Противокорабельный «Гранит» – мощнейшая крылатая ракета, наделенная искусственным интеллектом. Фото с сайта www.mil.ru
Тем, что мы живем, тем, что существует Россия, мы в первую очередь обязаны нашим ракетчикам – Сергею Королеву, Владимиру Челомею, Михаилу Янгелю, Виктору Макееву и Герберту Ефремову. Естественно, надо отдать должное и создателям ядерных и термоядерных боевых частей к нашим ракетам – Игорю Курчатову и др. Наконец, огромную роль сыграли и тысячи людей, строивших и обслуживающих ракетные полигоны Капустин Яр, Байконур, Плесецк, Неноксу, Песчаную Балку под Феодосией и Балаклаву. Надо отдать должное и тем, кто управлял всеми разработками ракет и предприятиями-изготовителями: Иосифу Сталину, Лаврентию Берии, Дмитрию Устинову и Леониду Брежневу. Сегодня еще и нашему президенту Владимиру Путину, правильно рассудившему, что горы оружия не способны сдержать агрессора. Это может сделать только очень продвинутое и поэтому опасное вооружение. Собственно, в этом и заключается главное достижение Герберта Ефремова.
В апреле 1956 года выпускник Ленинградского военно-механического института Герберт Ефремов был направлен по распределению в ОКБ-52, которым руководил Владимир Челомей. С этого момента вся жизнь Герберта Александровича была неразрывно связана с этим предприятием. Оно несколько раз меняло свои наименования. С 1965 года носило название Центральное конструкторское бюро машиностроения (ЦКБМ) Министерства общего машиностроения СССР; с 1983 года – Научно-производственное объединение машиностроения, ныне – АО «Военно-промышленная корпорация «НПО машиностроения». Поэтому для удобства читателей я буду называть предприятие первым названием – ОКБ-52.
Главной задачей КБ было завершение работ по крылатой ракете 10ХН, но Челомей понимал их бесперспективность и в 1955 году приступил к проектированию принципиально новой ракеты П-5. Эта машина представляла качественный скачок в развитии отечественных крылатых ракет. В первую очередь это связано с автоматическим раскрывом крыла после старта. До П-5 все отечественные и зарубежные крылатые ракеты перед стартом подлежали сборке или по крайней мере предварительному раскрыву крыла. Ракета со сложенным крылом легко вписывалась в цилиндрический контейнер небольшого диаметра, по длине мало превышающий саму ракету. Такой контейнер без проблем размещался и на подводной лодке, и на колесном или гусеничном шасси. Кроме того, контейнер был герметичен и заполнялся азотом, что предохраняло ракету от воздействия внешней среды.
В апреле 1956 года в Реутов прибывает на работу 23-летний инженер Герберт Ефремов и подключается к разработке крылатой ракеты П-5. А позже начинает работу над серией ракет для стрельбы по наземным целям, созданных на базе П-5: П-5Д, С-5 (крылатая ракета на самоходном шасси). Затем идут противокорабельные ракеты (развитие П-5): П-6 (для подводных лодок) и П-35 (для крейсеров и береговых установок).
В каждом из этих изделий – огромный вклад Герберта Александровича. Он отмечен рядом правительственных наград. Так, в 1963 году Ефремов становится Героем Социалистического Труда. В секретном указе так и было сказано: «За создание комплексов П-6 и П-35». В 1959 году Ефремов награжден орденом «Знак Почета». В 1962 году получает Ленинскую премию. В 1971 году награждается орденом Трудового Красного Знамени. В 1974 году становится лауреатом Государственной премии СССР. В 1964 году Ефремов становится начальником КБ внутри ОКБ-52.
На работах ОКБ-52 весьма благоприятно сказалось и прибытие еще одного молодого специалиста. В 1958 году в ОКБ поступил выпускник МЭИ 23-летний Сергей Хрущев. Он сразу же получил должность замначальника отдела. Через год, в 1959-м, Сергей вместе с группой других сотрудников стал лауреатом Ленинской премии, а 28 апреля 1963 года он удостоен звания Героя Социалистического Труда, стал доктором технических наук и профессором.
В начале 1970-х годов Ефремов начинает определять техническую политику ОКБ-52. В 1976 году он становится заместителем Челомея. В 1969–1983 годах в ОКБ-52 была создана противокорабельная ракета П-700 «Гранит». Ракета имела прямоточный двигатель, что позволяло разгонять ее на малых высотах до скорости 1,5 М, а на больших – до 2,5 М. Дальность составляла 400–600 км в зависимости от высоты полета.
Для гарантированного поражения авианосных ордеров ракетой П-700 мог быть нанесен удар группой до 20 и более ракет. Возможен был и ядерный удар одной ракетой на большом расстоянии от ордера. Средства ПВО авианосного соединения на время «ослеплялись», и тогда наносились удары основной группой «Гранитов».
9 декабря 1976 года вышло постановление Совмина СССР о разработке универсальной стратегической крылатой ракеты 3М-25 «Метеорит» в КБ Челомея. Ракета должна была запускаться с наземных пусковых установок, атомных подводных лодок проекта 667 и стратегических бомбардировщиков Ту-95. Конструктивно ракета была выполнена по схеме «утка». Маршевая ступень имела стреловидное складывающееся крыло и двухкилевое складывающееся оперение.
До конца 1984 года проведено 22 пуска 3М-25 всех исполнений, но ни одна из них не пролетела и половины проектной дальности. Работы по всем версиям «Метеорита» прекращены в конце 1984 года.
8 декабря 1984 года в возрасте 70 лет скончался Владимир Челомей. Место генерального конструктора занял Герберт Ефремов.
В июне 1986 года начались работы над противокорабельным комплексом «Болид». Он должен был развивать скорость до 4 М на высоте 21 км. Дальность стрельбы – не менее 800 км. Носителями «Болида» должны были стать подводные лодки проекта 881 «Меркурий» и проекта 949Б «Атлант». Однако в конце 1990-х годов работы над ракетой «Болид» прекратились. Данные комплекса до сих пор засекречены.
5 июля 1981 года вышло постановление Совмина СССР о начале работ над сверхзвуковой противокорабельной ракетой «Оникс». 10 марта 1982 года в ОКБ-52 прошла защита эскизного проекта ракеты «Оникс». «Бдительные товарищи» придумали ей псевдоним «Яхонт», а также два индекса – секретный П-800 и несекретный 3М-55. Стартовый вес ракеты – 3 т. Максимальная скорость у поверхности воды – 2 М, а на высоте свыше 10 км – 2,6 М (750 м/с).
Объем статьи не позволяет подробно рассказать о созданной в ОКБ-52 уникальной военной орбитальной пилотируемой станции «Алмаз». ОПС «Алмаз» (индекс 11Ф71) имела стартовый вес 18,9 т, общую длину 11,61 м и максимальный диаметр 4,15 м.
Для защиты «Алмаза» от спутников-истребителей и спутников-«инспекторов» в ОКБ-16 (КБТМ) под общим руководством главного конструктора А.И. Нудельмана были созданы два комплекса вооружения: «Щит-1» и «Щит-2». Первоначально для «Щита-1» конструктор А.А. Рихтер спроектировал 14,5-мм пулемет револьверного типа, а затем (видимо, решили, что калибр 14,5 мм слабоват) и 23-мм револьверную пушку с четырьмя патронниками. Системы Рихтера были выбраны из-за их высокой скорострельности и малой длины. В комплекс «Щит-2» входила первая в мире ракета класса «космос-космос».
Увы, проект «Алмаз» полностью не был реализован, но многие его элементы использованы в орбитальной станции «Салют».
С 1960 года ОКБ-52 занималось космическим ракетопланом и маневрирующими гиперзвуковыми головными частями МБР. Применение таких боеголовок снижает или даже исключает возможность перехвата их антиракетами противника.
В 1991 году распался Советский Союз, начались лихие 90-е. Десятки военных предприятий прекратили существование или превратились в небольшие мастерские, выпускающие гражданскую продукцию.
Были прекращены работы над советским шаттлом «Уран», над гиперзвуковой ракетой Герберта Ефремова «Болид» и над другими интереснейшими ракетными и космическими проектами. Резко замедлились работы над ПКР «Оникс», да и сам проект оказался на грани закрытия.
В этих условиях Герберт Ефремов предпринял буквально титанические усилия по спасению НПО «Машиностроение». НПО бралось за любые темы. Так, по указанию Герберта Александровича были проведены сложные работы по продлению срока службы основных российских межконтинентальных баллистических ракет УР-10Н УТТХ. Срок их службы был увеличен в три раза, что позволило РФ сохранить паритет с США в области межконтинентальных ракет.
Чтобы спасти «Оникс» и одновременно увеличить госфинансирование НПО, Ефремов при участии Алексея Леонова предпринял усилия по созданию российско-индийского ООО «БраМос». Такое название получено по начальным буквам рек Брахмапутры и Москвы. Председателем совета директоров ООО «БраМос» стал первый заместитель Ефремова Алексей Леонов.
В ООО на безе «Оникса» была создана ракета «БраМос». На ее создание Россия выделила 122,5 млн долл., а Индия – 128 млн долл. И вот 12 июня 2001 года в Индии был произведен первый пуск ракеты «Брамос». Замечу, что вскоре индийцы модернизировали исходную ракету и получили «БраМос» ER, увеличив ее дальность с 290 до 450 км. В 2003 году Герберт Ефремов был награжден одним и высших орденов Индии – орденом «Падма Бхушан».
А в России после проведения государственных испытаний на МРК «Накат» проекта 1234.7 в 1996 году комплекс «Оникс» был принят в опытную эксплуатацию.
В настоящее время ракета «Оникс» находится на вооружении берегового комплекса «Бастион» МРК типа «Буян» и других кораблей.
Важнейшей работой Герберта Ефремова стало создание гиперзвукового маневрирующего блока. Еще в ходе создания МБР УР-200 отрабатывался ее орбитальный вариант – трехступенчатая УР-200А (8К83) с маневрирующим гиперзвуковым блоком АБ-200.
Любопытно, что первое время УР-200А именовали глобальной ракетой, а АБ-200 – орбитальной бомбой. После отделения от носителя блок на супернизкой орбите (150–160 км) делал один или два витка вокруг Земли и входил в атмосферу, маневрируя в двух плоскостях.
Параллельно с баллистической ракетой УР-500 создавался и ее орбитальный вариант с маневрирующим блоком АБ-500.
Однако, как мы уже знаем, работы над УР-200 и УР-500 были прекращены. Зато 19 ноября 1968 года была принята на вооружение глобальная ракета Р-36орб (8К69) – «орбитальный Сатана», – созданная КБ «Южное». В связи с подписанием Договора ОСВ-2 полк Р-36орб был расформирован.
Постановлением Совмина СССР от 9 февраля 1987 года НПО «Машиностроение» была поручена разработка МБР «Альбатрос» с маневрирующим боевым блоком. Главным конструктором системы был Герберт Ефремов.
Новый комплекс планировалось оснастить маневрирующими (крылатыми) боевыми блоками, обладающими гиперзвуковой скоростью. Блоки могли совершать маневры до 1000 км по азимуту при входе в атмосферу на «линии Кармана» (около 100 км) на скоростях около 5,8–7,5 км/с или 17–22 М.
Новинкой «Альбатроса» была особая траектория выведения с углом входа всего в несколько градусов, которая позволяла ракете-носителю не подниматься выше 250–300 км. Сам пуск можно было зафиксировать, но спрогнозировать траекторию и выдать целеуказание на перехват – нет. Ради экономии в качестве носителя была выбрана серийная ракета УР-100Н УТТХ. Два испытательных пуска системы состоялись еще в начале 1990 года. А затем с развалом СССР работы были заморожены.
В связи с выходом США из Договора об ограничении систем противоракетной обороны в 2001 году и ростом напряженности в российско-американских отношениях Кремль принял решение возобновить разработки системы «Альбатрос». В феврале 2004 года начальник Генштаба ВС РФ Юрий Балуевский сообщил: «В ходе тренировки был испытан космический аппарат, который способен лететь с гиперзвуковой скоростью, совершая при этом маневры».
В сентябре 2005 года президент России Путин сообщил: «Мы разрабатываем новые стратегические комплексы, каких нет ни у кого в мире. Они будут работать на гиперзвуке, менять направление по курсу и высоте. Практически неуязвимые для противоракетной обороны».
В ходе работ в конструкцию комплекса были внесены существенные изменения, и он получил название «Авангард». После ряда экспериментов конструкторам удалось создать надежную систему управления и жаропрочные материалы. Блок был оборудован системой терморегуляции разработки московского НПО «Наука».
1 марта 2018 года в Послании Федеральному собранию Путин рассказал о разработке системы «Авангард» и показал анимированные кадры ее работы. В качестве носителя боевых блоков «Авангард» выбрана старая добрая ракета УР-100УТТХ шахтного базирования. В перспективе в качестве носителя управляемых боевых блоков могут стать разрабатываемые ракеты РС-28 «Сармат».
комментарии(0)