Отработка задержания террориста. Фото Бруно Доменджода
В 1973 году во Франции правительством и МВД было создано антитеррористическое спецподразделение GIGN на базе Национальной жандармерии. Его создание было вызвано следующими причинами – усиление международного радикального исламского движения, борьба бывших французских арабских колоний за отделение от Франции и крупный террористический акт в 1972 году в Мюнхене в период Олимпиады. К этому времени в Германии и Великобритании антитеррористические подразделения уже были созданы. Французское правительство решило доверить организацию спецподразделения Национальной жандармерии, существовавшей еще со времен королей, действующей в период Французской революции и Наполеоновских войн, ее офицеры выполняли особые поручения руководителей МВД и государства. В 1950–1960‑е годы у французского правительства сложились плохие отношения с армией, которая потеряла кредит доверия. Именно поэтому Франция не пошла по пути Великобритании в создании подразделения, адекватному SAS. Рост левого движения во Франции привел к росту численности Национальной жандармерии, которая была объединена в батальоны, размещена в городах и, по сути, стала второй армией и силой безопасности государства. К 1974 году были созданы две антитеррористические команды GIGN (Группа вмешательства Национальной жандармерии), которые размещались на севере и на юге страны.
Решающие операции GIGN
Обе команды были без дела два года, пока не возникло чрезвычайное происшествие, где GIGN, проявив себя с лучшей стороны, вошла в мировую историю антитеррора. Накануне подразделения GIGN на юге и на севере были объединены в одно под командованием капитана Пруто. Операция, ставшая классической, была проведена в 1976 году и получила название «Освобождение заложников в Джибути». Джибути была французской колонией, граничащей с Сомали. Сомалийские боевики из Фронта освобождения Сомалийского берега захватили автобус с 30 французскими детьми, выражая протест французскому правительству и требуя освобождения из заключения своих товарищей по борьбе. В Джибути размещались подразделения Иностранного легиона – прославленной воинской части французской армии. Когда автобус с захваченными детьми и террористами двинулся к границе Джибути–Сомали, подразделение Иностранного легиона перекрыло террористам границу. Но Иностранный легион не имел опыта освобождения заложников, и колониальные власти информировали правительство Франции о чрезвычайной ситуации. GIGN немедленно перебросили по воздуху в Джибути, и подразделение приступило к выполнению боевой задачи. Капитан Пруто провел разведку и оценку ситуации. Террористов было шестеро, у него – 30 бойцов‑профессионалов, способных выполнить любую задачу, но противник прикрылся детьми. Пруто убедил террористов принять еду для детей, и, когда они в автобусе заснули, снайперская команда открыла огонь. Пруто с коллегами из штурмовой группы бросились к автобусу, чтобы ликвидировать последнего террориста, но здесь открыли огонь с сомалийского пограничного поста. Ответным огнем подразделения Иностранного легиона пост был уничтожен.
Особую роль сыграла GIGN и в освобождении мечети Аль‑Харам от террористов в 1979 году. Организатором террористического акта был Джухайман аль-Утайби, имевший опыт военной службы. Он возглавлял группу боевиков, вооруженных автоматическим и снайперскими винтовками, а также пулеметами. Идейным вдохновителем захвата был Мухаммед аль-Кахтани, религиозный деятель и противник королевского режима. Террористическая группа из 500 человек 20 ноября 1979 года во время общественной молитвы захватила Заповедную мечеть. Выпустив большинство заложников, террористы оставили около 6 тыс. человек на территории мечети. Они объявили королевскую власть преступной, заявив, что она продает страну США. Саудовские военные и полицейские подразделения безрезультатно пытались штурмовать мечеть, но потерпели неудачу. Тогда правительство Саудовской Аравии обратилось за помощью к французскому правительству, которое направило небольшую группу бойцов GIGN во главе с капитаном Полем Баррилем. Он привез бронежилеты и спецсредства. Его группа возглавила операцию. Бронетанковые и механизированные подразделения саудовской армии прикрывали части саудовского спецназа, которым руководил Барриль и его товарищи. Спецсредства были использованы для нейтрализации террористов. Мечеть Аль‑Харам имела сеть подземных ходов, террористы прятались именно там, однако саудовский спецназ, который возглавляли французы, зачистил одно за другим подземные помещения. В ходе штурма французы продемонстрировали оригинальность идеи.
Освобождение пассажиров самолета А300 рейса AF 8968 авиакомпании Air France, следовавшего из Алжира в Париж, также стало классическим штурмом. Четыре террориста, вооруженные автоматическим оружием, захватив французский самолет в Алжире, приказали лететь на Париж с целью взорвать самолет в воздухе. Их требование было выполнено после убийства нескольких заложников. Однако самолет сел в аэропорту Марселя якобы для дозаправки. Спецназовцы GIGN тремя группами – сверху и сбоку – проникли в самолет и уничтожили террористов одного за другим. При этом GIGN умело использовала тактические приемы по отвлечению внимания террористов, что позволило им выиграть время и незаметно подвести штурмовые группы под прикрытием снайперов.
GIGN принимала и принимает участие не только в операциях антитеррора, но и в военных акциях. Так, операторы этого подразделения участвовали в аресте знаменитого короля бельгийских наемников Боба Денара. Трудность операции заключалась в том, что у Данера было много последователей и сторонников. Подразделение принимало участие в охоте и аресте боснийских повстанческих лидеров, которых международный трибунал объявил военными преступниками. Бойцы GIGN активно воевали в Ливии при свержении режима Муаммара Каддафи в 2011 году. Они охраняли французское посольство в Ливии, а также в составе спецназа НАТО охотились на Каддафи и его гвардию. Подразделение принимало участие в войне в Афганистане в операциях против «Аль‑Каиды», имеет боевые отличия за выполненные задания в этой стране. За рубежом GIGN взаимодействует с французской внешней разведкой, часто выполняя ее указания.
GIGN: антитеррористические учения. Фото Reuters |
Майор Кристиан Пруто по заданию своего командования организовал и натренировал бойцов GIGN первого состава. Провел более 60 антитеррористических операций практически с минимальными потерями. Считается лучшим специалистом Франции по антитеррору. Он изобрел антитеррористическую тактику «выстрел Пруто» – одновременная атака группы снайперов на террористов, наладил отношения подразделения с командованием французской армии, разведки и правительством. После девятилетней службы в качестве командира GIGN Пруто был назначен командиром антитеррористического подразделения в охране президента Франции, укрепив связи подразделения и штаба президента. Благодаря ему GIGN повысила свою значимость, став антитеррористическим подразделением при президенте.
Майор Поль Барриль командовал подразделением в освобождении мечети Аль-Харам в Мекке в 1979 году. Для участия в операции он совершил обряд принятия ислама по требованию короля Саудовской Аравии. Командовал подразделением в десятках операций. Эффективно обучал подразделения стран – союзниц Франции. Создал частную военную компанию и проводил военные операции в Африке. Он укрепил отношения бывших бойцов GIGN, которые принимали участие в военных конфликтах в качестве наемников, и французской внешней разведки.
Дени Фавье, будучи майором, командовал подразделением GIGN в освобождении заложников рейса 8968, проявил гибкость и изобретательность при штурме самолета. Позже Фавье освобождал заложников французской фешенебельной яхты Le Ponant, которую захватили сомалийские пираты. В ходе операции Фавье и его бойцы совершили прыжки на воду и взаимодействовали с кораблями ВМС Франции. Фавье не только наладил отношения GIGN и ВМС – он добился увеличения численности GIGN практически в 10 раз. При нем в подразделении была модернизирована организационная структура и проведена реформа. Фавье стал первым бригадным генералом, который возглавил обновленное подразделение.
Организационная структура GIGN
Со времени своего создания GIGN очень изменилась организационно. Первоначально группа включала два отряда по 15 человек. К концу 1970‑х годов подразделение увеличилось до 40 бойцов. В ходе реформы 2007 года штат GIGN вырос до 400 специалистов. Подразделение, будучи прежде исключительно штурмовым, включило шесть отделов, потому что современная действительность и новая французская политика в области безопасности поставили перед GIGN новые задачи. Первый и самый важный отдел – «штурмовой», или «вмешательства, – включает 100 операторов, которые делятся на четыре взвода. Два взвода специализируются на прыжках с парашютом, два других взвода – на дайвинге. Задача штурмового подразделения – освобождение заложников, борьба с террором, разведка и наблюдение за террористами, специальные военные операции. Второй отдел – наблюдение и исследование – специализируется на разведывательной работе в отношении террористов и включает 40 специалистов, мужчин и женщин. Третий отдел – подразделение безопасности и защиты – включает 65 бойцов и специализируется на защите важных объектов. Его задача – защищать государственные и дипломатические представительства при угрозе террора. Четвертый отдел – президентская группа безопасности – выполняет функцию близкой защиты президента, фактически телохранители президента. Их функция – противодействие вооруженному нападению. Пятый отдел – оперативной поддержки – включает снайперов, стреляющих на больших дистанциях, специалистов по минно‑подрывному делу и штурмовым инженерным работам, а также специалистов по использованию роботов и специальных приборов. Шестой отдел – тренировочный – и отвечает за подготовку операторов GIGN, бойцов других жандармских антитеррористических подразделений и иностранных союзных спецподразделений.
GIGN имеет 13 региональных филиалов, которые называются «взводные группы вмешательства жандармерии». Шесть из них размещены во французских городах, семь на заморских французских территориях. GIGN отвечает также за подготовку «специальных взводов защиты жандармерии», их 20, и все они тренируются и оперируют во взаимодействии с GIGN. Во время выполнения боевых операций GIGN использует воздушную поддержку авиагруппы специальных операций французской жандармерии, которая вооружена французскими вертолетами SA 330 PUMA.
Вооружение GIGN
Спецподразделение использует стрелковое оружие французского и иностранного производства. Главным образом операторы GIGN вооружены оружием германского и американского производства. Для штурмовых операций используются пистолеты‑пулеметы германской фирмы Heckler&Koch и австрийские пистолеты фирмы Glock, а также пистолеты швейцарско‑германской фирмы SIG‑Sauer. Для снайперских операций главным образом применяются американские снайперские винтовки Barrett M82, Barrett M95. Французское автоматическое оружие наличествует в подразделении: это штурмовые винтовки FAMAS, снайперские винтовки PGM Ultima Ratio Hecate II. Однако французское вооружение уступает по качеству германскому и американскому, поэтому операторы GIGN чаще используют на операциях иностранные образцы вооружения. Поскольку GIGN участвует в военных специальных операциях, его операторы учатся использовать оружие ведущих стран мира, в том числе и российское, которое наличествует в подразделении.
Вступительные экзамены и подготовка в GIGN
Чтобы попасть на службу в GIGN, нужно пройти сложный физический тест, который включает марш‑бросок с оружием и рюкзаком по пересеченной местности на дистанцию 8000 м, экзамены по плаванию вольным стилем и по подводному плаванию, экзамены на отжимания и подтягивания, прыжок «банджи‑джампинг» с моста при условии, что к ногам привязана веревка, поднятие на руках по веревке. Кроме того, надо сдать интеллектуальные тесты, пройти медицинскую комиссию и быть профессиональным жандармом с хорошими характеристиками. Прошедшие экзамены отправляются учиться на курс оператора GIGN в течение 10 месяцев. Будущие операторы изучают владение разными видами оружия, рукопашный бой, боевую и снайперскую стрельбу, проходят десантный курс (высотные прыжки и прыжки с низкой высоты), тренируются в высадке с вертолета по тросу, овладевают боевым и подводным плаванием, а также проходят курс штурма кораблей, подготовку по ведению тайного наблюдения, изучают техники проникновения и побега, изучают приборы нейтрализации ядерного, химического, бактериологического оружия и приборы по борьбе взрывчатыми веществами и минами, также изучается курс выживания и ведения войны в тропических, горных, арктических, пустынных условиях, изучаются дипломатические навыки, такие как ведение переговоров.
Спецназ GIGN отличается изобретательностью и умением реагировать на быстро изменяющуюся боевую обстановку. Это подтвердила антитеррористическая операция в Джибути и другие успешные операции подразделения.
GIGN, разведка и современные проекции
За всю свою историю GIGN участвовала более чем в 1800 операциях, многие из них связаны с освобождением заложников от террористов, при этом GIGN демонстрировала чудеса храбрости и изобретательности. Главное управление внешней безопасности использует эту воинскую часть для расширения своего влияния в мире и увеличения связей со странами, представляющими для него интерес. Так, GIGN по заданию этой службы тренировала спецназ Марокко, Туниса, Саудовской Аравии, наращивая возможности и присутствие французской разведки в этих странах. Подразделение также укрепило союзнические отношения с полицейскими и военными ведомствами этих стран. Однако по заданию французской внешней разведки GIGN принимала участие в захвате Ливии, в боевых операциях против боснийских сербов и афганцев, наращивая мощь и получая боевой опыт в наступательных операциях, что не соответствует антитеррористическому кодексу. Необходимо заметить, что Босния, Афганистан и Ливия являются странами особого интереса Российской Федерации. Тем более что Ливия была покупателем российского оружия. Французская разведка не только задействовала против национальных войск лучшие антитеррористические практики, накопленные GIGN, но и способствовала падению российского союзника, и это не в традициях антитеррора. Наступательные тенденции французской разведки, ее стремление доминировать в мире будут способствовать не лучшей практике использования одного из лучших антитеррористических подразделений.
комментарии(0)