0
10263
Газета Реалии Интернет-версия

30.07.2020 22:00:00

ВДВ рассекречивает новые парашюты

Под Рязанью состоялись масштабные учения десантных войс

Алексей Аксютенков

Об авторе: Алексей Алексеевич Аксютенков – военный журналист.

Тэги: воздушнодесантные войска, сергей шойгу, бмд4м, учения, арбалет2, парашютная система шанс


воздушно-десантные войска, сергей шойгу, бмд-4м, учения, арбалет-2, парашютная система шанс Парашютные системы позволяют десантироваться с разных высот в полной боевой экипировке. Фото с сайта www.mil.ru

Воздушно-десантные войска продолжат развиваться как основные силы быстрого реагирования. Их подготовка ведется с опорой на боевой опыт, она направлена на поиск более эффективных и нестандартных решений поставленных задач. Об этом заявил министр обороны Сергея Шойгу. Всего в учении было задействовано около 6 тыс. десантников и более 400 единиц боевой и специальной техники. Действия разворачивались на полигонах «Сельцы» и «Дубровичи», а также площадках приземления «Новики» и «Житово».

Личный состав крылатой пехоты получил сигнал тревоги и на штатной технике выдвинулся в район сосредоточения. После чего провел операцию по захвату плацдарма в тылу противника. При этом на площадке приземления «Житово» впервые было проведено одновременное десантирование трех боевых машин десанта БМД-4М с борта военно-транспортного самолета Ил-76. Также десантники совершили прыжок с парашютом с высоты 8 тыс. м.

Именно этот элемент боевой подготовки можно считать новым, так как в ходе учебы использовались новейшие парашютные системы. По данным военного ведомства, в десантировании более 800 военнослужащих проходило на парашютных системах Д-10, а военной техники – на многокупольных системах МКС-350–9 с применением парашютно-бесплатформенных систем ПБС-915, ПБС-916 и ПБС-925 с высоты 600 м. Для проведения разведки и захвата стратегически важных объектов разведподразделения с высоты 1400–1900 м использовали парашютные системы специального назначения «Арбалет-2», а подразделение высотного десантирования – с высоты 8 тыс. м – применило парашютную систему спецназначения.

Какую – не сообщалось. Однако из опубликованных с учений фотографий и видео становится ясно, что это Stayer («Стайер»). Это парашютная система для спецназа нового поколения, оснащенная очками ночного видения и дыхательным аппаратом. Позволяет десантироваться с высоты до 8 тыс. м при скорости полета до 350 км/ч. Грузоподъемность – до 180 кг, что является рекордным значением для парашютов.

Все это говорит о том, что современные подразделения десанта не просто получают новые образцы систем десантирования, но еще и успешно обкатывают их во время учений.

«Любой боевой опыт – это та отправная точка, которая движет всю подготовку войск, в том числе и воздушно-десантных», – отметил командующий ВДВ Андрей Сердюков. А с этого года воздушно-десантную подготовку включили в учебную программу и войсковой разведки.

Так, 26 апреля 2020 года российские десантники первыми в мировой истории совершили групповой высотный прыжок с 10 тыс. м в районе архипелага Земля Франца-Иосифа. Они использовали парашютную систему спецназначения нового поколения, опробовали приборы навигации, специальное снаряжение и обмундирование. Десантирование велось из военно-транспортных самолетов Ил-76.

Также в суровых условиях прошли испытания нового кислородного оборудования, которое использовалось при десантировании. На этих учениях Военно-транспортной авиации и ВДВ в Арктике с десантированием проводилась предварительная разгерметизация самолетов. Заранее были отработаны вопросы взаимодействия экипажа и десантируемой группы в разгерметизированной кабине.

«Высотное десантирование позволяет подразделениям специального назначения действовать скрытно на значительном удалении от объекта разведки в любом регионе и даже в арктических условиях», – отмечал на одной из военных коллегий министр обороны РФ Сергей Шойгу.

Температура на высоте десантирования составляла минус 50 градусов по Цельсию, непростые были и метеорологические условия. Поэтому решающее значение на результат прыжка оказала подготовка, мастерство, оснащение качественным оборудованием и экипировкой. Каждый из 12 участвовавших в групповом прыжке уже имел опыт десантирования с высот до 6 тыс. м, а трое уже прыгали на Северный полюс в 2016 году.

Впервые в новейшей истории России десантники прыгнули с парашютом на дрейфующий лед в Северном Ледовитом океане (в районе станции «Барнео», недалеко от Северного полюса) 8 апреля 2014 года. «Это мероприятие было проведено в целях исследования возможности десантирования личного состава ВДВ в полярных широтах, в условиях крайне низких температур, а также выполнения эвакуационно-спасательных задач в районе Северного полюса. Задача была очень серьезная. Все понимали, что до нас этого никто не делал. И возможно, если по каким-то причинам мы это не сделаем сейчас, то никто и никогда этого уже не сделает, но риск был оправдан», – рассказывал в интервью информагентству ТАСС участник того исторического события Александр Иванов, ныне – старший тренер ЦСКА по парашютному спорту.

«Самое главное, что мы поняли, что можем это делать. Это была хорошая практика и для ВДВ, и для Военно-транспортной авиации, – говорил он. – Это престиж! Это еще раз подтверждает, что нет задач, с которыми бы не справились «войска дяди Васи».

Парашютно-бесплатформенные системы ПБС-915, ПБС-916 и ПБС-925 в настоящее время стоят на вооружении подразделений ВДВ. Они хорошо себя зарекомендовали, однако с 2019 года в войска начались поставки новой десантной парашютной системы ПБС-950У – было отгружено 15 комплектов. Она полностью изготовлена из российских комплектующих и предназначена для десантирования БМД-4М.

Разработка системы велась Московским конструкторско-производственным комплексом «Универсал» (входит в холдинг «Технодинамика» госкорпорации «Ростех») в рамках опытно-конструкторской работы «Бахча-У-ПДС». Она позволяет в любых климатических условиях десантировать БМД-4М из всех типов самолетов Ил-76 на скорости до 380 км/ч с высот до 1500 м над площадкой приземления. Причем сами площадки могут располагаться на высотах до 2500 м над уровнем моря.

1-3.jpg
Только в Российской армии военная техника
десантируется вместе с экипажами.
Фото с сайта www.mil.ru
ПБС-950У обеспечивает десантирование машин БМД-4М с экипажем до семи человек. Отсутствие платформы позволяет сразу смонтировать систему на бронемашину в походное положение. Использование этой новинки дает значительное преимущество при переброске подразделений на большие расстояния, а также возможность десантировать технику парашютным способом на неподготовленные площадки и сразу приступить к выполнению поставленных задач. До этого основным был парашют Д-6 серии 4.

В армию он начал поступать еще в середине 1980-х. На нем совершено огромное количество прыжков. По разным данным, в год на Д-6 десант совершает до 350 тыс. прыжков. Причем в основном это контингент с минимальной подготовкой – солдаты-срочники. Поэтому в настоящее время по своим показателям надежности и реальному применению в мире аналогов Д-6 не имеет. На смену пришел Д-10, прошедший полный цикл всех испытаний в начале 2000-х годов.

«Он создавался именно для того, чтобы обеспечить повышенную работоспособность куполов при схождении в воздухе, сохраняя все прочие технические характеристики. Поэтому у него и такая необычная форма: он не полностью сферический, как другие парашюты, а патиссонообразный, – рассказывал в интервью ТАСС парашютист-испытатель 1-го класса Владимир Нестеров. – Эта форма обеспечивает ему особую аэродинамику, которая при попадании в след другого парашюта позволяет ему самостоятельно уходить из этой зоны затенения».

Конструкция Д-10 позволяет десантироваться с полным комплектом вооружения и снаряжения из всех типов военно-транспортных самолетов и вертолетов и даже из «кукурузника» Ан-2. Максимальная высота примерно 4 км, а минимальная – 200 м.

Однако у «десятки» есть и продолжение – система «Реновация». Она надевается поверх бронежилета, потому что изначально проектировалась для спуска десантника, который не имеет серьезной защиты и десантируется в разгрузочном жилете с минимальным объемом груза. Но есть и дальнейшее совершенствование – парашютно-десантная система нового поколения Д-14 «Шелест», предназначенная для десантирования в экипировке «Ратник». Она еще испытывается. Известно, что у этой системы совсем другая компоновка. Если обычно основной парашют сзади, а запасной – спереди, грузовой контейнер находится сзади ниже ранца самого парашюта, то в Д-14 – основной и запасной парашюты сзади, а спереди – больший по массе грузовой контейнер. Также имеется несколько точек подвески под навесное оборудование и под стрелковое вооружение.

По данным разработчиков, в Д-14 реализована другая стратегия применения – вступление в бой с момента десантирования. Раньше у бойца автомат крепился снизу, его трудно было достать, а с новым парашютом – на груди, то есть находится в руках. Поэтому военнослужащий может вступить в бой прямо в воздухе.

Для спецназа создается уникальный безранцевый парашют «Штурм», с которым они могут десантироваться с высоты 80 м. Как отмечают разработчики, специфика заключается в том, что при вводе обычного десантного парашюта очередность следующая: идет выгрузка десантника, дальше выводится в действие стабилизирующий парашют, затем – основной, после чего идет свободное падение. У Д-10 минимальная безопасная высота десантирования – не ниже 200 м. А в новом нет стабилизирующего парашюта. Ввод парашютной системы осуществляется непосредственно из воздушного судна – в момент отделения десантника.

В марте этого года в ходе посещения парашютного завода «Полет» в Иванове президенту Владимиру Путину были продемонстрированы системы для выполнения тандемных прыжков. Они позволяют в одной связке совершать прыжки двум людям или человеку и служебной собаке. По словам конструкторов, в течение года Минобороны должно дать оценку этого комплекта по итогам испытаний.

Уже в июне ведомство организовало особую группу военнослужащих, которая будет десантироваться с парашютной системой типа «тандем» для доставки в труднодоступные места не имеющих опыта прыжков с парашютом специалистов различного профиля, в том числе врачей и ученых. По словам начальника 309-го Центра специальной парашютной подготовки Минобороны подполковника Дмитрия Ретюнских, неопытному человеку ничего не нужно делать, за отделение от летательного аппарата, нахождение в воздухе и приземление будет отвечать обученный военнослужащий.

Еще одна разработка, которая может поступить на испытания в войска в 2021 году, это автоматизированная парашютная система доставки грузов с помощью навигационного оборудования, способная с точностью до 100 м отправлять груз весом до 500 кг.

Уже получила сертификат соответствия и выходит на рынок еще одна новая парашютная система – «Шанс». Она дает возможность совершать прыжки с малых высот, где традиционные парашюты не работают. Благодаря ей люди смогут покидать высотные здания в случае чрезвычайных ситуаций, позволяя десантироваться с высоты стандартного девятиэтажного дома – от 33 м. «Шанс» имеет три купола, удерживающие заданную скорость приземления, а также автоматическую систему стабилизации тела, благодаря которой парашютом сможет воспользоваться даже человек, не имеющий навыков десантирования. Кроме того, в конструкцию внедрен ряд инновационных решений, которые не дают куполу складываться при контакте со зданием.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Продолжительность обучения детей определяет экономика

Продолжительность обучения детей определяет экономика

Антон Зверев

Надо моделировать ситуации, в которых ребенок имел бы возможность взрослеть

0
10259
Высшее профобразование – за два года

Высшее профобразование – за два года

Елена Герасимова

Университеты начинают апробацию экспериментальных моделей обучения

0
9772
Константин Ремчуков. В Китае из-за острого дефицита воды вводится региональный водный налог

Константин Ремчуков. В Китае из-за острого дефицита воды вводится региональный водный налог

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 21.10.24

0
31544
Константин Ремчуков. Китай провел учения в Тайваньском проливе как «суровое предупреждение сепаратистским действиям»

Константин Ремчуков. Китай провел учения в Тайваньском проливе как «суровое предупреждение сепаратистским действиям»

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 14.10.24

0
31533

Другие новости