Военная миссия ООН на Кипре. Фото с сайта www.unmultimedia.org
Миротворческие силы ООН на Кипре находятся 55 лет. В 1964 году Совет Безопасности ООН разместил миротворческие силы на острове Афродиты на полгода. С тех пор мандат миротворцев регулярно продлевается. Официально это выглядело таким образом: 4 марта 1964 года Совет Безопасности единогласно принял резолюцию 186 (1964), в которой он рекомендовал учредить Вооруженные силы Организации Объединенных Наций по поддержанию мира на Кипре (ВСООНК). Силы приступили к осуществлению операций 27 марта 1964 года.
Недавно в «Независимом военном обозрении» (№ 27 от 02.08.19) была опубликована статья уважаемого аналитика Александра Храмчихина «Война за раздел Кипра началась при странных обстоятельствах». Автор подробно рассматривает ход боевых действий между Турцией и Грецией в 1974 году. А вот силам ООН на Кипре автор уделяет две строчки: «В 1964 году на острове появились войска ООН, традиционно абсолютно бессмысленные и ни на что не способные».
С точки зрения ветеранов‑миротворцев, такой вывод напоминает оксюморон – стилистический прием с сочетанием нелогичных слов. Ветераны‑миротворцы, которые стали на вахту мира в 1973 году, внимательно следят за одной из старейших миротворческих миссий ООН, а автор данных строк побывал на Кипре еще в далеком 1966 году, видел миротворцев, беседовал с ними. Посмотрим на эту старейшую миротворческую миссию ООН глазами российского ветерана‑миротворца без гнева и пристрастия.
В начале марта 2016 года в средствах массовой информации появилось сообщение: «Международные полицейские силы на Кипре пополнились первыми тремя девушками‑полицейскими из России». Затем наши женщины‑полицейские были направлены и в другие миссии.
А в средине апреля 2019 года президент России Владимир Путин подписал распоряжение «о направлении до пяти военнослужащих» в состав миротворческой
миссии ООН на Кипре. Речь идет об «офицерах связи, военных наблюдателях и офицерах штаба».
Обращает на себя внимание следующий важный пункт распоряжения: «МИДу и Минобороны по согласованию с Секретариатом ООН решить организационные вопросы, в том числе касающиеся района действия военнослужащих ВС РФ, их размещения, задач и подчиненности, а также срока пребывания военнослужащих и порядка их замены, учитывая, что финансовые расходы, связанные с направлением военнослужащих ВС РФ в состав Сил ООН, их содержанием и проживанием, будут осуществляться за счет средств ООН». Ждем решения Секретариата ООН.
Вспомним и еще одно важнейшее событие. В мае 2014 года генерал‑майора Кристин Лунд, уроженку Норвегии, назначили командующим Вооруженными силами ООН по поддержанию мира на Кипре (ВСООНК). Она стала первой женщиной‑командующим на таком посту. Традиция на Кипре продолжается.
В начале 2019 года миротворческая миссия ООН на Кипре (ВСООНК) стала первой в истории миротворчества, возглавляемой исключительно женщинами: глава миссии Элизабет Спехар, старший советник полиции Анн‑Кристен Квилеквал и командующий Силами генерал‑майор Шерил Пирс. В июне 2019 года генерал‑майор Шерил Пирс отчитывалась на брифинге в Совете Безопасности. Она отметила усилия ВСООНК по содействию межобщинным контактам и разработке мер по укреплению доверия между сторонами. Она говорила также о взаимодействии миссии со сторонами конфликта в поддержании буферной зоны на острове.
Вместе три женщины руководят более чем 1 тыс. военных, полицейских и гражданских сотрудников, которые контролируют линию прекращения огня, поддерживают буферную зону и работают над поиском политического решения существующих разногласий между киприотами‑греками и киприотами‑турками.
Есть и другие заслуги миссии ООН на Кипре. Несколько раз силы ООН на Кипре служили донором для других миссий. Так, в октябре 1973 года несколько миротворческих рот с Кипра были срочно переброшены по воздуху в зону Суэцкого канала для создания Вторых чрезвычайных вооруженных сил ООН и с ходу были направлены в район боевых действий.
В то время, когда уважаемый аналитик готовил свою статью о турецком вторжении на Кипр в 1974 году, наш дипломат в ООН заявил: «Российская Федерация поддержала
резолюцию 2483 о продлении мандата Вооруженных сил ООН на Кипре в неизменном виде. Убеждены, что миссия играет ключевую роль, укрепляя стабильность, которая является необходимым условием для прямого диалога кипрских общин».
А Совет Безопасности ООН принял единогласно резолюцию ООН, в которой «выражает полную поддержку ВСООНК и постановляет продлить их мандат на дополнительный период, заканчивающийся 31 января 2020 года». Как говорится, факты – упрямая вещь.
По мотивам голосования выступили только два представителя: США (две минуты) и России (три минуты). «После голосования представитель США заявил, что в резолюции, в которой содержалось важное послание лидерам общин, четко указывается, что миротворческие миссии не могут заменить собой политический процесс. Хотя Соединенные Штаты разочарованы отсутствием прогресса, они считают, что урегулирование достижимо. Надеемся, что резолюция подтолкнет стороны к прямым переговорам, ведущим к воссоединению Кипра и установлению прочного мира».
А вот аннотация выступления представителя России: «Представитель Российской Федерации заявил, что роль ВСООНК заключается в обеспечении безопасности и контроле за соблюдением в буферной зоне и что это не следует использовать для оказания давления на стороны. Он сказал, что только сами кипрские общины могут договориться о едином государстве, добавив, что внешнее вмешательство и искусственные сроки недопустимы. Охарактеризовав нынешнюю систему внешних гарантий безопасности как анахронизм, он сказал, что большая роль Совета в отношении ситуации на Кипре давно назрела. Он призвал тех, у кого может возникнуть соблазн втянуть Кипр в геополитические игры, воздержаться от этого».
Совет Безопасности ООН также призвал к снижению напряженности в Восточном Средиземноморье. В адрес лидеров обеих общин киприотов в резолюции содержится призыв воздержаться от любых действий или заявлений, которые могли бы подорвать шансы на успех в урегулировании. Совбез также просит генерального секретаря Организации увеличить число женщин в составе ВСООНК.
На тактическом уровне необходимо добиться улучшений в таких областях, как лингвистическая подготовка, использование радиосвязи, ведение переговоров и взаимодействие.
В июне 1964 года миротворческие силы насчитывали 6411 человек, а в конце июля 2019 года – 863 миротворца из 25 стран (743 военнослужащих контингентов, 67 полицейских,
офицеров штаба – 53), международный гражданский персонал – 35; местный гражданский персонал – 114.
Наибольшее количество миротворцев направили: Великобритания – 259, Словения – 247, Аргентина – 242. Недавно одного полицейского направила Иордания. Наши соседи также направили своих миротворцев на Кипр: Украина (9 миротворцев: полицейские – 8, офицер штаба – 1) и Литва (один полицейский).
История миротворчества на Кипре подразделяется на два периода: до 1974 года и после него. После вооруженных столкновений 1974 года обязанности ВСООНК были расширены. Вслед за установившимся де‑факто с 16 августа 1974 года прекращением огня ВСООНК стали следить за его соблюдением и поддерживать режим буферной зоны между позициями кипрской Национальной гвардии и позициями турецких и кипрско‑турецких сил. С 1974 года остров разделяет демилитаризованная буферная зона (180 км, 3% территории), так называемая зеленая зона (линия прекращения огня была впервые обозначена зеленым цветом). Ширина буферной зоны – от 20 м до 7 км.
Заметно, что высокое начальство любит посещать Кипр. Заместитель Генерального секретаря по операциям по поддержанию мира Жан‑Пьер Лакруа посетил Кипр 24–26 июля 2019 года. Он провел встречу с персоналом миссии, поблагодарил их за служение делу устойчивого мира на Кипре: «Все вы, собравшиеся здесь, – военные, гражданские лица и полицейские – каждый день работаете над выполнением мандата миссии и содействуете миру и безопасности на острове. Мы благодарны за вашу преданность делу мира». Кроме того, Лакруа посетил ключевые места, где ВСООНК развернуты в буферной зоне.
Финансовые дела миссии определяет Генеральная Ассамблея: «В своей резолюции 72/292 Генеральная Ассамблея постановила ассигновать сумму в размере 52,9 млн долл. США на содержание ВСООНК на период с 1 июля 2018 года по 30 июня 2019 года».
Командование миссии воздает дань памяти 186 миротворцам, которые отдали свои жизни за мир на Кипре.
Следует подчеркнуть одну специфическую особенность. На острове находятся две британские военные базы – Акротири и Декелия, площадь – 254 кв. км, где проживает около 7 тыс. киприотов и 7,5 тыс. британских военных и семей. Кстати, население Кипра составляет 1 193 958 человек (2019). Базы имеют статус заморской территории Великобритании. С другой стороны, британский контингент входит в состав сил ООН – 259 миротворцев. Более подробную информацию о миссии читатель найдет в журнале «Голубой берет» (Blue Baret), публикуемом ВСООНК в Интернете. Можно найти и все номера журнала за 55 лет. До сих пор Кипр разделен на две части. Никосия остается единственной столицей в мире, разделенной на две части.
В отсутствие политического урегулирования кипрской проблемы ВСООНК продолжают оставаться на острове в целях наблюдения за линиями прекращения огня, поддержания буферной зоны, проведения гуманитарных акций и оказания поддержки миссии доброй воли генерального секретаря ООН. На острове постоянно поддерживается и сохраняется военный статус‑кво.
комментарии(0)