БПЛА Reaper: такой ракетой был убит генерал Сулеймани. Фото с сайта www.ang.af.mil
Подведение итогов ушедшего года совпало с тревожным развитием событий первых десяти дней нового зеркального по числам года. Астрологи заговорили о дурном знаке для человечества, а мир в эти дни в который раз оказался на грани большой войны и снова на бурлящем Ближнем Востоке.
Еще до начала рождественских праздников Дональд Трамп отдал приказ об уничтожении командующего Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) иранского генерала Касема Сулеймани. Приказ был выполнен и перевыполнен американскими «ястребами» ранним утром 3 января. Запущенными с американских военных баз в Ираке дронами вместе с генералом было убито несколько сопровождавших его генералов и офицеров. У Тегерана и его союзников были все основания расценить это как акт государственной террористической агрессии против нескольких государств Залива.
Генерал Сулеймани – один из самых известных и авторитетных военачальников – мог стать даже президентом Ирана после Хасана Рухани. Его называли духовным сыном вдохновителя исламской революции в Иране имама Хомейни и самым верным его сподвижником. В стране после убийства генерала был объявлен трехдневный траур. В ходе многотысячных траурных мероприятий в Иране в давках погибли десятки людей, среди которых, к сожалению, оказался и наш коллега – телерепортер агентства Russia Today.
На следующий день после убийства генерала Сулеймани иракский меджлис в Багдаде большинством голосов депутатов-шиитов принял решение требовать от Вашингтона вывода всех войск США из Ирака и ликвидации всех американских баз. Ответил Америке и Иран: через три дня после убийства ракетами КСИР были нанесены точечные удары по двум самым крупным американским базам в Ираке «Аль-Асад» и «Эрбиль». Это те самые базы, куда не так давно Дональд Трамп с семейством прилетал поздравлять американских солдат с Рождеством.
Приказ Трампа о ликвидации генерала Сулеймани в Пентагоне был встречен без особого энтузиазма, зато вызвал неподдельные восторги антииранского крыла в Госдепартаменте. Реакция европейских союзников по НАТО на акцию «воздействия» Трампа на Иран оказалась неоднозначной. И хотя резкого осуждения не было отмечено, недовольство неуклюжестью операции и тем, что она не была согласована с союзниками, высказали явно униженные Трампом лидеры большинства европейских стран. Польша и Эстония впервые заявили о намерении вывести из Ирака остатки своих контингентов, пока еще входящих в состав антитеррористической коалиции во главе с США. Европейские СМИ наводнились резко отрицательными оценками действий Вашингтона и лично Трампа, который создал реальную угрозу новой мировой войны. Особую озабоченность руководителей Франции, Германии и Великобритании вызвало нарастание протестов и волнений мусульманских иммигрантов по всей Европе. Последствия этих выступлений в поддержку Ирана могут стать непредсказуемыми для представительств США и вообще для безопасности и стабильности в Европе. Аналитики сходятся во мнении: если столкновения на Европейском континенте приобретут кровопролитный характер, то на фоне военного противостояния США с Ираном они могут перерасти в мировую межцивилизационную войну.
В весьма неприятном положении в создавшейся ситуации оказалась Турция. С одной стороны, она остается единственным исламским государством – членом НАТО, а с другой – вместе с Россией, Сирией и Ираном является участником борьбы с терроризмом халифатчиков ИГИЛ (запрещена в Российской Федерации). По оценкам иранских журналистов, турецкий лидер Реджеп Эрдоган никак не может определить свое место в этой гибридной войне террора-антитеррора. Иранцы считают, что Трамп террористической выходкой по отношению к Тегерану оказал России неожиданную услугу. Москва уже спасла режим Эрдогана от переворота, а его самого – от убийства агентами ЦРУ. Лидер Турции на примере ликвидации Сулеймани воочию убедился, каким образом его могут устранить. Теперь в интересах своей безопасности Эрдогану выгоднее держаться ближе к Москве, чем к Вашингтону и НАТО.
Трамп и его сторонники наивно полагали, что убийство Сулеймани расколет иранскую нацию и вызовет в стране глубокий внутриполитический кризис. Но процесс пошел не по американским лекалам. Миллионные митинги в Иране продемонстрировали невиданную антиамериканскую солидарность и полную готовность встать на защиту своей родины и идей исламской революции. Пентагону есть над чем задуматься, прежде чем решиться напасть на Иран. Страна с более чем 70-миллионным населением преимущественного возраста 30–55 лет может легко мобилизовать и поставить под ружье армию в 45–50 млн человек. Запасы современного вооружения и ресурсы Ирана позволяют ему вести долголетнюю войну на своей территории даже против такого противника, как США и их союзники. Другое дело, что в Иране осознают: конфликт будет трудно остановить, он легко может перерасти в ядерную мировую войну. Ее можно называть третьей мировой, а можно – первой мировой ХХI столетия. Нетрудно понять, почему в сложившейся обстановке президент и главнокомандующий ВС РФ Владимир Путин решил изменить прежние планы своих зарубежных визитов в начале года. Он отменил посещение Израиля, руководство которого в связи с обострением кризиса вокруг Ирана поспешило привести свои вооруженные силы в повышенную, а затем и в полную боевую готовность. В Тегеране власти также не исключают, что в потенциальном вооруженном конфликте Ирана с США активное участие может принять Израиль. Армия и флот Ирана, весь КСИР находятся в полной боевой готовности. Активно проводятся мероприятия по мобилизации резервистов во всех иранских провинциях.
Но в такой тревожной ситуации президент Путин не стал менять программу участия в церемонии открытия газопровода «Турецкий поток», что было заранее согласовано с турецкой стороной. По пути в Турцию он неожиданно для всех решил посетить Дамаск, где в новом командном пункте нашего контингента войск в Сирии обсудил с президентом Башаром Асадом обстановку в стране. Россия завершила свой этап антитеррористической операции в САР, однако острыми остаются нерешенность курдской проблемы и вооруженное сопротивление недобитых бандформирований ИГИЛ. Не достигнута пока в Сирии договоренность между старейшинами и лидерами религиозных группировок о будущей конституции страны и ее административно-государственной структуре. На сирийско-российских переговорах была затронута обстановка и в других государствах арабского Востока – Машрика и в арабских странах Африканского континента – Магриба. Положение в Ливии, например, стало обретать все большую остроту в связи с поддержкой Турцией правительства национального единства (ПНС) во главе с Фаизом Сараджем, который уже девять лет ведет вооруженную борьбу со своим противником, национальной армией под командованием маршала Халифа Хафтара, пользующегося поддержкой Египта и добровольцев из России. Эти вопросы обсуждались Путиным и с президентом Эрдоганом в Стамбуле после окончания церемонии открытия «Турецкого потока». Российский и турецкий лидеры выступили с предложениями: стать гарантами прекращения огня в Ливии и провести в Берлине переговоры об окончательном установлении мира в стране.
Все это происходило на фоне новых громких событий, связанных с крушением 8 января в Тегеране пассажирского самолета Boeing-737 украинской авиакомпании. Находившиеся на борту 176 человек погибли, их можно считать жертвами развязанной в регионе гибридной войны террора-антитеррора.
Но поначалу ни одна из сторон не взяла на себя ответственность за крушение самолета. Это породило массу слухов и версий случившегося.
Мой коллега по работе в ГРУ полковник в отставке Владимир Онищенко, иранист, военно-политический обозреватель известного интернет-портала «Иран.ру», после бесед с коллегами-журналистами из Тегерана тоже не исключал, что катастрофа пассажирского самолета могла произойти из-за теракта какого-то шахида или в результате диверсии израильских спецслужб. Кстати, сразу после падения лайнера упорно циркулировала информация, что среди погибших 80 иранцев на борту могли находиться не менее 15–20 ученых-ядерщиков, в уничтожении которых крайне заинтересована израильская служба Моссад, которая ранее была причастна к убийству четырех иранских ученых, специалистов по ядерной энергии. Но оказалось, что человеческий фактор был местным и сработал не в воздухе, а на земле. Представитель КСИРа официально заявил, что самолет был сбит иранской стороной по ошибке. Нервное и морально-психологическое напряжение иранских ракетчиков, находившихся в полной боевой готовности из-за провокации американцев, было крайне высоким. Из-за некоторой неразберихи и отсутствия координации требования военного командования Ирана закрыть небо от полетов гражданских самолетов аэропорт Тегерана не выполнил. Украинский Boeing-737 был засечен в полете радиолокационными средствами ПВО и принят за американскую крылатую ракету или даже бомбардировщик. Поскольку самолет подлетал к какому-то иранскому военному объекту, зенитчики дали команду на запуск ракеты ПВО. На принятие решения были считаные секунды. Ошибка стала результатом рокового стечения обстоятельств. Но в целом воздушная трагедия под Тегераном произошла из-за совершенного ранее Пентагоном акта государственного террора. Последствия и масштабы подобных безрассудных действий США могли бы стать непредсказуемыми.
После возвращения Крыма в родную гавань «Русская Медитерра» стала частью большого Средиземноморья. Россия восстановила обороноспособность в этой чрезвычайно важной для себя зоне военной географии. Ведь именно там, в южных широтах у берегов Ливии и Марокко, в начале ХХ века начиналась репетиция Первой мировой войны. В настоящее время стратегическое значение театров военных действий Черноморского бассейна и Средиземного моря только возросло. Не случайно на обратном пути домой в Россию президент и главнокомандующий Путин вместе с министром обороны Сергеем Шойгу наблюдали с борта крейсера «Маршал Устинов» за совместными учениями Северного и Черноморских флотов у берегов Крыма с запуском сверхзвуковых ракет «Кинжал» и «Калибр».
Сразу после возвращения в Москву состоялись переговоры Путина с канцлером ФРГ Ангелой Меркель по широкому кругу вопросов – от завершения строительства «Северного потока – 2» до тревожного потока событий в морских акваториях – от Персидского до Триполитанского залива.
В те же дни у Путина состоялись телефонные разговоры с президентами Франции и Италии, которые подтвердили готовность принять участие в предстоящей в конце января международной конференции по Ливии в Берлине.
На заключительной пресс-коференции Путин выразил надежду, что новое обострение кризиса на Ближнем Востоке не дойдет до крупномасштабной войны. «Если это произойдет, то будет катастрофой не только для этого региона», – заявил Путин.
Обращает на себя внимание тот факт, что визит канцлера Меркель, как и ее предыдущая встреча с Путиным в Сочи, совпал с отмечавшимися знаменательными юбилеями окончания Великой Отечественной и Второй мировой войн. Текущие события обсуждались в контексте событий не столь давней истории. В таком аспекте нельзя забывать, с кем вместе мы воевали и с кем вместе одерживали победы.
После долгих новогодних каникул возобновилось телешоу «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым». Его постоянный репортер Павел Зарубин, автор передачи «Москва, Кремль, Путин», на сей раз не стал рассказывать о всех перипетиях сопровождавшего в подобных поездках журналистского пула. В Дамаске и Стамбуле такое сопровождение оказалось лишним. Но если бы Путина сопровождали телевизионщики и кинооператоры, они вполне могли бы по итогам состоявшихся в январе саммитов и бурных событий на Ближнем Востоке подготовить документальный фильм под названием «Десять дней, которые могли потрясти мир».
комментарии(0)