0
7058
Газета Реалии Интернет-версия

17.04.2020 00:01:00

Транспорт войны и мира

Военно-космические силы России в борьбе с коронавирусом

Иван Коновалов

Об авторе: Иван Павлович Коновалов – директор Центра стратегической конъюнктуры.

Тэги: ан124, ил76, руслан, коронавирус, воздушнокосмические силы, вта, италия, сербия, сша


ан-124, ил-76, руслан, коронавирус, воздушно-космические силы, вта, италия, сербия, сша Оборудование для борьбы с коронавирусом в США доставил Ан-124, совершив две дозаправки. Фото Виталия Кузьмина

Тяжелые военные транспортники в сжатые сроки перебросили гуманитарную помощь и медицинское оборудование в Италию, США и Сербию. Решая задачи международного уровня вкупе с достижениями на сирийском фронте, командование ВТА еще раз доказало право на возвращение нашей стране советского стратегического статуса.

От пика могущества к пиковому сокращению

К моменту распада Советского Союза военно-транспортная авиация была мощнейшей структурой. Более 650 военно-транспортных самолетов (ВТС) были сведены в 20 авиационных полков и 5 авиадивизий. Общая грузоподъемность этого флота составляла 26 тыс. т.

Костяк авиапарка составляли (и составляют до сих пор) легкие военные транспортники Ан-26, средние Ан-12, тяжелые Ил-76 и Ан-22 «Антей», сверхтяжелые Ан-124 «Руслан». После раздела советского военного имущества в Российской Федерации осталось менее 400 машин. Часть советских ВТС поделили между собой Украина (получила две авиадивизии), Белоруссия (авиаполк) и Узбекистан (авиаполк).

Далее начался долгий процесс «таяния» ВТА, сокращались полки и дивизии, закрывались аэродромы базирования, списывались устаревшие самолеты, сокращался офицерский корпус. В итоге в строю осталась только 12-я Мгинская Краснознаменная военно-транспортная авиационная дивизия трехполкового состава. Плюс два авиаполка и 610-й Центр боевого применения и переучивания в Иванове.

ВТА финансировалась и снабжалась даже не по остаточному принципу. О ней как будто забыли. Впрочем, и масштабных боевых задач перед командованием ВТА не ставилось.

Пожалуй, наиболее значительным мероприятием была работа российских супертранспортников Ан-124 компании «Волга-Днепр» в интересах США и их союзников по переброске грузов в Афганистан и обратно после американского вторжения в эту страну в 2001 году в рамках «войны с международным терроризмом». Эти же самолеты, а также 224-й летный отряд (дочерняя компания Министерства обороны России) действовали в интересах французской армии во время операции «Серваль» в Мали (2013 год).

Смена вектора

Для ВТА ситуация окончательно изменилась только после прихода осенью 2012 года в Министерство обороны Сергея Шойгу. Тогда началась эпоха внезапных проверок, тренировок и учений самого разного уровня. Самолеты ВТА активно в них задействовались. В ноябре 2017 года была восстановлена 18-я гвардейская Краснознаменная Таганрогская военно-транспортная авиадивизия трехполкового состава.

5 октября 2012 года в присутствии президента Владимира Путина между ульяновским авиапредприятием «Авиастар СП» и Министерством обороны РФ был подписан контракт на поставку 39 тяжелых транспортников Ил-76МД-90А до 2020 года. Стоимость одной машины составила около 3,5 млрд руб.

Кульминация наступила с началом сирийской военной кампании. Самолеты Военно-транспортной авиации наряду с военными и гражданскими кораблями «сирийского экспресса» сыграли ключевую роль в развертывании и снабжении российской военной группировки в Сирии, тем самым обеспечив победу российско-сирийских коалиционных сил в борьбе с группировкой «Исламское государство» (запрещена в РФ) и другими террористическими формированиями.

Военно-гуманитарная авиация

С конца марта командование ВТА раз за разом отличалось на новом гуманитарном фронте. Полтора десятка самолетов Ил-76 доставили в Италию медицинских специалистов-вирусологов и эпидемиологов Минобороны РФ, оборудование для борьбы с коронавирусом. Причем переброска началась фактически через сутки после телефонного разговора президента Владимира Путина с итальянским премьер-министром Джузеппе Конте. Это наглядное свидетельство высокой степени боевой готовности ВТА.

Одиннадцать рейсов было совершенно в Сербию. В Соединенные Штаты оборудование для борьбы с коронавирусом забросил сверхтяжелый Ан-124, совершив две дозаправки.

В определенном смысле гуманитарную активность ВТА можно сравнить с ее действиями на сирийском направлении. Та же блестящая работа на отдаленном театре военных действий в интересах мирового сообщества, только противником в этот раз выступают не террористы и мятежники, а вирус, который, как и терроризм, угрожает всему миру.

Стратегический статус ВТА

В условиях современной войны высокая мобильность войск, их быстрое развертывание и отлаженная логистика являются определяющими факторами. В нынешних условиях, когда ВТА действует фактически как самостоятельный род войск, выполняющий стратегические задачи, было бы логичным закрепить этот статус официально.

При этом действует ВТА в интересах всех Вооруженных сил России. Традиционно ее самолеты обеспечивают боевую подготовку и учения Воздушно-десантных войск, участвуют в испытаниях парашютных систем и новой боевой техники ВДВ. Ее самолеты обеспечивают боеготовность и жизнедеятельность российских военных баз в Сирии – Тартус и Хмеймим, а также 102-й российской военной базы в Армении. В последние годы ВТА отвечает за транспортное обеспечение российской военной инфраструктуры в Арктике и на Курильских островах. Дважды в год ее самолеты перевозят призывников к местам службы. Они доставляют авиационную технику за рубеж на экспорт. Участвуют самолеты ВТА и в тушении лесных пожаров, выполняют полеты по линии специальных президентских программ.

Проблемы и их решение

Но для решения стоящих перед ВТА вызовов требуется современный воздушный флот. Сегодня на вооружении российской армии состоит около 250 единиц транспортных машин (из них около сотни Ил-76 различных модификаций), по большей части выработавших свой ресурс и (или) близких к тому. Однако в силу объективных обстоятельств перевооружение ВТА на новые машины затягивается. О совместном с украинским государственным предприятием «Антонов» производстве самолетов пришлось забыть раз и навсегда после разрыва Киевом военно-промышленной кооперации двух стран. К слову сказать, проект по созданию среднего военно-транспортного самолета Ан-70 и в лучшие времена выглядел нежизнеспособным из-за финансовой и технической несостоятельности украинских партнеров и их постоянных политических метаний.

На Украине остался разработчик и серийный производитель двигателей Д-18Т для Ан-124 – машиностроительное КБ «Прогресс» имени Ивченко и АО «Мотор Сич». Госпредприятие «Антонов» отказалось от технического сопровождения парка сверхтяжелых гигантов и участия в ремонте, модернизации и производстве машин этого типа в Российской Федерации. Все работы по поддержанию летной годности и продлению ресурса взяла на себя компания «Ил». Это касается не только самолетов ВТА, но и машин авиакомпании «Волга-Днепр», а также ОАО «224-й летный отряд», которое обеспечивает перелеты в интересах государственных структур.

Единственное в СССР предприятие по серийному производству Ил-76 – Ташкентское авиационное производственное объединение имени Чкалова (Узбекистан) давно закрыло самолетную тематику. В 2012 году предприятие было переименовано в АО «Ташкентский механический завод». Сейчас эта компания специализируется на сборке и ремонте железнодорожных вагонов.

Производство Ил-76 в России локализовано на ульяновском «Авиастаре-СП», который до середины 2000-х годов выпускал Ан-124 «Руслан», но мощности были невелики. Ситуацию изменило открытие автоматизированной поточной линии окончательной сборки транспортников Ил-76МД-90А и топливозаправщиков Ил-78М-90А

Линия состоит из нескольких станций, одна из самых важных – станция стыковки отсеков фюзеляжа и сборки планера, которые включают стенды бесстапельной автоматизированной сборки российского производства. Автоматизация уменьшает время стыковки фюзеляжа и сборки планера, снижает трудоемкость, обеспечивает качество, уменьшает зависимость от квалификации технического персонала.

Помимо восстановления былого могущества военно-транспортной авиации серийное производство Ил-76 помогло создать новую кооперацию, в которую теперь включено несколько десятков заводов и предприятий.

Новый тяжеловоз

На сегодняшний день завод «Авиастар-СП» построил суммарно десять экземпляров (включая прототип) военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А и один прототип самолета-заправщика Ил-78М-90А. Четыре машины получила ВТА, еще одна готовится к передаче. Всего в 2020 году ульяновский авиазавод должен передать Воздушно-космическим силам России восемь самолетов Ил-76МД-90А.

В войска поставят в общей сложности более 100 таких машин. Командование ВТА заявляло, что для полного обновления парка необходимо 150–200 самолетов. Ил-76МД-90А – модернизированная версия советского Ил-76. Новая машина значительно превосходит своего предшественника по дальности, грузоподъемности, экономичности и эксплуатационным качествам. У машины абсолютно новое крыло, изготовленное из длинномерных панелей, усиленные элементы планера и шасси.

Создатели отказались от двигателя Д-30КП2 в пользу более мощного и экономичного ПС-90А-76. Эта силовая установка соответствует требованиям к шуму и к выбросу вредных веществ, которые установила Международная организация гражданской авиации. Ил-76МД-90А оснащен так называемой стеклянной кабиной – панелью управления с цифровыми дисплеями, а не традиционными аналоговыми датчиками. Дальность полета Ил-76МД-90А составляет до 5 тыс.км, а максимальная грузоподъемность – до 60 т. Ресурс самолета рассчитан на 30 лет, либо 10 тыс. посадок, либо 30 тыс. часов в воздухе. Самолет может выполнять взлет и совершать посадку на грунтовых и бетонных аэродромах.

Параллельно ПАО «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина» ведет работы по программе модернизации строевых Ил-76МД в вариант Ил-76МД-М с установкой нового пилотажно-навигационного комплекса, бортовых комплексов вооружений и связи, оптико-электронной визирной системы. Авиаремонтные заводы (АРЗ) проводят капитально-восстановительный ремонт строевых Ил-76. Их пропускная способность – примерно 16–18 машин в год. Срок службы этих самолетов планируется продлевать до 40 лет.

В Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе имени Бериева на базе двух самолетов Ил-76МД-90А идет создание комплексов дальнего радиолокационного обнаружения А-100 «Премьер». Поставка в войска запланирована на 2024 год.

На А-100 установлен обтекатель с уникальной антенной системой и новейшее специальное радиотехническое оборудование, позволяющие быстро наращивать радиолокационное поле на заданном направлении. Он может участвовать в управлении истребительной и ударной авиацией при наведении на цели.

Кто на подлете?

Замена самолетов других классов ВТА – дело пока неопределенной перспективы. Легкие Ан-26 (полезная нагрузка 6 т) должны заместить Ил-112В, средние Ан-12 (20 т) будут менять на Ил-276 или Ту-330 разработки ПАО «Туполев», а самый известный Ан-124 «Руслан» (120 т) будет заменен на перспективный авиационный комплекс военно-транспортной авиации (ПАК ВТА). Пока еще определяются его внешний облик и технические характеристики.

Генеральный конструктор ОАО «Ил» Николай Таликов заявил в этом году ТАСС, что ПАК ТА – это доработанный старый ильюшинский проект Ил-106 (грузоподъемность – 100 т), разработка которого началась еще в середине 1980-х. Вероятно, новая машина будет оснащена самым мощным российским гражданским авиационным двигателем НК-93. В ОКБ имени Ильюшина имеется и другой проект – перспективный транспортный самолет (ПТС) «Ермак» грузоподъемностью до 100 т.

Мощное развитие военной логистики и вместе с ней вспомогательной авиации – общемировой тренд. Для России он усиливается дополнительными факторами. Размеры территории страны, относительная неразвитость дорожной сети, наличие огромного количества отдаленных районов, островов и анклавов увеличивают логистические потребности армии по мере увеличения военной активности.

Важнейший фактор – расширение «военной географии» России, защита геополитических интересов, помощь союзникам, демонстрация флага, военные и гуманитарные операции в разных точках мира. В настоящее время задействованы все имеющиеся в строю военно-транспортные самолеты и потребность в них будет только возрастать. Так что этот род военной авиации ожидает бурный рост, сдерживаемый пока ограниченными возможностями оборонно-промышленного комплекса РФ.

Кроме того, стимулом для развития Военно-транспортной авиации РФ и создания абсолютно новых самолетов является появление в российской армии новых (в том числе по тоннажу и габаритам) образцов вооружений и военной техники, в частности в рамках программ «Курганец-25», «Армата» и «Бумеранг».

К тому же военно-транспортная авиация – сегмент мирового рынка, который наравне с коммерческой и боевой авиацией может позволить российскому самолетостроению укрепить свои позиции среди мировых производителей авиационной техники и увеличить занимаемую долю рынка. Впрочем, сначала надо будет удовлетворить потребности российских ВКС, а они чрезвычайно велики. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


НАТО собирается развернуть над Украиной зонтик ПВО

НАТО собирается развернуть над Украиной зонтик ПВО

Владимир Мухин

Париж переоборудует истребители F-16 для ударов управляемыми авиабомбами

0
768
Уроки спецоперации побуждают КНР и США обновлять арсеналы

Уроки спецоперации побуждают КНР и США обновлять арсеналы

Владимир Скосырев

Китай готовится к войне за Тайвань

0
554
Эрдоган готов утолить снарядный голод США

Эрдоган готов утолить снарядный голод США

Игорь Субботин

Поставки боеприпасов стали мостом между Вашингтоном и Анкарой

0
576
Трамп не может выйти за пределы своего "электорального гетто"

Трамп не может выйти за пределы своего "электорального гетто"

Геннадий Петров

Судя по данным соцопросов марта, Байден сохраняет неплохие шансы на переизбрание

0
601

Другие новости