0
3432
Газета Реалии Интернет-версия

24.07.2020 00:01:00

Как принять стратегически важное решение

Социокультурные факторы должны стать основой геополитического прогнозирования

Леонтий Шевцов

Об авторе: Леонтий Павлович Шевцов – генерал-полковник, советник директора Росгвардии.

Тэги: сша, нато, европа, covid19


10-1-1-t.jpg
Наполеон вошел в историю как человек,
способный брать на себя ответственность.
Жак Луи Давид.
Бонапарт на перевале Сен-Бернар. 1801.
Мальмезон, Париж
Драматические события в США, раскол НАТО, дестабилизация Европы, пандемия COVID-19 и другие факторы трансформации современного миропорядка со всей остротой ставят вопрос о неподготовленности правящих элит к принятию стратегических решений в условиях неопределенности и риска. По сравнению с периодом холодной войны при сохраняющейся роли военно-силовых факторов заметное влияние на развитие внешнеполитической и внутренней обстановки оказывают сегодня социально-культурные факторы, выступающие в роли катализаторов многих изменений. Однако процесс «смены караула», похоже, пока остается за рамками внимания правящих элит, а возросший удельный вес социокультурных факторов мало учитывается при принятии управленческих решений.

Как известно, в деятельности политиков и военных центральным моментом процесса управления является принятие решения, основанного на всесторонней и объективной оценке имеющихся данных и выбора из всех возможных вариантов действий оптимального. В свое время Наполеон утверждал: «Нет ничего труднее, но в то же время и ничего ценнее, чем принять решение».

Выработка решения требует исключительной компетентности, высокого профессионализма, обширных знаний и навыков, учета многих факторов. Это и географическое положение государства, и уровень военной, а также экономической мощи, культурных, исторических традиций; это и тип политической системы, и социальная структура общества, индивидуальные особенности политических лидеров. В общем виде многие из перечисленных и некоторых других факторов формируют то, что называется стратегической культурой государства.

Процесс выработки решения базируется на анализе и прогнозе развития двух взаимосвязанных процессов: во-первых, состояния и перспектив развития мировой геополитической ситуации и, во-вторых, на оценке соответствия возможностей сторон конфликта поставленным ими перед собою задачам с учетом влияния внутриполитических политико-административных, финансово-экономических и культурно-мировоззренческих факторов.

Комплексный характер задачи выработки решения требует создания в России интегрированной информационной среды (ИИС), охватывающей всю совокупность упомянутых выше факторов. Следует отметить, что при создании ИИС важная роль принадлежит цифровизации, обеспечивающей переход информации в более доступную цифровую среду, где ее проще анализировать, а потом вырабатывать решение.

В последние годы расширяются масштабы применения цифровых технологий в политических и военных целях, что вносит дисбаланс в шаблоны выработки решений.

Подобная практика является производной от форсированных процессов трансформации системы международных отношений, ознаменованных в том числе выходом на сцену мощных геополитических факторов, играющих важную роль в деле создания и апробирования инновационных средств и методов информационной борьбы в ходе гибридной войны. Адекватность принимаемых решений во многом зависит от правильности выбора приоритетов, которыми руководствуются правительства в своей деятельности.

Интегрированная информационная среда как основа выработки решений

Для системного подхода к процессу принятия стратегических решений представляет интерес разработанная членом-корреспондентом Академии военных наук Александром Бартошем концепция «матрицы стратегической культуры» («НАТО в матрице стратегической культуры Америки», «НВО», 15.03.19 и «Стратегическая культура как инструмент военно-политического анализа», «Военная мысль» № 7.2020). Автор впервые предлагает в компактной форме представить факторы, формирующие стратегическую культуру (СК), в виде элементов своеобразной «матрицы стратегической культуры» (МСК). Матрица позволяет создать интегрированную информационную среду для проведения аналитической работы по прогнозированию, аудиту ресурсов и планированию действий в современных военно-политических ситуациях.

Использование матрицы дает возможность систематизировать задачи сбора информации в интересах оценки своей и противника, ее обработки и формулировки рекомендаций для принятия управленческих решений политиками, дипломатами и военными. В общем виде осуществлена классификация совокупности факторов по сферам их проявления, сформированы группы объективных и субъективных факторов.

В условиях, когда гибридная война превратилась в новый вид межгосударственного противостояния, геополитическое прогнозирование должно с высокой степенью вероятности описывать ситуации в ведущих мировых центрах силы, а также в непосредственном окружении России с учетом влияния комплекса разнообразных факторов.

Сегодня ситуация острого гибридного противостояния характеризуется суммой следующих факторов:

– усиление глобализационных процессов и формирование новой полицентричной системы международных отношений при обострении конкурентной борьбы между полюсами силы;

– неопределенности и сложности прогнозирования развития противостояния способствуют снижению авторитета и влияния организаций обеспечения международной безопасности;

– изменение баланса между рациональными и иррациональными факторами в действиях государств при заметном возрастании иррациональной составляющей;

– возрастание роли Евразии и России как ее центра в мировой политике.

В этих условиях в научном осмысливании нуждается влияние глубоких изменений современного миропорядка, а также угрожающего реальности влияния стратегии гибридной войны как нового вида межгосударственного противостояния и технологий цветных революций на трансформацию концепта «стратегическая культура» (СК) как неотъемлемого атрибута не только государства и его вооруженных сил, но и всего народа в целом. Пандемия коронавируса несет в себе колоссальные геополитические последствия, связанные прежде всего с крахом процесса глобализации, окончательным разрушением однополярного мира. Это придает новые импульсы ряду глобальных и необратимых геополитических изменений уже основательно расшатанной архитектуры существовавшего доселе миропорядка и стабильности отдельных государств. Ярким примером служат вроде бы неожиданно проявившиеся глубокие противоречия внутри американского общества, связанные с пренебрежением властей к культурно-мировоззренческой и социальной сферам, приведшие к серьезным столкновениям.

Об актуальности проведения системного исследования фактора СК

Для России актуальность вопросов изучения процесса выработки решений, поднятых в работах многих отечественных авторов (Махмут Гареев, Андрей Кокошин, Леонид Ивашов, Александр Бартош и некоторые другие), заключается в назревшей необходимости проведения системных исследований феномена стратегической культуры, методологии сопоставительного анализа культурных особенностей отдельных государств и их коалиций в контексте оценки их влияния на обеспечение национальной и международной безопасности в условиях обострения глобальной критичности современного мира, кризиса глобализации и возрастания роли борьбы в культурно-мировоззренческой сфере. Особую значимость актуальности изучения феномена СК придают радикальная трансформация системы обеспечения международной безопасности в период после окончания холодной войны, изменение взглядов на использование военной силы, появление новых видов конфликтов XXI века – гибридной войны и цветной революции.

Использование МСК позволяет обеспечить учет и оценку следующих геополитических факторов:

– глобализация и информационно-коммуникационная революция;

– нелинейность развития политических процессов, выражающаяся в их растущей турбулентности и непропорциональности причинно-следственных отношений, что заметно осложняет задачи прогнозирования и управления развитием ситуаций в административно-политической, финансово-экономической и военной сферах;

– снижение опасности развязывания крупномасштабной войны, в том числе ядерной, при одновременном повышении сложности управления эскалацией насилия;

– подъем Китая, военное усиление России, формирование и укрепление других региональных центров силы, расширение НАТО и ЕС, обострение противостояния в Арктике;

– перенос военного противостояния в космос, использование технологий искусственного интеллекта в военных целях;

– возможное смещение полюсов внешней политики России, США и Китая в сторону изоляционизма и национального протекционизма;

– усиление национального, этнического и религиозного экстремизма; активизация сепаратизма;

– распространение локальных войн и вооруженных конфликтов; усиление региональной гонки вооружений;

– сохранение угрозы распространения ядерного и других видов оружия массового уничтожения, средств его доставки; обострение информационного противоборства, распространение многообразных и гибких сетевых технологий в информационно-коммуникационной сфере;

– цифровизация всех сфер общественной жизни страны. На современном этапе колоссальный, пока до конца не раскрытый потенциал цифровой среды способствует формированию «общества риска», когда переходу социально-политических систем из состояния порядка в неуправляемый хаос может быть присущ существенно более скоротечный характер, чем еще несколько десятилетий назад. Фактор цифровизации, таким образом, должен учитываться в прогнозах как мощнейший катализатор при оценке темпов мобилизационного развертывания цветной революции, воздействия в целом на культурно-мировоззренческую сферу;

– состояние вооруженных сил и правоохранительных органов и их способность решать задачи обеспечения национальной безопасности государства, включая укрепление территориальной обороны.

Стратегическая культура как инструмент военно-политического анализа

Сказанное позволяет выделить следующие преимущества практического применения концепта СК как инструмента выработки решений, проведения анализа и прогнозирования внешней политики других международных субъектов, стратегического планирования внешней политики своего государства:

– лучшее понимание совокупности факторов, которые влияют на политику государства;

– проведение эффективной политики сдерживания, основанной на более глубоком понимании культурных ценностей других государств и эффективном выборе соотношения затрат и выгод;

– четкое представление о факторе военной силы в политике других государств и балансе силовых и несиловых способов в навязывании противнику своей воли;

– укрепление отношений сотрудничества с союзниками и партнерами;

– повышение точности и адекватности интерпретации разведданных;

– выбор эффективной дипломатии, направленной на ослабление пропагандистской кампании противника и использование собственных культурных ценностей при проведении внешней политики;

– более успешная и точная оценка возможных последствий собственных внешнеполитических шагов.

Сопоставительное междисциплинарное изучение формирования, влияния и процесса изменения СК крупных держав в современную эпоху безусловно способно внести полезный вклад в исследования вопросов войны и мира.

МСК служит основой для создания интегрированной информационной среды с целью проведения аналитической работы по прогнозированию, аудиту ресурсов и планированию действий в современных военно-политических ситуациях. Использование матрицы дает возможность систематизировать задачи сбора информации в интересах оценки себя и противника, ее обработки и формулировки рекомендаций для принятия управленческих решений политиками, дипломатами и военными. В общем виде в МСК осуществлена классификация совокупности факторов по сферам их проявления, сформированы группы объективных и субъективных факторов. В числе объективных факторов: территориально-географические, политические, военно-стратегические, экономические, экологические, демографические, религиозные и др.

Наряду с объективными на формирование CК важную роль оказывают и субъективные геополитические факторы, в том числе: уровень общественного сознания и культуры в стране; степень идеологического единства нации; характер военной доктрины, уровень развития военной мысли; профессионализм политического и военного руководства, компетентность государственных служащих, эффективность структурной организации государственного аппарата; национально-исторические традиции и др.

Приведенный перечень геополитических факторов не является исчерпывающим. Более того, не все перечисленные факторы в равной степени влияют на формирование СК. Вес каждого фактора зависит от конкретной специфики, и для каждого государства перечень и характер влияния геополитических факторов будет свой.

Важно отметить, что успешная военная реформа в России, перевооружение сил общего назначения, развертывание нового поколения стратегических вооружений позволяют нашей стране пока выигрывать гонку вооружений, не ввязавшись в нее. В итоге в сочетании с глобальным эффектом от подъема Китая удалось положить конец пятисотлетнему доминированию Запада в мировой политике, экономике, культуре, основанному на военном превосходстве.

В то же время, несмотря на успех военной реформы, можно прогнозировать сохранение угрозы крупномасштабной войны в результате непреднамеренной эскалации, а также неопытности правящих элит, усиления иррационального фактора в политике. В этом контексте снижение профессиональной квалификации некоторых правящих элит на Западе приобретает угрожающий характер и влечет за собой многочисленные угрозы для международной и национальной безопасности.

Фактор недостаточной подготовленности правящих элит многих крупных государств к выполнению задач управления является одной из причин нарастания недоверия в мире и приводит к деградации международного диалога на всех уровнях – от межгосударственного до профессионально-экспертного. Представителям разных стран все сложнее находить общий язык даже на уровне основополагающих понятий.

С учетом угрожающей реальности ведения против России и ее партнеров гибридной войны межгосударственная и межведомственная координация остается фундаментальной проблемой. Комплексный ответ на угрозы, связанные с гибридной войной, требует разработки всеобъемлющей стратегии противодействия, основанной на тщательном анализе ВПО и общегосударственном подходе к управлению вооруженным конфликтом с учетом фактора стратегической культуры. К решению этой задачи должны быть привлечены ресурсы МИД, МО, РАН, СБ, органов территориальной обороны, министерств экономики и культуры, а также некоторых других госструктур, координации ответных мер с партнерами. Особое значение приобретает участие военных и других правоохранительных структур в реализации предложенного комплексного подхода.

Одновременно следует развивать позитивную повестку дня в самой России, стимулировать экономический рост, на основе новой Конституции формировать проект, способный обеспечить национальное единство и устойчивое развитие государства.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Байден готовит «прощальный удар» по России

Байден готовит «прощальный удар» по России

Юрий Паниев

Белый дом намерен ввести новые санкции против нефтяного экспорта РФ

0
1078
Офис губернатора Калифорнии разрабатывает программу помощи нелегальным мигрантам

Офис губернатора Калифорнии разрабатывает программу помощи нелегальным мигрантам

0
432
Пекин подготовился к трампотрясению мировой торговли

Пекин подготовился к трампотрясению мировой торговли

Ольга Соловьева

Китай взял противоположный России экономический курс

0
954
Европейцы советуют Санду чаще бывать в Гагаузии

Европейцы советуют Санду чаще бывать в Гагаузии

Светлана Гамова

В Кишиневе опасаются выхода автономии из Молдавии

0
1024

Другие новости