Украинские военные очень гордятся разрешением сопровождать бомбардировщики В-52 при отработке ударов по России. Фото Reuters
Ставшие уже привычными за последние шесть лет чуть ли не ежедневные полеты американских стратегических разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов RQ-4 Global Hawk над территорией Украины, вдоль линии разграничения на Донбассе и акваторией Черного моря в непосредственной близости от побережья Крыма и Краснодарского края дополнились и официальным визитом стратегических бомбардировщиков ВВС США Boeing B-52H Stratofortress.
Министерство обороны в своих регулярных сводках проинформировало о росте интенсивности полетов иностранной разведывательной авиации и военной активности НАТО вблизи границ России в августе более чем на 30%, однако полеты бомбардировочной авиации США, выполненные в августе-сентябре, потребовали не только естественной реакции со стороны дежурных сил ПВО страны, но и вызвали необходимость проведения главнокомандующим ВКС России Сергеем Суровикиным специального брифинга для иностранных военных атташе.
По его словам, во время специального показного учебно-боевого мероприятия под кодовым наименованием Allied Sky 28 августа экипажи четырех стратегических бомбардировщиков B-52H Stratofortress ВВС США провели тренировки по применению крылатых ракет воздушного базирования по объектам в Российской Федерации из воздушного пространства над акваторией центральной части Черного моря, прежде всего по объектам на Крымском полуострове. Истребительное прикрытие обеспечивали около 40 самолетов тактической авиации национальных ВВС 12 стран альянса и четыре истребителя МиГ-29 и Су-27 Воздушных сил Украины. Маршрут полета с авиабазы Фэйрфорд в Великобритании пролегал над территориями 28 европейских стран, входящих в НАТО, и Украиной.
Российская сторона по военно-дипломатическим каналам получила уведомление о готовящихся учениях по отработке задач стратегической стабильности и демонстрации возможностей ядерных сил для сдерживания потенциального агрессора от атаки на США и их союзников еще 21 августа. Однако точных сроков выполнения полетов указано не было.
4 сентября по плану Объединенного стратегического командования Вооруженных сил США были отработаны варианты применения стратегической авиации вблизи юго-западной границы России в районе боевого применения над западной частью Азовского моря. Минимальное приближение к российской государственной границе составило 30 км. В этот день три стратегических бомбардировщика B-52H Stratofortress ВВС США (номера 61–0034, 60–0005 и 60–004 с позывными JULIA51, 52 и 53), выполнив полет с базы Фэйрфорд по более северному маршруту над Украиной, прошли вдоль северной границы Крыма, побережья Азовского моря, вошли в воздушное пространство над Херсонской областью, где около 1,5 часа барражировали между Мелитополем и Геническом по классической «коробочке», отрабатывая подготовку к пуску крылатых ракет из зоны ожидания. На этот раз в отличие от 28 августа, по мнению командования ВКС, целями применения крылатых ракет с нанесением условного ракетного удара стали объекты на территории Южного военного округа.
В ходе полета экипажами отрабатывалось взаимодействие с истребителями МиГ-29 и Су-27 Воздушных сил Украины. Это сопровождалось беспрецедентной разведывательной операцией над акваторией Черного моря: в воздухе одновременно находились пять самолетов-разведчиков стран НАТО, включая пару BoeingRC-135W Rivet Joint (номер 62–4125), P-8A Poseidon ВВС США, Airbus Voyager KC3 (номер ZZ333) и Bombardier Global Express Sentinel R.1 (номер ZJ692) Королевских Военно-воздушных сил Великобритании, и один стратегический беспилотный разведывательный летательный аппарат. Их минимальное приближение к российской границе составило 15 км. Разведка территории России велась на глубину до 600 км.
В рамках выполнения задач по прикрытию воздушной границы РФ в зону дежурства над акваторией Азовского моря и северной части полуострова Крым были подняты восемь самолетов из состава дежурных сил: Су-27 и Су-30СМ.
В целом в ходе двух воздушных операций самолеты бомбардировочной авиации США совершили 10 одиночных и групповых полетов в воздушном пространстве Западной и Восточной Европы, а также над прилегающими морскими акваториями. Подобная деятельность, охарактеризованная главкомом как враждебная, была своевременно вскрыта, предприняты необходимые эффективные меры противодействия. Обнаружение В-52 осуществлялось загоризонтной РЛС на максимальной дальности, что позволяло оперативно нацеливать истребители из состава дежурных сил ПВО для перехвата, патрульного сопровождения и недопущения нарушения воздушного пространства Российской Федерации. Кратковременные попытки приближения В-52 к границам своевременно блокировались российскими истребителями, авиационных инцидентов не допущено.
Отработка вопросов боевого применения стратегической авиации в непосредственной близости от государственной границы Российской Федерации носит враждебный и провокационный характер.
Боевой самолет, совершая маневры вблизи нее, учитывая скорости современных ЛА, может оказаться на сопредельной территории, так как граница в воздухе или море не столь явно выражена, как на суше, что приведет к серьезному международному инциденту.
«Россия не заинтересована в нагнетании обстановки у границ, поэтому большинство мероприятий оперативной и боевой подготовки Вооруженных сил проводит в глубине страны. Воздушно-космическими силами будет продолжено отслеживание обстановки у российских границ для своевременного принятия мер, обеспечивающих безопасность Российской Федерации», – добавил Сергей Суровикин.
Главком особо отметил, что полеты любой боевой авиации над территорией Украины не способствуют разрядке напряженности в регионе.
Вместе с тем прямое и аргументированное послание российской стороны, похоже, не возымело действия. Как сообщил начальник Управления по связям с общественностью ВС Украины Богдан Сеник, во второй половине сентября на всех военных полигонах Украины, а также в акваториях Черного и Азовского морей под руководством Главнокомандующего Вооруженными силами Украины генерал-полковника Руслана Хомчака состоятся стратегические командно-штабные учения «Объединенные усилия – 2020». Тема учений – «Управление межвидовой (межведомственной) группировкой войск (сил) в операции сил обороны».
В учениях планируется участие разведывательной, истребительной и бомбардировочной авиации стран – членов НАТО, совместное применение сил специальных операций и десантно-штурмовых подразделений в различных условиях обстановки. Будет осуществляться принятие, обработка и передача информации от партнеров в интересах огневого поражения. Задействуют принятую на вооружение ВС Украины автоматизированную систему управления оружием. Планируется массированное применение частей и подразделений ракетных войск и артиллерии в комплексе с авиацией Воздушных сил и зенитными ракетными войсками.
В рамках СКШУ «Объединенные усилия – 2020» пройдут учения «Совместные усилия» с участием военнослужащих Вооруженных сил Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, в Международном центре миротворчества и безопасности на Львовщине пройдут международные учения «Рапид трайдент – 2020» с участием военнослужащих 15 стран-партнеров.
Всего в учениях «Объединенные усилия – 2020» примут участие около 12 тыс. военнослужащих, из них 8 тыс. – непосредственно на полигонах во время практической фазы учений. Планируется привлечь до 50 единиц артиллерийских систем, около 80 танков и 450 боевых бронированных машин, а также боевые корабли, армейскую авиацию и воздушные силы. В их составе будут привлекаться и образцы техники, которые недавно приняты на вооружение Вооруженных сил Украины. В частности, новейшие комплексы «Нептун», «Ольха», ударные беспилотные летательные комплексы Bayraktar TB2 турецкого производства.
Элементы стратегических командно-штабных учений «Объединенные усилия – 2020» отработают практически на всех военных полигонах Украины, поэтому по своему размаху, составу сил и средств, привлечению иностранных партнеров они являются уникальными.
Таким образом, сентябрь на северо-восточном побережье Черного и Азовского морей и в воздушном пространстве над прилегающей к Краснодарскому краю акваторией может стать еще более «горячим» месяцем, чем август, причем полеты американских стратегических бомбардировщиков B-52H Stratofortress, носителей ядерного оружия, над территорией Украины продолжатся.
В этой связи нельзя не вспомнить обнародованные в июне с.г. некоторые положения утвержденных указом президента Владимира Путина «Основ государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания». Условиями, определяющими возможность применения ядерного оружия, являются поступление достоверной информации о наращивании противником вблизи границ России и ее союзников группировок сил общего назначения со средствами доставки ядерного оружия, то есть главной опасностью для России видится именно указанная главкомом Суровикиным враждебная деятельность США, выражающаяся в бесконтрольном размещении ядерного оружия и средств его доставки на территории неядерных государств; старте ракет, атакующих Россию и ее союзников; развертывании государствами, считающими Россию противником, ракет средней и меньшей дальности, высокоточного неядерного и гиперзвукового оружия, ударных беспилотников; воздействие противника на критически важные объекты, вывод которых из строя приведет к срыву ответных действий ядерных сил.
Таким образом, союзники США и НАТО автоматически становятся потенциальными целями для ядерного оружия, в случае если их территории будут использоваться американскими военными. Аналогичная перспектива ожидает и Украину, фактически отказавшуюся от в статуса нейтральной страны, ведь из ее воздушного пространства до Москвы менее 500 км, что позволяет американским ударным самолетам контролировать всю Европейскую Россию и часть Сибири.
Кроме того, одной из целей ядерного сдерживания является «недопущение эскалации военных действий и их прекращение на приемлемых для России условиях», то есть нанесение ядерного удара для прекращения войны обычными средствами.
Москва может применить свои стратегические ядерные силы не только в ответ на нападение на нее или ее союзников с использованием ядерного, но и в случае агрессии с обычным оружием, если «под угрозу поставлено само существование государства». Возможно, именно эти угрозы наряду с развитием ПРО и средств удара по ядерным силам и привели к вынужденному изменению этой политики. Документ также опровергает ранее принятое мнение, что Россия, как и СССР, все еще придерживается концепции ответного удара, и вполне допускает встречный, не дожидаясь подтверждения в виде уже прилетевших ядерных боеголовок или уничтожения пунктов государственного управления.
Ведь очевидной целью последних учений В-52Н были отнюдь не крымские объекты, пуски по которым крылатых ракет класса «воздух-поверхность», AGM-158 JASSM в обычном и ядерном исполнении, запускаемых вне зоны объектовой ПВО, могли быть выполнены даже без захода в воздушное пространство Украины, но привели бы только к последующему неотвратимому взаимному уничтожению. Гораздо более эффективными были бы обезглавливающие Россию удары по Сочи и прилегающим важнейшим объектам государственного управления на минимальном удалении из воздушного пространства над акваторией Азовского моря, при этом полет ракет над гористым побережьем Краснодарского края максимально затруднил бы работу средств ПВО. Его-то и отработали американские бомбардировщики в пятницу, 4 сентября, под прикрытием украинских истребителей.
Возможно, именно этот факт имел в виду министр обороны России Сергей Шойгу, заявивший 6 сентября в эфире телеканала «Россия 24»: «Мы понимаем такую активность, понимаем, с чем она связана».
комментарии(0)