Торжественное перезахоронение найденных останков советских воинов. Фото с сайта www.poisk-soldat.ru
«Бойцы новгородской поисковой экспедиции «Долина» благодаря информации местных жителей нашли фрагменты разбившегося советского штурмовика Ил-2 на полях былых сражений у деревни Новое Веретье Новгородской области. Поисковикам удалось обнаружить бронелист с хорошо читаемым номером самолета, а также фрагменты останков летчика и его личные вещи. По архивным данным было установлено, что Ил-2 № 732 был приписан к 703-му полку 281-й штурмовой Новгородской краснознаменной дивизии 14-й армии Волховского (с 15 февраля 1944 года – Ленинградского) фронта. 18 февраля 1944 года во время воздушного боя в районе новгородского села Медведь штурмовик сбили вражеские истребители. Управлял самолетом младший лейтенант Георгий Иванович Урусов, 1920 года рождения, уроженец Пензы».
В последние десятилетия подобные сообщения встречаются в средствах массовой информации регулярно, хотя немало сбитых самолетов было обнаружено и в прежние годы. Их находят в Калининградской области и Крыму, на Сахалине и даже в Сибири. В результате кропотливой работы активисты поискового движения установили имена многих павших летчиков, которые числились пропавшими без вести. По словам руководителя Новгородской областной общественной организации (НООО) «Поисковый отряд «Находка» Александра Морзунова, только в 2016 году местные поисковики нашли, обследовали и извлекли из земли, болот и рек 28 разбившихся фронтовых самолетов самых разных марок – истребителей, бомбардировщиков, разведчиков. Годом ранее подняли 12 крылатых машин. Тогда же в районе деревни Глебовщина Демьянского района области были найдены останки Героя Советского Союза капитана Василия Сергеевича Романенко. Летчик-штурмовик не вернулся с боевого задания 30 июня 1942 года, более 70 лет место гибели комэска 502-го штурмового авиаполка Северо-Западного фронта было неизвестным. А в найденном самолете Ту-2 идентифицировали прах без вести пропавшего в марте 1943 года заместителя командира 47-го гвардейского авиаполка дальней разведки Главного командования РККА, трижды орденоносца, майора Валериана Федоровича Столярова и двух членов его экипажа.
Эта благородная работа сама по себе вызывает огромное уважение, но она тем более значима, что на месте раскопок энтузиасты в некоторых случаях восстанавливают подробности крушения сбитого самолета. Подобные реставрации невероятно важны, поскольку за ними – не только извлечение праха и установление имен отважных авиаторов, но и неизвестного ранее совершенного ими подвига. Приведем несколько впечатляющих примеров.
Спасая товарищей, отстреливался от врагов
Эту драматичную историю экипажа сбитого гитлеровцами самолета рассказал в феврале 2014 года руководитель поискового клуба «Подвиг» из Геленджика, офицер запаса Александр Шимкив. В те дни он участвовал в акции по возвращению на малую родину праха трех летчиков – уроженцев белорусской земли, погибших в годы Великой Отечественной войны в битвах за Черное море. По свидетельству Шимкива, он и его соратники приняли участие в поисковых экспедициях на местах падения 166 самолетов, сбитых в годы Великой Отечественной войны, были найдены останки 65 советских летчиков, в 58 случаях установлены их имена. Заместитель руководителя поискового отряда «Кубанский плацдарм» Евгений Порфирьев утверждает, что в общей сложности было поднято 232 самолета: «Только четыре из них – со дна моря, так как отряд не располагает соответствующими ресурсами и техникой для осуществления подобных работ».
На момент проведения акции в Беларуси активисты разыскали 36 семей – родственников павших воздушных бойцов, среди них была племянница одного из членов экипажа бомбардировщика, имя которого было возвращено из небытия. «Нас поразило, как погибли члены экипажа этого самолета», – не скрывая эмоций, сказал на церемонии Александр Шимкив. Мы приводим здесь подробный отчет его команды.
«25.07.2009 года при проведении полевых поисковых работ в 10 километрах севернее Новороссийска было обнаружено место падения еще одного самолета. На этот раз им оказался скоростной бомбардировщик СБ-2М-103. Как и устаревшие типы истребителей, к осени 1943 года самолеты СБ были полностью сняты с вооружения ВВС РККА как не отвечающие требованиям ведения боевых действий в условиях того времени. Уже осенью 1942 года они в основном использовались в качестве ночных бомбардировщиков и самолетов-разведчиков.
На месте падения самолета образовались две небольшие воронки от двигателей, вокруг которых были хаотично разбросаны фрагменты фюзеляжа и боекомплекта авиационного пулемета ШКАС. Останки двух членов экипажа были найдены среди обломков самолета, а третьего – примерно в 50 метрах от места падения. В результате обследования местности при помощи металлоискателей рядом с останками были обнаружены стреляные гильзы от пистолета ТТ – личного оружия наших летчиков, а на некотором удалении – гильзы от винтовки Маузера, стоявшей на вооружении германской армии.
На основании собранного материала была воссоздана картина произошедшего: вероятнее всего, бомбардировщик СБ-2М-103 был сбит огнем зенитной артиллерии противника, и пилот совершил вынужденную посадку на лес на территории, занятой противником. В результате удара о деревья самолет раскололся на несколько частей. Направление самолета в момент падения указывает на то, что он возвращался после выполнения боевого задания из района Керченского пролива. Тот факт, что на месте падения обнаружены стреляные гильзы от личного оружия, позволяет предположить, что при появлении гитлеровцев, наблюдавших катастрофу самолета и прибывших на место падения для возможного захвата экипажа в плен, один из летчиков был жив и принял свой последний неравный бой.
При повторном выезде на место падения, 09.08.2009 года, была найдена табличка с выбитым на ней заводским номером самолета.
Поисковый отряд «Находка» во время раскопок. Фото с сайта www.dem-admin.ru |
Далее подробно описывается, как по номеру разбившегося СБ-2М-103 при просеивании ряда противоречивых сведений и сопоставлении их с артефактами, найденными на месте падения бомбардировщика, было достоверно установлено, кто находился в нем в роковой день гибели: «Место обнаружения и направление падения найденного самолета указывало на то, что нами обнаружен экипаж капитана Михаила Петровича Иванова, не вернувшийся после выполнения боевого задания в районе Керчи в марте 1943 года… »
В отчете волонтеров поискового движения приводится «Выписка из именного списка безвозвратных потерь по форме № 2 людского состава частей 5-й воздушной армии за март 1943 года.
«13.03.1943 года не вернулся с боевого задания самолет СБ № 18–121 из состава 367 БАП. Экипаж: пилот – командир звена капитан Иванов Михаил Петрович, 1917 г.р., уроженец г. Ленинград, проспект Октября, д. 13, кв. 1, член ВКП(б) с 1942 года, мать – Иванова Вера Яковлевна; стрелок-бомбардир – старший лейтенант Токарев Илья Васильевич, 1918 г.р., член ВЛКСМ, родственников не имеет: воздушный стрелок-радист – старший сержант Михалкович Никита Филиппович, 1918 г.р., уроженец БССР, Минская область, Красносвободский район, с. Жениховка, кандидат ВКП(б), отец – Михалкович Филипп» (в отношении последнего тогдашний писарь в боевой обстановке сделал сразу три ошибки: во-первых, не Никита, а Николай; во-вторых, не «Красносвободский», а Краснослободский район, в-третьих, не «с. Жениховка», а деревня Жилихово ныне Копыльского района Минской области).
Из «Журнала учета боевой работы 367 БАП за 1943 год» явствует, что бомбардировщик под управлением капитана Иванова был задействован в очередной раз «в ночь с 12 на 13 марта 1943 года в период с 19.15 до 22.25 в составе восьми экипажей СБ», которые «выполняли боевую задачу по уничтожению самолетов противника на аэродроме Багерово» (в 14 км на запад от Керчи). «Бомбовоз был подбит в условиях отсутствия «противодействия со стороны авиации противника», обстреляны 4 батареями ЗА противника, наблюдали более 30 прожекторов» (ЗА – зенитная артиллерия).
В представлении к награждению правительственным орденом Красной Звезды отмечается, что «тов. Иванов мужественно идет в бой. Летал ведомым и одиночно в сложных метеоусловиях: дождь, снегопад. Имеет громадный опыт полетов над морем». И подробно перечисляются его «10 боевых самолетовылетов с налетом 29 часов 03 минуты» на бомбардировку живой силы и различных объектов врага, которые он успешно выполнил в период с 14 декабря 1941 по 15 марта 1942-го. А 17 августа 1942 года «при выполнении боевого задания по уничтожению мотопехотных частей противника в районе Клухорского перевала самолет старшего лейтенанта Иванова был сбит, экипаж покинул горящую машину, сумел вернуться в часть и продолжил громить врага». После этого тройка отважных летчиков пересела на бомбардировщик СБ № 18–121. В одном из документов зафиксировано: «В ноябре 1942 года самолет, пилотируемый летчиком Ивановым, имея боевые повреждения, совершил аварийную посадку на аэродроме базирования в г. Кутаиси: экипаж невредим, самолет восстановлен». Увы, во второй раз, в ночь на 13 марта 1943 года, Иванову и его товарищам дотянуть до своей взлетки не удалось.
Отменно воевал и выходец из Белоруссии стрелок-радист Николай Михалкович, который 21 февраля 1942 года приказом командующего войсками Крымского фронта № 0259 «от имени Президиума Верховного Совета Союза ССР» был награжден орденом Красного Знамени:
«Тов. Михалкович Н.Ф. в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками на Керченском и Крымском полуострове за период с 13.12.1941 г. по 15.01.1942 г. имеет 11 боевых вылетов с налетом 24 часа 30 минут. Экипаж в период высадки десанта подавлял артпозиции и огневые точки пулеметов и автоматов в районе г. Опук и Ссыпной пункт. Последующие вылеты были в район Марфовка, Старый Крым, Коктебель и подходящие к линии фронта дороги. Уничтожали автоколонны и живую силу противника. Экипаж уничтожил до 25 машин и 30 повозок с боеприпасами и продовольствием, около двух рот пехоты, рассеяли и частично уничтожили до эскадрона кавалерии. Все эти полеты были в сложных метеоусловиях: снегопад, сплошная облачность, туманы.
Тов. Михалкович – один из лучших радистов, до конца предан делу партии Ленина-Сталина, работает не покладая рук, не жалеет ни здоровья, ни жизни для быстрейшего истребления немецко-фашистских захватчиков, пробравшихся на нашу территорию в качестве оккупантов».
«Мы не можем точно сказать, кто из членов этого героического экипажа, оставшись в живых после вынужденной посадки в лесу в ночь на 13 марта 1943 года, отстреливался до последнего патрона, – говорит лидер поисковиков Александр Шимкив. – Но вряд ли это важно знать наверняка, ведь не может быть сомнений, что любой из троих принял бы иное решение».
К сожалению, поисковики пока не смогли найти какие-либо дополнительные сведения о 25-летнем стрелке-бомбардире Илье Токареве.
Останки экипажа капитана Иванова были торжественно погребены на воинском мемориале г. Геленджик 8 сентября 2010 года.
Повторили ТАРАН Николая Гастелло
В феврале 2014 года активисты международного патриотического движения «Морское братство – нерушимо! » проводили в Краснодаре акцию памяти «Морские крылья Отечества», посвященную подвигу россиян и белорусов, защищавших морское небо Родины. Главным поводом к ней явилось возвращение на малую родину имен летчиков-белорусов, погибших в годы Великой Отечественной войны в битвах за Черное море. Они были найдены поисковым отрядом «Подвиг» из Геленджика, где в 1942 году располагалась военно-морская база Черноморского флота.
На мероприятии белорусской делегации были переданы останки фронтового пилота – уроженца Лепельского района Витебской области старшего сержанта Николая Михайловича Пшенко. А Галине Михалкович, племяннице старшего сержанта Николая Филиповича Михалковича, были вручены фрагмент его самолета и гильза с землей с места гибели воздушного радиста. Такими же памятными атрибутами удостоили и родственников гвардии младшего лейтенанта Сергея Косьяновича Горовцова. В Беларуси три мероприятия с соблюдением торжественного воинского церемониала прошли близ Лепеля (110 км на юг от Витебска), в историко-культурном комплексе «Линия Сталина» под Минском, а также в Могилеве.
Руководитель геленджикского «Подвига» рассказывает, в каких условиях действовали погибшие летчики: «Бои в небе Кубани были самыми жестокими за все время Великой Отечественной войны, больших потерь техники и людей не было ни на одном воздушном участке фронта. Надо только представить: с конца 1942 по сентябрь 1943 года было потеряно, по разным данным, от 1200 до 1500 советских самолетов, у немцев – 800. Почему такая удручающая пропорция? Когда наши летчики взлетали из-под Краснодара и с Тонкого мыса в Геленджике и под норд-остом вытягивали самолеты на Маркотхский хребет, гитлеровские корректировщики вызывали с аэродрома в Крымске свою авиацию, а лететь ей сюда было четыре минуты, – и наших сбивали практически на взлете. Кроме того, большинство летчиков были молодые, неопытные. Поэтому мы здесь находим так много сгоревших самолетов военной поры».
Крупная находка поисковиков. Фото с сайта www.poisk-soldat.ru |
Некоторое время спустя, собрав кости и детали с номерами (они были разными – в войну часто «переселяли» агрегаты с одного самолета на другой), геленджичане перебрались в Гойтх. Где – опять же неожиданно – узнали от сельчан, что имеются еще металлические детали от этого самолета, которые лежат в куче металлолома перед селом. Вероятно, когда-то местная пионерия все же занималась ими: железо собрали, но до вывоза его из дальнего предгорья дело не дошло. После непродолжительных поисков из этого металлического мусора вытащили покореженную обшивку фюзеляжа с № 7812. По нему и узнали имя летчика, которым оказался старший сержант Николай Пшенко.
Осенью 1942 года из-за дефицита современных истребителей он летал на морально устаревшем биплане И-153, который уже не мог догнать ни один вражеский бомбардировщик. А гитлеровцы тогда пытались прорваться к Туапсе, наземные бои сопровождались жаркими воздушными сражениями. «Чайка» Пшенко упала менее чем в километре от населенного пункта Гойтх (Туапсинский район) на позиции 98-го горнострелкового полка немцев. Через 71 год в месте падения поисковиками были обнаружены и «эрэсы» – значит, самолет выполнял задачу по штурмовке позиций противника.
В результате кропотливой работы было установлено, что И-153 № 7812 был потерян при боевой работе 931-го иап 236-й иад 19 ноября 1942 года. Судя по пробоинам, малоскоростная цель стала легкой добычей малокалиберной зенитной артиллерии врага, а перед этим была атакована его истребителями. Лично участвовавший в раскопках Александр Шимкив полагает, что летчик был скорее всего тяжело ранен и последними усилиями направил свой самолет на позиции артиллерийской батареи на вершине горы Гойтх: «В это время там находилась знаменитая группа Ланца – горные стрелки дивизии «Эдельвейс». Метров 50 недотянул… »
На перезахоронение в село Слобода (Лепельский район Витебской области) Шимкив привез тот самый значок парашютиста, найденный детьми в 1970-х, и некоторые детали самолета, которые были переданы в школьный музей. На перезахоронение навечно оставшегося 25-летним сержанта Николая Пшенко собиралось все село. Останки упокоили на Свядском кладбище рядом с могилой матери летчика Марии Пшенко, которая умерла в 103-летнем возрасте (! ) и долгие годы тщетно пыталась узнать, где и как погиб ее Николай; в сентябре 1944 года пропал без вести и ее младший сын Павел, который воевал пехотинцем.
На траурной церемонии присутствовал двоюродный брат героя – минчанин Степан Степанович Пшенко, родившийся в 1940-м и в силу этого не видевший героя. В своем выступлении он обронил пронзительную фразу: «Мать его ждала до конца жизни. Получается, ненапрасно… »
Александр Шимкив и его коллеги были до глубины души впечатлены следующим: «В течение буквально нескольких часов после наших запросов работники белорусских военкоматов уже выдавали по электронной почте необходимые установочные данные о летчиках-белорусах, а затем столь же деятельно помогали найти их родственников».
В свое время родственники 21-летнего гвардии младшего лейтенанта Сергея Горовцова отыскались в самый последний момент, когда прах героя вместе с останками еще одного найденного пилота уже готовились с почестями захоронить в Геленджике на кладбище Свято-Преображенского храма. Поисковики были убеждены, что у Горовцова не осталось родных. Но в 6 часов утра в день запланированного захоронения – 20 июня 2008 года – позвонили из МВД Республики Беларуси и сообщили, что нашли его племянницу. Еще через два часа – новый звонок: установлена деревня, где живет большая семья – родственники погибшего героя. Они не стали отменять траурную церемонию – изъявили желание, чтобы останки Сергея Горовцова упокоились в той земле, за которую он воевал и геройски погиб. Через несколько месяцев многие из них приехали на могилу своего героического родственника, погибшего 21 июня 1943 года.
Горовцов воевал в 11-м иап ВВС Черноморского флота. Восемь месяцев сражался на американском истребителе Р-39 «Аэрокобра», которые поставлялись для Красной Армии по ленд-лизу. Установив, что погибший был родом из Белоруссии, поисковики были удивлены, что он и не собирался стать летчиком. По данным из Центрального военно-морского архива, Горовцов с сентября 1937 по декабрь 1940 года учился в медицинском техникуме в Могилеве. «С декабря 1940 г., – говорится в документе, – поступил в Могилевский аэроклуб и окончил его в мае 1941 г. С мая 1941 г. по июль 1942 г. курсант Военно-морского авиационного училища им. Сталина. В июле 1942 г. окончил ВМАУ им. Сталина по курсу пилота и направлен для прохождения дальнейшей службы в 32-й истребительный авиаполк (с мая 1943 г. 11 истребительный авиаполк) Военно-воздушных сил Черноморского флота».
До гибели младший лейтенант успел стать кавалером ордена Красного Знамени (13 августа 1942 года), который тоже был найден геленджикскими поисковиками. В представлении к ордену отмечалось: «За короткий промежуток времени с 21.06.1942 г. по 11.08.1942 г. имеет 31 боевой вылет с налетом в 26 часов. За время войны имеет 6 воздушных боев, в которых сбил три самолета противника» – два бомбардировщика Хе-111 и один Ю-88, причем за довольно короткий промежуток времени – 6, 10 и 11 августа.
комментарии(0)