который в дальнейшем был назначен командиром подразделения, постоянно убеждал командование, что культурные и знающие люди незаменимы в артиллерии в условиях фронтовых действий. Лейтенант Ляпунов был принят в ряды партии, а несколько позже благодаря поддержке политчасти полка даже получил кратковременный отпуск в Москву для встречи со столичными математиками в Академии наук СССР, а в конце марта 1945 года – официально направлен в Артиллерийскую академию имени Ф.Э. Дзержинского.
Из всего этого напрашивается весьма простой, но важный вывод: роль армейских политорганов в годы Великой Отечественной войны была огромной и незаменимой.
ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД
Не менее значима, чем в военный период, была роль армейских политорганов в условиях холодной войны, когда мир балансировал на грани ядерного апокалипсиса.
Решая задачи обеспечения международной безопасности Советского Союза и мирных условий долговременного развития страны, центральные партийные органы нацеливали Министерство обороны, включая Главное политическое управление Советской армии и Военно-морского флота СССР, на повышенное внимание воспитанию кадров армейских политработников, их подбор, расстановку, продвижение.
Среди первоочередных задач было создание и укрепление деятельности военно-политических училищ в крупных городах, таких как Новосибирск, обладавший серьезным научно-образовательным потенциалом.
При этом следует особо отметить: речь шла не просто о ведомственной и локальной, но и о крупной партийно-государственной задаче. Об этом свидетельствует тот факт, например, что для военно-политического училища в Академгородке Новосибирска были выделены только что построенные корпуса специализированной Физико-математической школы при Новосибирском государственном университете. Это вызвало гнев местных органов власти, однако Президиум Сибирского отделения Академии наук СССР поднялся над образовательными и бытовыми проблемами до уровня национальной обороны и духовной безопасности, передав помещения учреждаемому военно-политическому училищу, поскольку речь шла о подготовке составной части общеармейской элиты, о важном отряде гуманитарной интеллигенции Советского Союза.
Помимо представителей военной науки и армейских исследователей в учебно-воспитательном процессе в Новосибирском военно-политическом училище участвовали знаменитые советские ученые, академики Михаил Лаврентьев, Гурий Марчук и Валентин Коптюг, что способствовало формированию научно-технической компетентности новосибирских политработников.
В итоге самые подготовленные и зрелые офицеры-политработники оказались во главе федеральных и региональных органов власти. Скажем, Виктор Озеров в течение 17 лет руководил комитетом по обороне Совета Федерации Федерального собрания. Игорь Баринов в настоящее время возглавляет Федеральное агентство по делам национальностей после двух сроков депутатской деятельности в Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации.
Добавим и то, что выпускники Новосибирского военно-политического училища достойно проявили себя после окончания учебного заведения, оказавшись в горячих точках. Не только пламенным словом, но и личным примером возглавляя бойцов, а ради спасения товарищей и выполнения боевой задачи порой жертвуя своей жизнью. 24 выпускника только одного военно-политического училища (Новосибирского) удостоены звания Героя Советского Союза и Героя Российской Федерации, из них 15 офицерам эти звания были присвоены посмертно.
Обобщая, отметим, в советский период выстраивание партийно-политической работы в войсках было не только внутриармейской, хоть и приоритетной задачей Министерства обороны СССР, но являлось составной частью стратегии управления национальной обороной Советского Союза.
Эта проблематика непосредственно входила в содержание деятельности нескольких отделов ЦК КПСС: организационно-партийного отдела, административных органов и других подразделений.
Кто-то сегодня называет армейских политработников, работавших в советский период времени, глазами и ушами партии в армейской среде. Однако они выполняли роль не только наблюдателей, но прежде всего организаторов политического воспитания военнослужащих, роль соруководителей боевой и политической подготовки (в силу непосредственной причастности к разработке и принятию военно-политических решений на самых разных военно-управленческих уровнях).
На подготовку организаторов, а не только пропагандистов была нацелена и деятельность общественных организаций в военно-политических училищах, причем интегрированная с работой местных партийных и комсомольских организаций, с как можно более ранним включением курсантов в общественно-политическую жизнь по месту расположения военно-образовательных учреждений.
Таким образом, накопление теоретических знаний подкреплялось формированием навыков массово-политической и управленческой деятельности.
НОВЫЕ УСЛОВИЯ И ЗАДАЧИ
Воссоздание в настоящее время военно-политических органов – это ответ на современные требования, резко осложнившуюся международную обстановку вокруг Российской Федерации, попытку отдельных командиров-технократов решать современные задачи без учета человеческого фактора, без учета значимости образовательного уровня военнослужащих, их интеллекта (да еще и под аккомпанемент бравурных лозунгов о всесилии интеллекта искусственного). Для обеспечения сбалансированных оценок – технократических и гуманистических – как раз и требуется определить роль и задачи армейских политорганов, заметно усилив их потенциал.
Задача сложнейшая, если учесть, что ряды Вооруженных сил сегодня пополняют призывники с серьезными пробелами не только по школьному курсу физики, но прежде всего истории, обществознания, а выпускники военно-учебных заведений отличаются серьезными общественно-политическими пробелами в знаниях из-за отсутствия в учебных планах военных вузов с 2000 года такого обязательного предмета, как социология.
Чтобы компенсировать последствия всех этих действий и устранить их воздействие на сознание призывников и будущих военнослужащих, а также студентов и курсантов, потребуются дополнительные усилия армейских политработников.
Для достижения большего эффекта могла бы быть максимально полезна социология. По социологической проработке целей деятельности военно-политических органов, уточнению объема подготовительной работы, общественных ожиданий, разных вариантов деятельности.
Если просматривается создание военно-политической академии (что оправдано с разных точек зрения), то незамедлительно требуются социологические замеры экспертного мнения генеральных инспекторов Министерства обороны Российской Федерации, ветеранов-политработников; заместителей командиров по воспитательной работе подразделений, частей и соединений Российской армии.
Однако эта деятельность выходит за рамки ограниченных возможностей кафедры социологии Военного университета и Социологического центра Минобороны. Требуется не только их мобилизация, но и наращивание потенциала. В том числе за счет создания кафедры социологии в будущей военно-политической академии, за счет образования диссертационных советов по кандидатским и докторским диссертациям социологических специальностей.
Условием успеха в обширной работе может быть внимание Совета Безопасности Российской Федерации к формируемым политорганам, поскольку в повестке дня – оперативная доработка и принятие важных военно-политических решений. Лишь таким образом станет понятнее не только прошлое, но и будущее армейских политорганов в нашей стране.
комментарии(0)